На допросах взятых в плен моряков с этой лодки всплыли некоторые удивительные подробности об их офицерах, в частности командире. С него и начнём. Капитан-лейтенант Хорст Хёльтринг по словам своих подчинённых был в некотором смысле сумасшедшим
Будучи амбициозным и смелым, он имел две страсти - алкоголь и оружие. По словам выживших, он никогда не расставался с револьвером. Однажды, ещё до войны, валяясь поддатым в койке на береговой квартире в Готтенхафене он увидел большой палец своей ноги, торчащий из-под одеяла. Далее в протоколе допроса пишется: he drew bead on his big toe and shot it off. Я затрудняюсь понять, отстрелил ли он себе палец или эту самую bead, у которой куча значений, в любом случае за это Дёниц якобы задержал присвоение ему звание капитан- лейтенанта.
Но в войну он всё-таки вступил каплеем и уже 27 июня 1941 года, командуя U-149, потопил двумя торпедами нашу М-99 под командованием старшего лейтенанта Б.М. Попова. Все двадцать советских моряков погибли.
8 января 1942 он вступил в командование U-604 серии VIIC. Пленные рассказали, что им постоянно было не по себе под командованием Хёльтринга, особенно после того, как лодка была серьезно повреждена во время последнего патрулирования, когда он стал чрезвычайно нервным.
Вахтенные офицеры у него менялись чуть ли не в каждом патруле. О последнем, первом вахтенном офицере оберлейтенанте Франке Ашманне ничего не пишется, но из описания гибели лодки понятно, что, будучи на верхней вахте, он здорово лопухнулся. Второй вахтенный офицер, лейтенант фон Ботмер был большой педант и любитель играть на флейте. Немецкие моряки обычно не любили плохо отзываться о своих офицерах, однако несколько членов команды с готовностью выразили свою неприязнь к фон Ботмеру, нередко оскорблявшего подчинённых.
Фон Ботмер поступил на флот в 1932 году. Он оставил службу фенрихом, чтобы продолжить, по его словам, свои исторические исследования. Позже он получил степень доктора в Берлинском университете. Утверждалось, что фон Ботмер впоследствии стал офицером СС. Он вернулся на флот после начала войны, заявив, что решил пойти на подводные лодки не только из-за личных предпочтений, но и потому, что его отец был командиром подводной лодки во время последней войны.
Как бы то ни было, но к моменту описываемых событий Хёльтринг уже потопил 7 кораблей и судов противника. 4 июня 1943 года лодка вышла из Бреста, а 22-го пересекала экватор. Перед этим событием по радио было получено указание от Дёница, чтобы церемония была проведена строго по правилам, видно, он помнил нрав Хёльтринга.
Так что ничего сверхординарного не произошло, новичков встретил Нептун, они были угощены бисквитами, состоявшими из горчицы, джема, соли, перца и других ингредиентов, после их кидали на кусок брезента и подбрасывали в воздух, а в заключение все получили сертификаты о пересечении экватора и угостились Кюммелем - крепкой тминной настойкой.
И вот наступил вечер 30 июня. Подводная лодка двигалась на поверхности при дневном свете, недалеко от Сан-Сальвадора, Бразилия. Ни РЛС, ни детектор радиолокационного облучения не были включены. В вахту на мостике входили первый офицер оберлейтенант Ашманн и боотсмаат Лурц. Офицер роты пропаганды оберлейтенант Кюн фотографировал на верхней палубе.
Внезапно из сектора 0-90 градусов, за который отвечал Ашманн, спикировал самолёт. Это был "Локхид Вентура PV-1" под командованием лейтенант-коммандера Томаса Д. Дэвиса, вылетевший из Байи в Бразилии для контроля пути очередного конвоя.
Ашманн не заметил его вовремя, и был тяжело ранен огнём с самолёта, ему оторвало правую часть челюсти. Лурц получил попадание в живот. Неизвестно, что делали остальные и пропагандист Кюн, но на мостик немедленно выскочил Хёльтринг и тут же получил ранения в левое плечо и грудь.
Лодка с опозданием открыла ответный огонь, но безрезультатно. Дэвис продолжал совершать налёты, было потрачено 800 12,7 мм боеприпасов и сброшены 4 бомбы Мк47. Раненых затащили в лодку, спрятались и артиллеристы
Лодка начала погружаться и скрылась. Потом её выбросило на поверхность кормой вперёд градусов под 60
но она снова погрузилась.
Не станем перечислять все её повреждения, они были ужасны. Лодка едва могла двигаться и очень медленно погружаться. После того, как Хёльтринг смог доложить в штаб подводных сил об обстановке, ему было приказано ждать помощи от других подводных лодок в этом районе.
Ночью лодка всплыла для пополнения запасов воздуха и зарядки батарей, а также похорон Ашманна и Лурца. Хёльтринг прочитал краткую похоронную речь по громкоговорящей связи лодки, пока команда стояла по стойке смирно. По команде «Тотен фон Борд» оба тела были сброшены за борт.
3 августа на нее снова напали самолеты, и она погрузилась. Один из выживших рассказал, что насчитал четыре взрыва бомб.
Ночью лодка была обстреляна надводным кораблём, видимо, по целеуказанию его радара. Хёльтринг выпустил несколько радиолокационных воздушных шаров-приманок и погрузился под воду. Ночью экипаж услышал «писк» Асдика, а затем многочисленные взрывы глубинных бомб. На следующее утро, 4 августа, U-604 всплыла, пробыв под водой около 20 часов. Один из выживших рассказал, что насчитал около 17 взрывов глубинных бомб. Лодка получила дополнительные повреждения, но всё же смогла двигаться после отчаянных усилий по ремонту.
Стало ясно, что U-604 не жилец и штаб приказал, что после передачи остатков запасов и перехода экипажа на U-185 и U-172 она должна быть затоплена. Непрерывное патрулирование самолётов не давало покоя и с U-185 капитан-лейтенанта Мауса удалось сблизиться только 11 августа.
Две подводные лодки зависли на расстоянии примерно 90 метров друг от друга, и экипаж U-604 немедленно начал переброску провизии, топлива и оборудования на U-185. Через несколько часов подошла и U-172 капитан-лейтенанта Эммермана. Работы были прерваны из-за нападения PBY-4 Liberator под командованием лейтенант-коммандера Б. Дж. Прюера, обстрелявшего лодки и сбросившего 4 бомбы
U-172 погрузилась, а U-185 открыла огонь, сбив самолёт после его второго захода.
Подготовка к затоплению U-604 продолжалась. Эммерман не всплывал, поэтому U-185 пришлось разместить весь экипаж U-604 у себя. Этим людям было приказано прыгнуть с борта и проплыть до U-185 . Хёльтринга, чьи раны, полученные в результате авиационной атаки 30 июля, еще не зажили, переправили на резиновой лодке. Механик U-604 оберлейтенант Хельмут Юргенс приплыл последним. Выжившие рассказали, что он установил четыре заряда с выдержкой в 8 минут, и открыл клапаны вентиляции ещё целых балластных цистерн. Прежде чем он добрался до U-185, заряды взорвались, и U-604 затонула кормой.
Выжившие с U-604 думали, что Эммерманн покинул их и хвалили действия Мауса, который сбил атакующий самолет. Хёльтринг приказал своим людям находиться на тех боевых постах U-185 , на которых они служили на U-604 , сказав в своём стиле, что им придется «заслужить себе проезд».
Маус столкнулся с пугающей ситуацией, когда придётся пересекать Атлантику со 100 моряками на борту подводной лодки, предназначенной для обеспечения тесного «комфорта» всего лишь 54-м.
Он ещё не знал, что жить его лодке оставалось считанные дни.
Продолжение следует.
..............................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала