Найти в Дзене
Newslab.ru

«Рядом бегал парень с автоматом и стрелял в людей»: как россиянка решила все изменить и улетела в Австрию

Оглавление

Теракт, учеба и проблемы с работой

Даша Тырышкина переехала в Красноярск из Уяра еще школьницей. Но этот город стал лишь первой ступенью для девушки. На первом курсе университета Даша заявила родственникам, что хочет поехать поработать в Америку. Когда те восприняли это без энтузиазма, девушка решила заработать на поездку сама. О том, почему после поездки в Америку Даша захотела учиться в Европе, навсегда оставив Россию, читайте в интервью Newslab.

«Была дикая депрессия»

Мне 21 год. Я родилась в Уяре, жила там примерно до 8 класса. Потом нам с мамой и братом пришлось переехать в Красноярск. Это было сложное время. Пришлось привыкать к новой школе. Я много пропускала, потому что ездила на конкурсы, в детские лагеря, играла на гитаре.

Так вот, из-за большого количества пропусков у меня были проблемы в школе. После сдачи экзаменов мне не хватило буквально пары баллов, чтобы поступить в университет в Москве. Была дикая депрессия из-за этого. В итоге я поступила в СФУ на «Гостиничное дело». Это было ужасно — я не хотела там учиться, чувствовала, что это не моё.

Сначала ты ходишь в школу. Тебе могут не нравится какие-то предметы, но ты вынужден учиться. А потом тебе нужно учиться еще и в университете. Не потому что ты хочешь, а потому что надо. Это мне всегда не нравилось.

«Нужно было расти»

Я всегда хотела уехать за границу. После переезда из Уяра я встретила много людей, и у меня появилось больше возможностей. Нужно было расти дальше.

На первом курсе я параллельно занималась английским. Мой преподаватель был переводчиком-синхронистом в молодости, поэтому много путешествовал. Он рассказывал про страны, в которых побывал. И именно он в 2017 году поддержал мою идею с работой по программе Work and Travel.

Справка. Work and Travel:
Программа культурного международного студенческого обмена и работы за рубежом для студентов на период летних каникул в США. Программа состоит из двух частей: первый месяц ребята работают, а второй — путешествуют по стране.

«Мама меня не поддержала»

Участие в Work and Travel стоило от 80 тысяч рублей. У меня таких денег не было. Я пошла к маме, но она меня не поддержала. Тогда я злилась на нее из-за этого, а сейчас мне кажется очевидным ее недовольство. Она боялась за меня: отпускать куда-то в 18 лет... Я бы тоже испугалась на ее месте.

Я решила заработать деньги сама. Очень много работала официанткой в «Перцах». В конце концов получила визу, оплатила все сборы и в 2018 году поехала в Америку. Это была уже совсем другая жизнь.

Там люди мыслят по-другому. Нет глупых стереотипов, которые есть у нас, в России. Никто никого не осуждает. Ты можешь делать что хочешь: хоть с кем встречаться, хоть с кем дружить. И это очень круто. После поездки а Америку я убедилась, что хочу учиться за границей.

«Увидела наркоманов и бомжей — начала плакать»

Прекрасно помню свой первый день в Америке. Я хотела сначала посмотреть города, а лишь потом начинать работать, поэтому первым делом прилетела в Лос-Анджелес. Хотя мой преподаватель говорил, что это не самый лучший город для первого посещения Америки.

Ну так вот, когда я вышла из аэропорта и увидела наркоманов и бомжей, то начала плакать. Я была совершенно одна и не знала, как добраться до нужного места. Я вообще ничего не знала. Долго не могла найти свой отель, путалась в обозначениях. Но на следующее утро всё уже было в порядке, и Лос-Анджелес мне понравился.

Я работала в кемпинге Bullfrog Marina-Gen (штат Юта) помощником повара в местном ресторане. Было очень здорово. На память осталось пятно на коже. У нас в Сибири не бывает жары, как там. И я так сильно сгорала на солнце несколько раз, что у меня осталось это пятно. Я его люблю, потому что оно напоминает мне про то время.

Работала по 5-6 часов день. В среднем, ребята в Work and Travel зарабатывают 5-8 тысяч долларов в месяц. Программа полностью окупает себя. Я спустила все заработанные деньги на то, чтобы путешествовать по стране. Я была в Сан-Франциско, в парке Секвойя, в Лос-Анджелесе, Лас-Вегасе, Майями, Нью-Йорке, Чикаго и Вашингтоне. Пропутешествовав месяц, я вернулась в Россию.

«Потратила на поездку много денег»

Начала готовиться к поездке а Австрию, чтобы учиться там. Если бы я тогда знала, что есть много грантовых программ, позволяющих получить обучение за границей, всё вышло бы гораздо проще. В России редко об этом рассказывают. Я потратила много денег на свою поездку. Но сейчас понимаю, что могла бы сэкономить в 2-3 раза.

Прежде чем поехать учиться, мне нужно было собрать кучу документов и сдать немецкий язык на уровень А2. Это было непросто. С осени 2018 года по январь 2020 года я опять очень много работала официанткой, готовила все документы и учила немецкий. Потом мне все же удалось уехать.

Потом я обучалась на языковых курсах в Австрии. Перед поступлением в университет нужно сдать немецкий язык на уровень С1. Еще нужно сдать академическую разницу, ведь в Европе в школах учатся 12 лет, а не 11 .

«Все знают, что у них всё будет хорошо»

Местные ребята не так зациклены на образовании. Я слышала, в России некоторые выпускники впадали в депрессию из-за боязни не поступить. Здесь немного по-другому: все знают, что у них точно всё будет хорошо, нужно лишь приложить немного усилий. У нас же, чтобы добиться чего-то, люди работают 24/7.

Многим ребятам, с которыми я ходила на языковые курсы, уже по 26 лет, и они только начинают получать образование. До этого они путешествовали, отдыхали, искали себя. Здесь люди приходят получать образование, потому что это нужно им самим, а не потому что кто-то их заставляет. Нет такого давления со стороны общества.

Университет для меня стоит примерно 700-800 евро в семестр (73-83 тыс. рублей). Такие же деньги люди платят за образование в Красноярске. У нас очень умные и талантливые ребята. Когда я училась в СФУ, видела много активных и крутых студентов. Но мне их немного жалко, потому что в России чаще всего нужно очень много работать, чтобы иметь хороший уровень жизни.

«Университет посещаешь, как хочешь»

Для меня самое главное — это образование. Здесь очень крутой университет. Можно самому составить программу обучения. Помимо предметов по своей специальности, ты можешь посещать занятия любых других факультетов. Вот учишься ты, к примеру, на журналиста. Но можешь, если захочешь, ходить на лекции для юристов. И потом у тебя в дипломе будет это написано. Это очень круто, потому то ты получаешь дополнительные навыки.

Еще ты сам составляешь свое расписание. Можно совмещать учебу с работой. Конечно, есть определенные семинары, которые обязательны для посещения в установленное время. Но большую часть (процентов 70) ты посещаешь, как хочешь, то есть в то время, которое удобно тебе.

Здесь суперудобный транспорт. Есть и метро, и автобусы, и трамваи. Все очень комфортно и чисто. В больницах здесь тоже чисто, врачи к тебе хорошо относятся. Везде новые технологии. Вена — самый лучший город в мире для проживания. Я живу в районе, где много красивых зданий. Его даже как-то хвалил у себя в блоге Варламов.

«Работодатель не готов ждать»

Самый главный минус для меня— это поиск работы. Мне можно работать официально 20 часов в неделю. Но устроиться не так уж и просто.

Cначала ты регистрируешься в центре занятости. Они дают заявление для работодателя, и ты можешь с этим документом искать работу. Можно либо делать это самому, либо довериться центру занятости. Но во втором случае поиск будет намного дольше. Когда ты нашел работодателя, тебе назначают интервью, которое обязательно проходит на немецком языке. Если тебя примут, работодатель подпишет твои документы, после чего ты должен будешь отнести их в центр занятости. Потом ждешь разрешение на работу от 3-х недель, но в 90 % случаев это длится намного дольше. И пока ты ждешь, работать нельзя.

Каждый раз при устройстве на новую работу нужно проходить такую схему, но в последующие разы тебя будут трудоустраивать чуть быстрее. Казалось бы, всё нормально. Но работодатель не готов ждать тебя так долго. Поэтому он сначала возьмет людей, у которых есть паспорт ЕС. Потом людей, которые смогут работать полный рабочий день. И только потом студентов из стран СНГ, Америки и так далее. Эту схему не просто пройти. У меня пока не получилось. Я только подрабатывала аниматором и помощником в организации свадеб. Сейчас я вместе со своим молодым человеком (он живет в России) открыла онлайн-магазин европейских сладостей. Пока у меня нет основного дохода, мне помогает мама и брат, за что я им очень благодарна.

-4

И еще мне не нравится бюрократия. Я не люблю, когда нужно подавать документы сначала в одну инстанцию, потом в другую, и так до бесконечности. Правда в России ты тоже так ходишь, но ничего не получишь в итоге. А здесь тебе обязательно всё сделают. Просто нужно подождать.

Австрийцы, кстати, очень расслабленные, потому что у них достаточно высокий уровень жизни. Им не нужно много работать, чтобы жить счастливо, и они доверяют своему правительству. В России все немного нервные. Мы пишем кому-нибудь e-mail и начинаем беспокоиться: почему же нам не отвечают. А здесь ты написал и должен спокойно ждать ответа через три-четыре дня. Это норма.

«В России всегда только хардкор»

Очень было тяжело расставаться с мамой. Она сейчас живет в Красноярске. Мой брат живет в Москве. Еще в России остался мой молодой человек. Я его не видела почти год. Это ужасно, но я очень надеюсь, что совсем скоро он переедет ко мне.

Я Россию очень люблю. Люблю наших безбашенных людей. В Австрии все очень спокойные. Многие думают так: «Мы сейчас попутешествуем, потом поучимся, и всё у нас будет в порядке». В России наоборот. Все считают, что если сразу не выбиться в люди, то вся жизнь потом пойдет крахом. Поэтому в России всегда только хардкор. Особенно в Сибири. Мне, если честно, этого очень не хватает. Я скучаю по русским людям. Но не люблю российское правительство, как и многие другие.

-5

«Легкая неприязнь к приезжим»

К мигрантам здесь относятся по-разному. В большей части хорошо, потому что тут их много. Но был неприятный случай, когда я ходила в больницу. У меня не очень хороший немецкий: произношение больше на английский лад. И вот, когда я пошла в больницу, я что-то не смогла произнести. На меня начали ругаться женщины, которые сидели в регистратуре. После меня была девочка из Лондона, и она говорила на английском. К ней тоже относились с какой-то злостью.

Cо мной такое было два раза. Это было неприятно. Мы даже обсуждали эту тему с учителем и моей группой, потому что с ребятами тоже случались такие ситуации, и мы так и не поняли: то ли у этих сотрудников был просто плохой день, то ли это легкая неприязнь к приезжим.

На данный момент я стараюсь среди чужих быть своей. К сожалению в России не очень хорошо относятся к приезжим из ближнего зарубежья. Сейчас я чувствую себя таким же приезжим и понимаю, каково приходится этим ребятам, когда они переезжают жить в другую страну ради лучшего уровня жизни и как не просто иногда бывает адаптироваться. Любой выход из собственной социальной идентичности ведет к пересмотру сложившихся рубежей между своими и чужими, к открытию старых границ и возникновению новых.

«В Россию возвращаться не хочу»

На самом деле я не знаю. Скорее всего, нет. Я переехала сюда, чтобы получить международный диплом. Мне очень нравится Вена. Но я хочу побывать в других странах, посмотреть, как там живут люди. Когда я закончу бакалавриат, планирую поступить в магистратуру в Америке. В Россию возвращаться не хочу. Было бы здорово, если бы моя семья переехала ко мне.

Беседовала Ольга Молосай специально для Newslab,
фото из личного архива

Похожие публикации:

«Люди здесь живут до ста лет»: как красноярка уехала на юг Испании и стала зарабатывать на хобби

«Здесь законы работают для людей»: как я из-за угроз сбежал в США в поисках убежища

«У меня долго не клеилось с французами — бесили до трясучки»: как мне живется в Лионе

«От хорошей жизни здесь зарастают мхом, а кто-то сходит с ума»: как я переехала в благополучную Швейцарию