Найти тему
Экономика России

Инвестиции в гражданские беспилотники в России — беспроигрышный вариант

31 августа правительство России обсудило подготовку к реализации национального проекта «Беспилотные авиационные системы» (БАС). На этот НП выделяется 900 млрд руб., а сам он стартует со следующего года.

Подготовка к реализации НП ведётся уже сейчас. Регионам дан срок до 1 октября подготовить и утвердить собственные программы развития беспилотников, при этом во многом субъекты РФ должны действовать инициативно, не дожидаясь каких-то указаний сверху. По факту, работу по формированию государственного гражданского заказа (ГГЗ) на такую продукцию начало уже две трети всех регионов России.

Только по ГГЗ субъектам РФ нужно будет ежедневно закупать не менее 16 беспилотников, а суммарно в год закупки будут осуществляться на сумму около 50 млрд руб., и это без учёта потребностей федеральных ведомств.

Для расширения использования гражданских беспилотников введён упрощенный порядок сертификации БАС, по принципу «одного окна», планируется всё это максимально оцифровать. С 1 марта следующего года вводится упрощённый порядок использования БАС в сельском хозяйстве.

Ключевое производство БАС в России осуществляется на основе промышленного парка «Руднево» в Москве, где есть три площадки для выпуска беспилотников. Произведено уже 1490 БАС, а до конца года в среднем каждые сутки будет выпускаться по 41 беспилотнику. И это только на этих площадках, а ещё есть 67 производственных точек в России, где уже налажен выпуск БАС. В «Руднево» же работает и конструкторское бюро, которое занимается разработкой новых БАС.

Кроме того, для стимулирования внутреннего производства будет «фильтроваться» импорт беспилотников в страну. По итогу всего 2023 года Россия только в КНР закупит БАС на сумму не менее 19 млрд руб., но в следующем году планируется подходить выборочно к такому импорту: если мы можем производить сами, то правительство России намерено всячески стимулировать внутреннее производство, а куратором данного процесса выступает первый вице-премьер Андрей Белоусов.

Доля российских беспилотников в ближайшие годы должна быть доведена до 80%. Всего в базовом сценарии России нужно БАС 370 тыс. единиц, если брать 2023-2026 гг. При этом к 2031-2035 гг в правительственном прогнозе фигурирует уже цифра в 1 млн единиц. Очевидно, что по взятому темпу развития БАС мы обгоняем США: в денежном отношении у нас уже треть того рынка, который есть у них.

Инвестиции в БАС — беспроигрышный вариант. Так, на федеральном уровне с помощью них можно наладить мониторинг в лесах, тем самым МЧС получит возможность ещё быстрее реагировать на возникающие пожары, а также иные природные катаклизмы. Беспилотники нужны для транспортировки грузов, для работы на складах компаний, и это далеко не весь спектр их применения. Уже сейчас беспилотники закупают не только МЧС, но также Минсельхоз, Росгвардия, Росреестр, Минобрнауки и Минпросвещения.

Конечно, для управления БАС нужны подготовленные кадры. Уже есть подвижки в этом направлении: создаются специальные курсы в колледжах, но нужно ускорять этот процесс. России нужны операторы БАС, те, кто умеет их обслуживать и ремонтировать, знает, как настраивать и обновлять программное обеспечение, как работать с грузовыми беспилотниками. И, конечно, нужны те, кто будет создавать новые БАС в научно-производственных центрах (НПЦ), кто пойдёт в производственные цеха.

В правительстве РФ ориентированы на то, что через год в стране должно быть 15 таких специализированных НПЦ, а через пять лет их число должно увеличиться как минимум в три раза. В следующем году кабмин намерен поддержать работу четырёх НПЦ: надо с чего-то начинать.

Наконец, нужны маркетологи, которые будут знать глобальный рынок беспилотников, основных поставщиков, понимать, как продвинуть российскую продукцию на экспорт, понимая все особенности регулирования этой сферы в России и других странах. И, конечно, развитие НП БАС требует стабильной экономической политики, гарантированного ГГЗ, а также понятных, ориентированных на развитие экономики России, решений ЦБ РФ.