Ответить на второй вопрос можно буквально одной фразой – для военных действий. Разберёмся, в чём главные достоинства данной машины, которые позволяют ей считаться одной из самых надёжных в мире на протяжении уже нескольких десятков лет.
История появления
General Dynamics F-16 Fighting Falcon – американский многофункциональный лёгкий истребитель четвёртого поколения, появившийся на свет в начале 1970-х годов. Потребность в нём возникла в тот момент, когда у США уже значительно устарел авиационный парк, и отрасль срочно нуждалась в обновлении. Кстати, в тот же период времени уже был построен F-15, но он в силу технических особенностей получился слишком тяжелым и довольно сложным, как в управлении, так и в обслуживании.
6 января 1972 года был объявлен конкурс на разработку лёгкого истребителя для ВВС США. Через месяц на призыв откликнулись пять авиастроительных компании с шестью вариантами: Northrop, представившие два проекта, Boeing, General Dynamics, Lockheed, LTV. На рассмотрение заявок ушёл ещё месяц и в марте были объявлены два победителя – Northrop (с прототипом YF-17) и General Dynamics (с прототипом YF-16). В апреле с ними были заключены контракты на 39,1 и 38 миллионов долларов соответственно.
Параллельно с этим, ВМС США ведут программу по созданию многоцелевого палубного истребителя-штурмовика Naval Fighter Attack Experimental. В итоге, спустя пару лет были удовлетворены интересы всех военных структур США.
Кстати, к разработке и непосредственно финансированию, присоединились такие страны, как Дания, Нидерланды и Бельгия, которые остро нуждались в обновление своего авиапарка.
Первый прототип, получивший обозначение YF-16 (№72-01567), совершил полёт 2 февраля 1974 года. Его маневренность, вкупе с положительными отзывами пилотов, позволили ВВС США заключить полноценный контракт на создание нового самолёта. С тех пор он претерпел множество изменений, но по-прежнему остаётся в строю в ряде стран.
Возможности F-16
Не станем сравнивать разницу между F-16 и отечественным истребителем Миг-29, как это делают многие. Но поговорим о тех возможностях, которые предоставляет американский вариант. Прежде всего, это многоцелевое использование. F-16 способен наносить удары по наземным целям, полноценно вести воздушный бой, в том числе и против БПЛА, а также собирать разведывательные данные с территории противника.
Советуем прочитать:
Останки былой славы: авианосец «Минск» ржавеет под открытым небом
Добавляет плюсов данному самолёту его летные возможности: F-16 превосходно чувствует себя в небе, благодаря уникальной аэродинамической конфигурации и мощному двигателю. Ещё к одному важному плюсу следует отнести его возможность к модернизации. Несмотря на выпуск истребителя почти сорок лет назад, он постоянно совершенствуется, подстраиваясь под текущие требования военных операций.
F-16 привлекает своей надёжностью, стабильной работой в небе и ценой. Не случайно его успешно экслпуатируют армии 25 стран.
Примерная стоимость обслуживания
Здесь следует начать с закупочной цены: она варьируется, в зависимости от модификации, от 40 до 55 миллионов долларов по разным данным. Но это только стоимость непосредственно истребителя. Надо понимать, что для него требуется место, где он будет проходить текущий ремонт, а также люди – инженеры и пилоты. Наличие парка F-16 в количестве порядка 100 штук потребует значительных финансовых затрат.
Кстати, стоимость одного часа полёта оценивается в несколько десятков тысяч долларов, после чего требуется время для обслуживания. В мире произведено более 4 тысяч F-16,это один из самых популярных истребителей современности. Но и к нему требуются запасные части, которых придётся заказывать у производителей.
Участие в военных действиях
Одним из первых в реальном бою испытали истребитель военнослужащие израильской армии. Свою первую воздушную победу F-16 одержал в 1981 году, когда над долиной Бекаа был сбит сирийский вертолёт Ми-8. В этом же году F-16 сбил самолёт противника. Всего за период данного конфликта сирийская сторона потеряла порядка 40 самолётов, при этом, утверждая, что и сами сбили несколько F-16. Израиль, естественно, свои потери отрицал.
Вооруженные силы США применяли F-16, в основном, в качестве бомбардировщика. Известно его использование при проведении операции «Буря в пустыне», когда поражались наземные цели. Известно о работе F-16 над территорией распадающейся Югославии. Нельзя сказать, что F-16 является неуязвимым, не раз он оказывался сбитым ЗРК.
Время идёт, появляются истребители всё новых поколений, но F-16 до сих пор в строю и готов к бою. Цена, маневренность, простота в использовании, большое количество боеприпасов к нему, а также большой парк - создают благоприятные условия для его эксплуатации в текущих конфликтах.