Найти в Дзене
Qogam-media

Эдуард Эдоков: «Все льготные программы на авто – мертворожденные изначально»

В Казахстане сложился парадокс. Многие автовладельцы, покупавшие транспортное средство более десяти лет назад, сегодня продают его дороже, чем брали тогда.

Что происходит на автомобильном рынке РК? Почему изменили программу льготного кредитования и нужна ли новая? Эти и другие вопросы редакция Qogam-media.kz адресовала президенту независимого союза автомобилистов Эдуарду Эдокову.

— Реализация авто по льготному кредитованию дошла до абсурда, когда все заявки зарегистрировали за 18 секунд. Скажите, что не так с программой, помогла ли она стабилизировать цены и нужно ли разрабатывать новую?

— Изначально любая льготная программа должна преследовать какую-то цель, прогнозироваться какие-то результаты. Что с нашей льготной программой, попытки продолжить которую так и не увенчались успехом? Давайте обратимся к истокам. Первоначально речи о какой-либо льготной программе не было. Просто остались от печально известного РОПа -организации, которая собирала утилизационный сбор, и которая за 6 лет своей работы из карманов казахстанцев вытащила сумму в 1,5 миллиарда долларов. Предполагалось, что средства от утилизационного сбора пойдут на строительство перерабатывающих предприятий, но все закончилось, деньги были, видимо, разворованы, так как экс-руководители находятся под следствием уже долгое время, и жалкие остатки передали в государству. Это порядка 200 миллиарда тенге. То есть по сравнению с тем, сколько было вытащено за эти годы с наших карманов, – крохи. И вот с этих 200 миллиардов бросили, так сказать, кость негодующей толпе. Возможно, это звучит грубо, но по факту так оно и есть.

— В итоге дебет не сошёлся с кредитом.

— Спрос на автомобили в РК довольно стабилен. По ряду оценок, ежегодно покупается-продается около 500-700 тысяч, как новых, так и подержанных.

Что мы имеем? Что при спросе в 700 тысяч авто, выделенных 100 миллиардов хватило, чтобы удовлетворить всего 12 тысяч заявок! А это такое мизерное количество, которое никак на рынок не повлияли. Более того, льготная программа привела к тому, что цены на автомобили еще подскочили.

То есть на рынке имелся дефицит автомобилей, связанный в том числе с пандемией, количество имеющихся на свободном рынке уменьшилось. Это само по себе привело к росту цен. И ещё 100 миллиардов кинули на рынок. А когда спрос превышает предложение, цена растет. То есть те автомобили, которые до льготной программы стоили 10 миллионов, стали стоить 13 миллионов.

— Получилось как с пенсионными, спровоцировавшими рост цен на жильё.

— Эта льготная программа с ее 4 процентами годовых по экономическим меркам – просто подарок, с учётом того, что коммерческая ставка на тот момент составляла порядка 20% годовых. И люди кинулись, пытаясь ухватить этот кредит. Поэтому шансов у этой программы обеспечить всех желающих не было абсолютно никаких. Это надо вбухать триллионы, чтобы хватило на всех. Как только эти несчастные 100 миллиардов закончились, обещания превратились в пшик.

Продолжение у нас на сайте

#qogammediakz #agro #agronews