В отношениях Киргизии и Казахстана в очередной раз не все ладно. 20 августа на киргизско-казахской границе на пунктах пропуска «Кен-Булун – Автодорожный» и «Ак-Тилек» образовалась огромная пробка из фур. Казахстанские пограничники перестали пропускать на свою территорию большегрузные машины. За несколько дней на границе скопилось порядка 600 грузовиков.
Многие киргизстанцы связали происходящее с тем, что чуть ранее Киргизия прекратила подачу воды в Жамбылскую область Казахстана. Слухи подогревало и то, что ранее официальная Астана неоднократно заявляла о своих претензиях по отношению к Киргизстану касательно воды. По факту сложной обстановки на границе к властям Казахстана обратился доктор экономических наук директор НИИ ирригации Минсельхоза КР Улан Чортомбаев. В своем письме ученый подчеркнул, что Бишкек полностью исполнил взятые на себя обязательства, и попросил снять ограничения на пропуск машин в Казахстан. «Вы не пропускаете наши машины через таможенные посты и заставляете их стоять в длинных очередях на ваших пограничных постах. Вы объясняете это тем, что мы перестали подавать вам воду. С весны мы непрерывно подавали воду из Кировского и Орто-Токойского водохранилищ. Даже если у нас не оставалось воды, мы полностью исполнили наши обязательства в рамках соглашений и протоколов между двумя странами», – отметил эксперт и привел в качестве доказательства спутниковые снимки Кировского водохранилища.
«Воды нет. Что мы можем дать вам, если нет воды? Не думайте, что мы намеренно не даем воду, имея ее. Сейчас XXI век, все можно увидеть через спутник. На дне этого водоема осталась рыба. Если спустим эту воду, вся рыба умрет. Давайте продолжим нашу работу в духе братских отношений, не чиня друг другу препятствия. Не закрывайте границы», – призвал ученый.
Однако, по заявлению директора Службы водных ресурсов КР Алмазбека Сокеева, скопление фур на границе Киргизии и Казахстана не связано с ограничениями в поставках поливной воды.
В чем же тогда дело? Киргизская сторона была вынуждена обратиться в Евразийскую экономическую комиссию. Руководство Минэкономкоммерции КР сообщило членам группы, что Казахстан нарушает из основополагающих принципов ЕАЭС – ограничивает свободу передвижения товаров. «С 20 августа у нас наблюдается напряжение, связанное с медленным пропуском грузовых транспортных средств со стороны Казахстана. 20 августа было 180 машин, на следующий день я простоял на границе два часа и был свидетелем того, что за это время пропустили только одну машину. За день пропускали 3-4 машины. После появления информации, что из Евразийской экономической комиссии приезжает делегация, мы наблюдаем, что немного ситуация улучшается», – заявил заместитель министра экономики и коммерции КР Назарбек Малаев.
При этом он добавил, что причины медленного пропуска машин Казахстан не объяснил, а ведь подобные действия противоречат договору о ЕАЭС и ограничивают свободу перемещения товаров внутри Союза.
Казахская сторона хранила молчание несколько дней. Свет на ситуацию пролили в пограничной службе КНБ Казахстана. По заявлению ведомства, в августе текущего года они провели комплекс активных мер по противодействию незаконной деятельности в пограничном пространстве, в том числе в пунктах пропуска через границу. «Транспортные средства проверялись с применением технических средств досмотра и служебных собак. По результатам проведенных мероприятий пограничной службой пресечены: 35 фактов провоза наркотических средств, 33 – оружия и боеприпасов; 20 фактов использования поддельных документов, 36 – двойного гражданства; 299 случаев контрабанды на сумму около 2 млрд тенге, 27 – ввоза и вывоза автомашин по поддельным документам», – говорится в распространенном 28 августа сообщении. В Комитете нацбезопасности добавили, что «в пунктах пропуска через границу каких-либо дополнительных ограничительных мер не вводилось».
Вице-премьер – министр финансов РК Ерулан Жамаубаев также заявил, что пробки на казахско-киргизской границе не связаны с тем, что Киргизия ограничила подачу воды. «Была проведена спецоперация. Зафиксированы случаи пропуска контрабандных товаров, наркотиков и других незаконных товаров и лиц, не имеющих паспорта. При наличии электронных счетов-фактур документов на товары мы их пропустим», – добавил он. По словам Е. Жамаубаева, пробки на границе возникли из-за большого количества туристов и студентов.
26 августа в происходящее вмешался президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, поручивший кабмину урегулировать ситуацию в пунктах пропуска. «Глава государства поручил правительству урегулировать ситуацию, возникшую на казахско-киргизской границе, в духе партнерства и братских отношений между нашими странами, – отметили в пресс-службе главы Казахстана. – Отмечена необходимость продолжения переговоров с киргизской стороной по вопросу более активного внедрения цифровизации и автоматизации для недопущения нелегальной перевозки товаров через границу».
Ситуация стабилизировалась только 29 августа.
Стоит напомнить, что Казахстан время от времени прибегает к подобным мерам. В последний раз очередь из грузовиков на границе двух республик выстроилась в июне этого года. Тогда в Погранслужбе КР происходящее объяснили увеличением экспорта сельхозпродукции, добавив, что с киргизской стороны «ограничений при прохождении пограничного контроля для грузоперевозчиков нет».
Весьма резко высказался по ситуации глава Ассоциации грузоперевозчиков Киргизстана Темирбек Шабданалиев: «Скопление фур на границе КР и РК может быть связано с ведением Казахстаном торговой войны против нашей страны. Казахстан сам хочет контролировать поток товаров. Первый, основной – из Китая, уходит в Россию контейнерами и вагонами. Второй, не менее объемный, – в Казахстан. И маленький поток – через Кыргызстан. И вот этот маленький поток они перекрывают. Дербанят наших водителей, грузоотправителей. С каждым разом из Китая через нас становится все меньше и меньше отправлений товаров».
Киргизские эксперты полагают, что власти республики все больше задумываются над тем, чтобы перенаправить грузопоток через территорию Узбекистана в Астрахань. Хотя при этом затруднится логистика с сибирским и дальневосточным регионами России. В Киргизии также с нетерпением ожидают начала строительства железной дороги Китай – Киргизстан – Узбекистан. В случае успешной реализации проекта Киргизия не будет так сильно зависеть от настроений официальной Астаны. Но для этого нужно время, а пока придется договариваться.
Необходимо сказать и о том, что не должна стоять в стороне и Евразийская экономическая комиссия. Происходящее на киргизско-казахской границе подрывает самые основы Евразийского союза, и для его дальнейшего развития необходимо, чтобы такого рода препоны были обязательно удалены.
Ирина ЗАБНЕВА
Оригинал статьи размещен здесь