Такой вопрос стоял в рекламном Reels одного подмосковного логопеда. Она молодец, открыла свой кабинет, продвигает свои занятия по запуску речи и рассказывает на курсах как начать своё дело. Муниципальные учреждения, а это школы и детские сады, представляются, как что-то устаревшее и бесперспективное. Так ли это на самом деле и что выбрать логопеду, чтобы состояться в профессии? В конце статьи представлю мой выбор и его аргументы.
Давайте рассмотрим преимущества работы на себя и на государство.
Сразу оговорюсь, что я смотрю на вещи с высоты своего возраста и опыта, и мой взгляд субъективный.
Работа в частном кабинете
Оставим работу в частном секторе по найму. Работала год. Платила часть дохода организатору центра. Держала все в своих руках: сама брала деньги у родителей наличными и вечером передавала часть выручки хозяйке. При других обстоятельствах деньги приходилось бы тащить из нее клещами, и меня обязательно бы обманули. И да, я работала там неофициально, на основе устных договоренностей. Условия диктовала я, потому что центр во мне нуждался и на меня шли клиенты. В любой момент я могла прекратить договор, была почти хозяйкой положения, но чувствовала себя при этом зависимой
Плюсы работы в частном кабинете, где Вы - главное лицо:
- Сама себе хозяйка. Расписание, дни работы, нагрузку, программу - все выбираешь сама.
- Над тобой нет старшего воспитателя, методиста, заведующего, а следовательно вороха бумажных и дублирующих электронных отчетов.
- Тебя не поставят на группу в связи с производственной необходимостью.
- Тебе не надо участвовать в организации воспитательной работы, утренниках и развлечениях.
- Тебе не надо принимать участие в субботниках, голосовании и других муниципальных забавах.
И большие плюсы:
- Сама открываешь кабинет и платишь налоги, страховку на пенсию, аренду помещения, или в случае, если помещение в частной собственности, коммуналку.
- Сама подбираешь в кабинет оборудование и мебель.
- Сама находишь клиентов, заботишься о рекламе, маркетинге и репутации.
- Регулярно учишься и работаешь на результат, чтобы получить высокую оплату и очередь из клиентов.
- Сама находишь компаньона в субаренду, потому что неизбежно столкнёшься с тем, что кабинет будет простаивать примерно 50% рабочего времени.
Минусы:
отвечаешь за все сама и работаешь, особенно поначалу, очень много и, возможно без выходных, но это зависит от тебя самой.
Работа в муниципальном учреждении
Плюсы:
- Короткий рабочий день. На ставку 4 часа в ден, 20 часов в неделю.
- Продолжительный оплачиваемый отпуск длиною 56 календарных дней.
- Оплачиваемый больничный.
- Обязательная бесплатная курсовая подготовка не реже 1 раза в 3 года.
- Льготная пенсия. Отработав в образовании 25 лет можно оформить и получать пенсию и... продолжать работать логопедом.
- Отсутствие возрастного ценза: можно работать сколько хватит сил и энергии.
- Возможность ведения частной практики.
Минусы:
Все плюсы, частного кабинета в этой части автоматически становятся минусами.
- Расписание, дни работы, нагрузка, программа - всё зависит от условий учреждения.
- Тебя контролирует старший воспитатель, методист или заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, а может и заведующий (все зависит от уклада учреждения, твоего возраста, опыта и характера).
- Нужно вести и заполнять бумажные и электронные отчеты.
- Требуется поддерживать свой профессиональный статус путем прохождения аттестации (от этого зависит статус логопеда и заработная плата).
- Могут поставить на группу в связи с производственной необходимостью (на это жалуются, в основном, молодые логопеды, т.к. не научились отказывать администрации, и не могут ей объяснить, что каждый логопедический час играет важную роль в освоении ребенком образовательной программы).
- Обязательно предложат участвовать в организации воспитательной работы, утренниках и развлечениях (тут нет ничего страшного: пока молоды, нужно успеть попрыгать зайчиками, пиратами, снегурочками и побывать просто красивыми ведущими праздников).
- Нужно принимать участие в субботниках, голосовании и других муниципальных забавах: «А почему бы и да?»
Это основные аспекты. И каждый найдет свой, единственно верный путь
А что же выбрала я и чем руководствовалась? Опишу две истории, которые помогают мне по жизни делать выбор.
История первая, печальная
Двадцать лет назад, один очень опытный и востребованный школьный логопед, у которой я проходила практику, решила стать частным логопедом. Оставила школу и открыла свой кабинет. Прекрасно начала. К ней толпами ломились родители школьников, имеющих проблемы с чтением и письмом. Довольно скоро у нее обнаружилась серьезная недоброкачественная болезнь. Женщина одна воспитывала сына и оказалась в тяжелейшей ситуации без больничного и денег. Помню, как наше педагогическое сообщество собирало ей материальную помощь, а потом всей логопедической службой города мы проводили ее в последний путь.
История вторая, оптимистическая
После пандемии к нам в детский сад пришла 27-летняя педагог-психолог. В доковидный период она успешно работала в детском развивающем центре. А в локдаун центр закрылся. И она осталась без работы и зарплаты. Ей, на мой взгляд повезло, что она попала к нам в садик, и теперь у нее полная занятость и социальная защищённость.
Лично для себя я выбираю работу в муниципальном учреждении с гарантированной зарплатой (даже в пандемию) отпуском, выходными, больничным, пенсией и частную практику, где сама регулирую нагрузку, оплату и плачу налог как самозанятый.
Если интересно про самозанятость, почему я к ней пришла и как там все работает, напишите в комментариях.