"Он всё схватывает на лету! Один раз услышал – и понял! Гений, у меня гениальный ребёнок! Просто в школе не сложилось, поэтому помогите нам по русскому..."
Сколько раз приходилось слышать репетитору подобный текст? Очень много раз. Сколько может быть объяснений, почему у их способного ребёнка плохие оценки по предмету в школе? Вагон и маленькая тележка.
Услышал один раз и понял – это совершенно нормально для здорового организма. Значит, хорошо объяснили. Радуемся, что понял.
Но понять – ничтожно мало для того, чтобы оглашать успех. Первая ступенька! А дальше пойдёт: закрепить, отработать, применить в разных плоскостях, отточить и отшлифовать, а потом ещё повторить все этапы по кругу. Раза три. (Чуть позже вернёмся к этому циклу.)
"Представляете, восемь строчек стихотворения! Два раза ей читаю, она запоминает! Математику не любит, а стихи блестяще сдаёт!"
Я дико рада. У вас получился ребёнок с отличной слуховой памятью. И всё же, она одна ничего не решает в процессе обучения.
Да, на неё можно опираться. Действительно славно, если у ребёнка имеются склонности и способности. И при верном подходе одна способность вытащит из ученика, из глубины его возможностей, другие полезности. Они сами подтянутся, если вы не помешаете.
Поэтому сразу просьба к родителям: если у вашего ребёнка появились "сверхспособности", не выделяйте их. Не акцентируйте слишком сильно при ребёнке. Порадоваться конечно можно, а как же! Однако ставить крест на развитии всего остального репетитор, автор статьи, вам запрещает.
"Я люблю рисовать. С детства рисую. Математика? Гадость. Вообще не понимаю. Не перевариваю. Вот рисовать..."
При этих словах я сразу знаю, что и как делали родители. Они форсировали склонность ребёнка, гипертрофировали её, задвигая таким образом остальные способности.
Сейчас напишу то, с чем вы точно будете спорить в комментариях:
Если у ребёнка есть одна способность, значит, есть и другие. (Глубокое убеждение репетитора.)
Природа гораздо мудрее нас, друзья. Она распределяет свои дары соразмерно и пропорционально.
Пометка: мы говорим о здоровом ребёнке.
Просто какая-то способность проявляется раньше, а остальные потом себя покажут.
При вашем правильном подходе.
Возвращаемся к кругам. Процесс обучения задействует возможности ребёнка соответственно его развитию. Сравним этот процесс с созданием картины:
Я художник и создаю картину. Яркую и красочную. Однако мне постоянно подсовывают жёлтую краску, её очень много! Что у меня получится? Жёлтая картина! Куда вы умудряетесь девать остальные краски, дорогие родители некоторых школьников?!
Точно так же и в обучении. При формировании того или иного навыка надо прикладывать усилие и извлекать из себя разные способности, а ученик зациклен на какой-то одной, хотя очевидно, что он может и другую краску дать!
"Мне устно считать трудно! Давайте я лучше письменно сдам! Я всегда так делаю!"
Вообще люблю, когда ко мне на урок приводят ученика средненького. Все дверки закрыты, глазки томные, троечки в школе. Скорее всего, способности и не раскрывались пока. Класса до пятого с такими ребятами очень интересно работать. Да и постарше ребята бывают, которые могут удивить. Последнее потрясение – девочка из этой статьи.
Вывод статьи: аккуратнее со способностями. Не задавите их своим восхищением и завышенными ожиданиями.
Советы:
- Не путаем гениальность и возрастную норму.
- Не навязываем своё мнение по поводу его гениальности ребёнку.
- Не выделяем способность и даём время на открытие остальных дверок.
Чувствую, не согласны. А это даже хорошо. Вы знаете, я всегда за диспут. Жду в комментариях!