Найти тему
Тропинка горного эха

Рассказы про мишек. Тренировка командного голоса.

Из открытых источников
Из открытых источников

В продолжении литературной темы и чтобы хоть немного отвлечь от насущных проблем перед выходными, хочу вам предложить рассказ "Тренировка командного голоса" из серии "Рассказы про мишек", опубликованный в 2014 году в журнале МОСТ, Том 46.

На моей родине во времена моего детства и раньше, отношение с медведями было особенным. Не зря его называли медвежьим краем.

Даже я не раз сталкивался с этими представителями фауны. Но это отдельные рассказы. А сейчас предложу рассказ одного моего знакомого.

Итак. Командный голос!

***

Я хочу Вам рассказать одну из множества историй, которыми богата моя Родина.

Сам я родился и вырос в посёлке Вохма на самом северо-востоке Костромской области. И хотя до столицы нашей страны от посёлка менее одной тысячи километров, но любой приезжающий сюда понимает, что это не центр России, а самое настоящее захолустье.

Одно название чего стоит, если перевести со старого финско-угорского языка, «Вох» - болото, «Ма» - вода. Если подняться на север от Вохмы к границе с Вологодской областью, то там действительно множество болот и рек, а дальше начинаются высокие холмы. Ещё чуть дальше – Северные увалы – гряда известных холмов.

Вот в таком крае я вырос, глухом, но восхитительно красивом. Но о красоте края я расскажу, возможно, в следующий раз. А сейчас я бы хотел рассказать вот о чём. Где-то в шестидесятые годы двадцатого века, если я правильно помню историю своего родного края, у нас в районе запретили охотиться, чтобы восстановить поголовье диких животных. И буквально через несколько лет этих самых животных расплодилось столько, что стали они выходить даже на улицы районного центра, коим и была Вохма.

Вот тут то и пришлось создавать специальные бригады уже для уменьшения поголовья кабанов, лосей, медведей и других животных. Даже сейчас можно вполне спокойно, выехав в любую сторону от Вохмы прямо на дороге увидеть лося, лису, зайцев или стаю тетёрок. А в те времена Вохму даже стали называть медвежьим углом, за обилие мишек в окрестностях и даже иногда на улицах районного центра.

В восьмидесятых годах, когда я уже подрос до юношеского возраста, под влиянием нашей классной руководительницы и по совместительству – учителя географии, наш класс пристрастился к различным походам. И по мере нашего роста и роста наших знаний и умений в походной области, мы классом стали уходить в походы всё более сложные. И настал тот момент, когда мы начали уже профессиональную туристическую деятельность.

В походе первой категории сложности мы должны были начать свой путь на север с самого северного посёлка нашего района - Талицы. После него уже не было ни каких дорог, только то, что я описал выше, да иногда деревянные дороги для лесовозов через болота.

До Талицы нашу группу согласилась взять вахтовая машина, которая возит рабочих на заготовку леса. Машина шла из Вохмы пустая, за исключением одного лесного мастера, который и поведал нам одну из своих историй, которую я и хочу Вам поведать.

В семидесятых года, когда я был ещё маленький, несмотря на наличие «истребительных» команд, медведей было очень много. И они периодически сталкивались с людьми в самых неожиданных местах. И вот нашему герою, в то время достаточно молодому была нужда вечером вернуться с одной лесосеки в рабочий посёлок. Путь по дороге был достаточно длинный в окружную, поэтому Василий (назовём его так) решил этот путь сократить и пройти через лес. Благо через лес можно было сократить путь всего до семи километров.

По молодости лет многие люди бывают достаточно беспечны. Вот и наш Василий шёл себе через еловый лес, ни на что, не обращая внимания, дабы путь был хорошо известен, и даже насвистывал какую то популярную в то время песенку. И когда оставалось где-то примерно половина пути, проходя мимо очередной старой разлапистой ели, он наткнулся на огромную медведицу, видимо что-то нашедшую под этой ёлкой.

Оба представителя живого мира были настолько ошарашены подобной встречей, что пару минут были будто парализованы и не двигались с места. Первой опомнилась медведица. Она дико зарычала, встала на задние лапы и пошла на возмутителя её спокойствия, с целью видимо обняться.

Перспектива объятий с существом, которому Василий с трудом бы достал до груди, видимо настолько перепугала нашего героя, что от страха он закричал диким громким голосом.

Такого приёма медведица видимо не ожидала и от неожиданности и слишком громкого звука, опешив, села на задницу.

Откуда у Василия взялись силы, он не помнил, но обогнув по приличному кругу за елями медведицу, наш герой пустился со всех ног на утёк.

Мохнатая дама, видимо, обиделась на человека, не пожелавшего с ней обняться, сделала такой же точно маневр, только с другой стороны, опять зарычав и встав на дыбы, пошла к человеку обниматься. Василий практически наткнулся на неё. Но видимо правильно говорят, что страх прибавляет сил. От неожиданности и от страха он закричал ещё более сильным громким не человеческим голосом. Да таким, что медведица не просто снова села на зад, но даже повалилась на бок.

Но Василий, «тренирующий командный голос» не стал задерживаться, а обогнув опять по кругу приставучую мохнатую даму, побежал ещё, казалось, быстрее.

Так всю оставшуюся дорогу до рабочего посёлка они маневрировали полукругами. Он от неё, она за ним. На последнем полукруге, видимо машинально, Василий во время бега сломил какую-то палку, и когда медведица в очередной раз решила «обняться», выставил палку вперёд.

Медведи, как и другие животные, умеют между собой общаться и так же, как человек, делиться своим опытом. Поэтому на этот раз, видя палку в руках человека и зная, что палка может быть опасна, медведица опустилась на передние лапы и отбежала в сторону.

Последние метры до теплушки Василий бежал на последнем дыхании и, ввалившись в теплушку, успел только крикнуть, что здесь медведица, и без чувств повалился на пол.

Позднее он узнал, что мужики из теплушки похватали ружья и выскочили за медведицей, но той уже и след простыл, А Василий после этого случая неделю не мог произнести ни слова.

После Василий ни разу больше не ходил через этот лес одни и без оружия. И хотя многие ходили через него, естественно, взяв с собой ружьё, но уже никто в нём медведей не встречал. Позже рабочий посёлок свернули. А теперь всё заросло и этот лес уже не найдёшь.

Да и мы в этом походе, пройдя пару сотен километров, побродив по болотам, форсируя реки, крупнее волка зверей уже не увидели.
Как это ни странно, но страх, который почему-то считается плохим чувством, помог человеку остаться живым и не покалеченным.
Вот такая вышла история.

Апрель 2014