Ежели кто вздумает из Чувашей, обитающих на Волге жениться, сто сваты торгуют девушку очень дорого. Обычно цена невестам простирается от двадцати рублей до пятидесяти. Бедные могут получить и за пять, и за десять рублей себе жен, напротив того богатые дают за невесту до восьмидесяти рублей. Невестино приданное состоит в дворовом скоте, домашней утвари и одеянии. Бывает почти равное с платимыми женихом за нее деньгами. Торг за невесту называется у них сватовством. По заключении оного бывает особый с дарами поезд – жених приезжает с родителями своими к невесте платить за нее договорные деньги, дарит новым родственникам рубахи, платки или холст. Невестин отец для счастья женитьбы приносит в жертву пшеничный хлеб и небольшое количество меда-сырца. Он держит дар свой против солнца и творит молитву, после чего едят, пьют и выделяться напоследок, определяют, когда будет свадьба.
Во время свадьбы сидит невеста, занавеся лицо, за отгородкой. Напоследок, вышедши оттуда, ходит прискорбно в гостеприимной избе кругом, а девушки носят перед ней пиво, мед сырец и хлеб. Как обойдёт она в третий раз избу, то жених срывает с нее покрывало, целует ее и меняется с ней перстнями. С этой поры называется она обрученной девкой и разносит гостям хлеб, мед и пиво, и уходит обратно за загородку, где женщины вместо худой девичьей шапки надевают на нее бабью побогаче убранную хушну.
Когда станут молодых раздевать, то невеста должна скинуть с жениха сапоги. На другой день по утру происходит следствие о ее девичьей непорочности. Если окажется, что она до замужества жила не целомудренно, то невестин прислужник подаст старейшине с пивом такой стакан, у которого не дне сделана дырочка, которую зажав он пальцем удерживает. Но как только гость возьмет стакан в свои руки, то начинает напиток бежать из дырочки, гости поднимают его на смех и тем приводят невесту в стыд. Других не бывает последствий ее непорочности. На следующий день принимает молодая гостей уже как хозяйка. В этот день веселья бывает больше, нежели в первый день – пляшут, играют на гуслях, на волынке и губном органе.
Крещенные венчаются в церкви спустя, иногда, долгое время после этих обрядов. Свадьбу играют больше у родителей жениха, и она походит на очередную пирушку, потому что всякий гость несет что-нибудь с собой. На стол ставят блюдо с хлебом, в который воткнута стрела. Тут кто изволит из гостей, кладет молодым на жизнь несколько копеек.
У Казанских и Оренбургских Татар перед свадьбой невеста должна некоторое место очистить от волоса. У простых людей помогают это сделать на девичнике женщины бритвами, знатные же употребляют к этому особую мазь, которой мужья бороды для уменьшения бороды мажут. Мазь состоит из опермента и негашеной извести, растворенных в воде или постном масле. Этой мазью протирают они в бане причинное место несколько раз, через некоторое количество времени. А когда волосы снова начинают расти, опять за мазь принимаются. Некоторые выдергивают волосы, дабы навсегда избавиться от частого и тягостного бритья с самым корнем.
Девушки, собравшиеся на девичник к невесте, у которой лицо занавешено, оплакивают вместе с ней перемену ее состояния, в невестиной же песне, которую поют двое мужчин, эта перемена считается желательной. Накануне свадьбы относят невесту на ковре вечером в тот дом, где быть свадьбе и там видится она со своими новыми родственниками.
Весь обряд бракосочетания их состоит в том, что мулла спрашивает в слух жениха и невесту, желают ли они вступить в супружество и получает положительный ответ как на это, так и на то, что договор о всем уже сделан. И прочитав молитву объявляет их сочетавшимися браком. И как потеряние девичьей чести считается у них великим бесчестием, то нечестивый жених, может оклеветав невесту получить дополнительный подарок от тестя и тещи.