Найти в Дзене

ГРЕЗЫ О ЗЕМЛЕ И НЕБЕ - продолжение

17 октября 1962 года состоялся XXII съезд народов СССР, на котором была провозглашена программа достижения равных экономических возможностей для всего трехмиллиардного населения союзного государства. Реализация РЭВ породила довольно уродливое явление, когда со складов специально созданных распределителей, куда свозились излишки продовольственных и других товаров повышенного спроса, народ стал вывозить мебель, бытовую технику, одежду, обувь, продукты и прочее едва ли не грузовиками. Чаще всего эта жажда потребительства поражала людей старшего поколения, пережившего войну. Наиболее оголтелых потребителей, стали именовать рвачами (от РЭВ). Прогрессивная молодежь начала непримиримую борьбу с этим негативным явлением. Они назвали себя "октябрятами" в честь решений съезда, начавшегося семнадцатого октября, а после публикации повести Ильи Лохматого "Заморозки", получили еще и насмешливое прозвище "отморозки". "Октябрята-отморозки" устраивали демонстрации, читали лекции, выступали с сатирическ
Плакат молодежного движения "октябрят". Изображение взято из открытых источников
Плакат молодежного движения "октябрят". Изображение взято из открытых источников

17 октября 1962 года состоялся XXII съезд народов СССР, на котором была провозглашена программа достижения равных экономических возможностей для всего трехмиллиардного населения союзного государства. Реализация РЭВ породила довольно уродливое явление, когда со складов специально созданных распределителей, куда свозились излишки продовольственных и других товаров повышенного спроса, народ стал вывозить мебель, бытовую технику, одежду, обувь, продукты и прочее едва ли не грузовиками.

Плакат молодежного движения "октябрят". Изображение взято из открытых источников
Плакат молодежного движения "октябрят". Изображение взято из открытых источников

Чаще всего эта жажда потребительства поражала людей старшего поколения, пережившего войну. Наиболее оголтелых потребителей, стали именовать рвачами (от РЭВ). Прогрессивная молодежь начала непримиримую борьбу с этим негативным явлением. Они назвали себя "октябрятами" в честь решений съезда, начавшегося семнадцатого октября, а после публикации повести Ильи Лохматого "Заморозки", получили еще и насмешливое прозвище "отморозки". "Октябрята-отморозки" устраивали демонстрации, читали лекции, выступали с сатирическими постановками - разоблачая мещан-рвачей, снимали фильмы и писали книги. Не осталось в стороне от этой борьбы и просвещенное фантазерство.

Иллюстрация к роману Аркадии и Бориславы Рубальских "Хищные вещи века". Изображение взято из открытых источников
Иллюстрация к роману Аркадии и Бориславы Рубальских "Хищные вещи века". Изображение взято из открытых источников

Неформальную группу ПФ-писателей "отморозков", объявивших, что "главное на Земле", возглавили сестры Рубальские, авторы сверхпопулярного романа "В ночь с понедельника на субботу". В 1963 году они выпускают книгу "Хищные вещи века". Действие которой происходит на популярном курорте, одного из островов Балтийского моря. Туда приезжает писатель Виктор Банев, чтобы поработать над новой книгой, но жизнь островитян так легка и беззаботна, что он никак не может себя заставить сесть за работу. Особенно после того, как встретил красавицу Диану - медицинскую сестру курортного комплекса.

Иллюстрация к роману Аркадии и Бориславы Рубальских "Хищные вещи века". Изображение взято из открытых источников
Иллюстрация к роману Аркадии и Бориславы Рубальских "Хищные вещи века". Изображение взято из открытых источников

Погружаясь в пучину утонченного разврата, Банев все-таки не может не замечать, что за всеми этим бесконечным весельем кроется, что-то страшное. Как никак он бывший эфиронавт. Глаза ему открывает некто Римайер, который оказывается сотрудником госбезопасности, не сумевшим удержаться от соблазнов островного "рая", но кое-что все-таки успевшим выяснить. Оказывается все дело в слеге - крохотном электронном устройстве, которое способно воздействовать на подсознание обитателей острова, днем превращая их в беззаботных весельчаков, а ночью - в кровожадных чудовищ-мокрецов, готовых ради слега на что угодно.

Иллюстрация к роману Аркадии и Бориславы Рубальских "Хищные вещи века". Изображение взято из открытых источников
Иллюстрация к роману Аркадии и Бориславы Рубальских "Хищные вещи века". Изображение взято из открытых источников

Банев понимает, что нужно бежать с острова в большой мир, чтобы предупредить его об опасности, но сделать это не так-то просто. Днем к острову не приближается ни одно судно, а те, что причаливают к нему ночью, лишь выгружают новых отдыхающих и спешно отходят. Тогда писатель решил бежать на старой шлюпке, но днем ему мешает Диана, которая оказалась "королевой мокрецов". Она не отпускает Банева от себя ни на шаг. Тогда он пытается бежать ночью. За ним гонятся толпы мокрецов, возглавляемых его "возлюбленной", и лишь безнадежный алкоголик Римайер прикрывает отход Банева - один с пистолетом против толпы монстров.

Иллюстрация к повести Юрия Трифонова "Обмен". Изображение взято из открытых источников
Иллюстрация к повести Юрия Трифонова "Обмен". Изображение взято из открытых источников

Юрий Валентинович Трифонов (1925-1981) представлял иное крыло группы литературных "отморозков". Самым известным его произведением стала повесть "Обмен" (1977). Главный герой ее Дмитриев, живет вместе со своей семьей в одном из эфирных поселений, но жена его - оголтелая рвачиха - мечтает о возвращении на Землю. И тут выясняется, что мать Дмитриева смертельно больна и есть вариант обменять жилой бокс в эфирном городе на квартиру матери в Москве. Дмитриев протестует, но вяло, тогда как его пробивная жена начинает действовать.

Иллюстрация к роману Юрия Трифонова "Архивариус Демосфер". Изображение взято из открытых источников
Иллюстрация к роману Юрия Трифонова "Архивариус Демосфер". Изображение взято из открытых источников

В ином, более мистическом ключе выдержан роман Трифонова "Архивариус Демосфер" (1979). Герой романа, Игорь Плотников, работает в Институте Неразобранных Рукописей (НРЗБ) средним научным сотрудником - в просторечии срэнэсом. Много лет он безуспешно пытается разобрать рукопись, которую считает принадлежащей перу крепостного поэта XVIII века Акакия Левкоева. Однажды он встречает незнакомца, который оказывается демоном Демосфером, который предлагает ему обменять неразобранную рукопись, которую не следует видеть никому из людей, на полную биографию поэта Левкоева, о котором почти ничего неизвестно. Плотников соглашается и жизнь его начинает вроде бы меняться к лучшему, но из ученого он превращается в обывателя-рвача.

Иллюстрация к роману Владимира Орлова "Культист Данилов". Изображение взято из открытых источников
Иллюстрация к роману Владимира Орлова "Культист Данилов". Изображение взято из открытых источников

Борьбе типичного российского интеллигента с разной нечистью, проникшей в ряды обывателей-рвачей, посвящен роман Владимира Викторовича Орлова (1936-2014) "Культист Данилов". В охваченной потребительской лихорадкой Москве действует тайное общество будохлопов, поклоняющихся безымянному древнему божеству. Культисты неизбежно становятся объектом внимания агентов Пекла, которые толкают их на разные преступления, ради приобретения новинок, которых еще нет в распределителях. На пути у темных сил встает раскаявшийся культист Данилов.

Карта городка Великий Гусляр и его окрестностей. Изображение взято из открытых источников
Карта городка Великий Гусляр и его окрестностей. Изображение взято из открытых источников

Кирилл Привалов, создатель образа отчаянной девчонки-археонавтолога Аленки Огаревой, придумал провинциальный российский городок Великий Гусляр, населенный ревнителями старины и патриархального благочестия. Гуслярцы, все как один, набожны, браки заключают исключительно церковные и только с благословения родителей, свято блюдут обычаи старины. не пьют и не курят. И надо же такому случиться, что именно на их головы сваливаются инопланетные пришельцы, в центре города обнаруживается самый настоящий алхимик, в водах реки Гусь заводятся русалки и так далее. В каждом из рассказов цикла, Привалов подвергает благочестие гуслярцев суровым испытаниям, из которых они, однако, выходят с честью.

Иллюстрация к рассказу Кирилла Привалов из гуслярского цикла "Черти не к нам". Изображение взято из открытых источников
Иллюстрация к рассказу Кирилла Привалов из гуслярского цикла "Черти не к нам". Изображение взято из открытых источников

В середине семидесятых в начале восьмидесятых в просвещенном фантазерстве начался самый настоящий всплеск интереса к подзабытому было жанру "астрономической оперетки", основателем которого считается Вереней Жульев.

СССР
2461 интересуется