Найти тему
Путь «Наставника»

Высшее образование

Оглавление

Хочу поделиться своими мыслями о системе высшего образования, я знаю эту тему изнутри - больше 10 лет в качестве преподавателя Курганского Государственного университета. Стоит получать высшее образование или не стоит? Если стоит, то какое и где?

Мне задавали эти вопросы мои знакомые родители, которые пытались помочь детям определиться с будущим выбором.

Наша система высшего образования за последние 30 лет претерпела сильные изменения, я не стану её ни хаять, ни хвалить. Она изменилась и это нормально. Всё меняется мы меняемся, наши дети не похожи на нас и сколько бы не было хорошего в "Советской системе", она больше не работает. Это реальность. А я за то, что истина проходит проверку только реальностью. Раз развалилась "Советская система" значит несла в себе противоречия.

Система высшего образования в России с 1992 года многоступенчатая. Первая ступень Бакалавриат, вторая ступень Магистратура, треть ступень — Аспирантура. И остался ещё Специалитет, мало, но остался. Плюсы этой системы расписывали реформаторы образования перед внедрением, повторять их не буду. Расскажу, как это выглядело на практике на примере университета, где работала я. Не думаю, что в других вузах были сильные отличия, так что опыт можно проецировать на большую часть вузов нашей страны.

Кому нужно высшее образование?

Не всем. В Советское время проводились исследования и пришли к выводу, что способности к получению высшего образования есть у 20% населения в стране. В других странах процент был ещё ниже. После развала СССР измерения не проводились. Поэтому 20% или даже меньше получают высшее образование, остальные получают иллюзию, что у них есть высшее образование. Высшее образование — это фундаментальные знания по основным предметам, это интеллект и аналитическое мышление. Высшее образование от иллюзии образования — отличает способность к объёмному мышлению, минимум в своей профессиональной сфере. Лучше если объёмное мышление во всех сферах жизни, но это уже категория мировоззрения. Объёмное мышление способность видеть горизонтальные и вертикальные связи явлений. Что их породило, какие будут последствия. Как разные явления взаимосвязаны. Понимание причинно-следственных связей происходящего. Видеть связь всего со всем. Высшее образование — когда человек «образовывается» системой.

Специальностей, где можно получить такое образование осталось мало, это специальности, связанные с реальным сектором — Специалитет. Специалитете это то, что чудом удалось сохранить после многочисленных реформ. Я ничего плохого не хочу сказать про бакалавриат. Я работала в системе и знаю из чего складывается специальности по Бакалавриату. Это либо бывший Специалитет, из которого выбросили все предметы, которые формировали у будущего специалиста объёмное представление в изучаемой области знаний. Либо это новые специальности, созданные по запросу общества. И эти новые специальности не предполагают глубокого изучения фундаментальных наук. Основная цель создания Бакалавриата – дать выпускнику школы специальность за 4 года, а не за 5 лет.

Выпускники редко знают на кого они хотят учиться и выбор делают, руководствуясь самыми разными критериями. Чтобы учиться было легко и весело. Чтобы стипендию платили. Чтоб специальность была модная. Просто нужны корочки о высшем образовании. Я Вам описываю реальные ответы на вопросы молодым людям – “Куда будешь поступать и почему именно туда?”

При таком посыле высшее образование ради содержания не нужно. Идеально подойдёт иллюзия высшего образования. Отучиться особо “не напрягаясь” чтобы получить корочки. Большинство Бакалавриата — как раз про это. Есть спрос – есть предложение.

В конце девяностых, когда я только устроилась работать преподавателем внедрялась многоступенчатая система и продолжала ещё действовать «Советская система». На протяжении последующих 10 лет система образования активно преобразовывалась и приводилась к «Западным стандартам». Шло это постепенно. Сначала добавили новых специальностей. Вместо одной стало пять. После этого реформаторы преступили к глубинному перекраиванию содержания предметов. Всё “лишнее” убиралось, предметы становились более доступными для понимания широким массам. Я сама преподавала информатику экономическим специальностям. Для примера - в 1998 году на кафедре читались дисциплины Объектно-ориентированное программирование в офисных приложениях. По выбору читались предметы в области дизайна и рекламы. На момент моего увольнения в 2010 ничего уже ни читалось. Учили офисным пакетам. Как работать в текстовом редакторе Word, как создавать презентации, немного табличного процессора Excel. Название специальностей осталось прежним, содержание изменилось в строну упрощения. Такая участь на специальностях бакалавриата постигла все дисциплины чтобы вписать в 4 года пятилетнее образование, сократили часы, выбросили всё "не нужное". Под "не нужное" попадало всё трудное что трудно преподавать, трудно учить. Делались реформы осознано, сокращалось финансирование, насаждались министерством образования новые стандарты.

Экономические специальности

Экономические специальности и юридические просто написали программы с нуля. Выбросили всё "Советское" и внедрили "Западное". И теперь, когда на Западе кризис экономической системы, у нас нет молодых специалистов, которые бы обучались по альтернативной программе, отличной от "Западной". По мнению профессора МГИМО Катасонова Валентина Юрьевича в нашей стране нет на данный момент ни одного вуза, в котором можно получить экономическое образование адекватное реальности.

Поэтому вывод, которым я делюсь с Вами – если Вы хотите получить экономическое высшее образование ищите альтернативные способы обучения. Ни один университет не даст Вам знаний в области экономики - адекватных реальности. Адекватное образование в экономике начинается с изучения предметов, связанных с хозяйственной деятельностью государства. Экономика это математика - системы уравнений межотраслевого баланса. Нельзя считать денежные потоки не понимая, как работает производство. Производство создаёт прибыль в обществе. Чтобы что-то появилось надо это что-то сделать. И деньги лишь информация о товарообмене. Изучают экономику в таком ракурсе немногие школы, которые сохранили "Советскую" экономическую систему - развивали, дорабатывали её несмотря ни на что.

На данный момент это платное не государственное обучение. Или самообучение. И не стоит рассматривать вариант, что можно поучиться в государственном вузе, а потом дополнить знания чем-то другим. С образованием так не работает, учиться всегда надо тому, что адекватно реальности, не надо ломать себе голову ложной информацией. Переучиться практически невозможно. До недавнего времени Западная экономика хоть как-то работала, сейчас не работает. Западная экономика несется в пропасть, без надежды возродиться, потому что она входит в конфликт с реальностью. Деньги оторвались от реального сектора и стали жить своей жизнью, перестав работать на то, ради чего создавались.

Техническое образование

Техническое образование в России - самое сильное образование в мире. Образование в области реального сектора и в области IT. Оно не идеально, но оно даёт системные знания. Это фундамент на котором можно в последствии достроить любую узкую специализацию: хоть в хоть IT сфере, хоть в экономике, хоть в управлении. Cпециалитет и Бакалвриат, где удалось сохранить содержательную часть. Фундаментальные науки первые 2 года обучения: математика, физика, информатика, история. В последующие 2 или 3 года содержательные дисциплины в области технического образования.

Гуманитарное образование

Если Вы задумываетесь получить высшее образование не в области реального сектора, то скорей всего Вы получите только иллюзию. Поделюсь своим представлением, о высшем образовании в гуманитарной области. Гуманитарное образование предполагает умение работать с любыми видами информации, с большими объёмами. Умение анализировать большие объемы информации. Умение делать выводы адекватные реальности - из полученной информации. Я не очень представляю, как можно развить эти навыки, не изучая математику, информатику, и прочие точные науки. А попытаться сформировать такие навыки на основе только гуманитарных дисциплин невозможно. Есть способные ученики, которые от природы обладают аналитическим мышлением, если они получают даже гуманитарное образование, то оно накладывается на их способности. Но неправильно приписывать эти заслуги образовательному процессу.

Медицинское образование

Медицинское образование даже комментировать не буду – там всё ещё хуже, чем в других областях. Если исходить из правила, общего для всех: «Практика – критерий истины». То для врачей должно действовать обязательное правило – если ты врач, вылечи сначала себя, потом будешь лечить других. Все кто в области здоровья помогают людям – занимаются скорее самообразованием всю жизнь. Здравоохранение как система практически не работает. Я так пишу потому, что результаты работы системы здравоохранения не устраивают никого, включая самих врачей.

Образование в области управления

Образование в области управления – самое закрытое. Считается "элитным" образованием. Доступ к знаниям ограничен во всех странах. В нашей стране государственные учреждения этих знаний не дают. Платных школ по обучению управлению я знаю несколько: “Суть времени” Кургиняна, "Высшая школа управления" Роде. Моё мнение - самые адекватные знания дают несколько преподавателей, которые работают по информации от авторского коллектива ВП СССР. Ефимов В.А., Величко М.В., Солонько И.В., Иванов А.А. Преподают Достаточно общую теорию управления. Иванов Андрей Аркадьевич даёт практическое применение теории на практике. В области управления пока не сложилось классического образования с программой образования, набором дисциплин и требований к навыкам и знаниям выпускников.