Статьи, в которых профессионалы делятся опытом съёмки, очень полезны для начинающих фотографов. В них нередко упоминаются различные фишки, которые помогут при съёмке.
Сегодня с нами поделится своим опытом Дмитрий Медянцев.
"За свою более чем пятнадцатилетнюю историю увлечения пейзажной фотографией я вывел для себя довольно простые правила получения интересных фото, которыми я хочу поделиться с читателями PhotoCASA.
Возможно, они будут интересны аудитории журнала."
"Самые интересные фотографии я снимаю в непосредственной близости от дома
Будучи жителем средней полосы России, кажется, что довольно сложно найти эффектные состояния природы. Тем не менее самые интересные фотографии мне удается сделать в радиусе 200 км от моего родного дома. Причин этому несколько:
1. Относительно близкое расположение съемочных точек позволяет организовать поездку в наиболее выигрышное состояние погоды.
Благодаря высокой точности краткосрочных прогнозов погоды можно уловить редкие и скоротечные состояния природы. Таким образом, можно летом и осенью поймать туманное утро или вечерние туманные сумерки после дождя.
В связи с этим важно точно спрогнозировать интересное состояние природы.
Если сразу несколько прогнозных моделей обещают интересную погоду – значит, нужно собираться в путь.
2. Когда я снимаю в относительной близости от дома, у меня появляется возможность досконально изучить свой родной край и сделать фотографии мест, которые до меня никто еще не фотографировал. Все тематические фоторесурсы пестрят фотографиями популярных мест, снятых разными авторами практически с одной точки. Имея некоторую насмотренность, через некоторое время испытываешь усталость от этого однотипного массива эффектных фотографий. Поиск чего-то нового, безусловно, трудоемок, однако в случае удачи он позволяет создать по-настоящему необычные фотографии.
Поиск новых съемочных локаций базируется на определенных принципах.
• В качестве композиционного центра в средней полосе России могут выступать водоемы и церкви. На водоемах представляют интерес старые мосты, мостки и причалы.
• Холмистая местность дарит фотографам многоплановость композиции, поэтому в подобных местах найти композицию проще, чем на плоских локациях.
Одно и тоже съемочное место нужно посещать многократно
Если впервые изученное место является интересным, необходимо на него возвращаться в разные времена года и в различные погодные
условия. Различные фотографические локации наиболее удачно раскрываются в различные времена года.
То, что выглядит летом едва заметной речушкой в нагромождении травы и кустарника, зимой может представляться эффектным изгибом
парящей на морозе незамерзающей реки в обрамлении деревьев в инее.
Необходимо стараться поймать редкие состояния погоды
Ландшафты средней полосы России изобилуют деталями в виде множества деревьев, кустов и высокой травы. Эти детали часто создают перегруженность в фотографии, когда сюжетно важные объекты теряются в этих второстепенных деталях. Избавиться от всего лишнего позволяют несколько приемов.
1. Зимой большой объем травы и невысоких кустов скрыт под толщей снега, деталей становится меньше, в результате чего фотография
очищается от многих отвлекающих деталей.
Особенно хорошо зимние сюжеты выглядят в морозы, когда деревья покрываются слоем инея, а реки с быстрым течением парят, увеличивая иней на деревьях. Низкая облачность также способствует образованию инея на ветках. В этом случае наиболее заиндевелые деревья будут находится на вершинах холмов.
2. Туман обладает замечательным свойством разделять планы за счет тональной перспективы и скрывать лишние детали. Поэтому в тумане даже простые сюжеты начинают выглядеть эффектно. Прогнозировать туман довольно непросто. Общим правилом появления утреннего
тумана является разница в температуре между днем и ночью более 10-15С. Однако важно помнить, что эти ресурсы прогнозируют возникновение сплошного тумана, который не всегда помогает фотографии. Когда туман слишком плотный, солнце не способно пробиться сквозь него и ландшафт
в таком состоянии по цветам напоминает пасмурную погоду, когда из-за тумана практически ничего не видно и нет света.
Наиболее эффектен низовой туман, который стелется вдоль водоемов и низин. Такой туман появляется в прохладные вечерние сумерки после летнего теплого дождя.
Штатив – незаменимый инструмент пейзажного фотографа
Несмотря на развитие технологий оптической стабилизации в объективах и матричной стабилизации (IBIS) в камерах, качественная съемка в закатные и рассветные сумерки сложно реализуема без штатива. Кроме того, штатив значительно облегчает сборку итогового изображения при съемке панорам или съемки с фокус-стекингом. Я предпочитаю штативы без центральной штанги с возможностью установки камеры в верхнем положении штатива чуть выше моего роста.
Отсутствие центральной колонны положительно влияет на жесткость штатива, уменьшает его вес и позволяет комфортно снимать практически от уровня земли. В качестве штативной головки я обычно использую шаровую головку. В случае съемки пейзажей с ночным небом я использую панорамную головку.
Съемка быстротекущей воды на длинных выдержках избавляет кадр от лишних деталей на воде и невозможна без надежного штатива.
Зум-объективы являются наиболее удобным инструментом для пейзажного фотографа
Применяя зум-объектив, можно легко изменять угол зрения объектива, тем самым гибко меняя масштабы объектов на переднем и заднем плане. Фикс-объектив такой особенностью похвастаться не может.
При выборе объектива для пейзажа общепринято обращать внимание прежде всего на равномерную резкость по всему полю на прикрытых диафрагмах. Никак не оспаривая важность резкости, могу лишь заметить, что не менее важным критерием является стойкость к появлению бликов при съемке против света и малое дыхание фокуса (focus breathing) при перефокусировке с ближнего на дальний план.
Стойкость к появлению "зайцев" поможет снимать сюжеты с солнцем и яркими источниками искусственного освещения. Отсутствие дыхания фокуса
позволит сшивать кадры с фокус-стекингом без появления артефактов. Большинство современных объективов для беззеркальных систем
всех ведущих производителей имеют отличные характеристики для пейзажа, благодаря развитию просветляющих покрытий и ориентации на
съемку видео.
Съемка в контровом свете при солнце, близкому к зениту, всегда является сложной задачей для объектива. Однако современная оптика неплохо справляется с этой задачей.
Необходимо постоянно совершенствоваться в постобработке фотографий
Автоматические алгоритмы постобработки фотографий, встроенные в современные фотоаппараты, крайне несовершенны и уступают даже
смартфонам. Кроме того, автоматически фотоаппарат не в состоянии самостоятельно разобраться, что является в фотографии сюжетно важным объектом, а что – второстепенным. Поэтому постобработка является неотъемлемой частью творческого процесса работы с фотографией. Возможности современных программ по обработке изображения очень велики и одного и того же результата можно добиться множеством путей, различающихся трудоемкостью.
Следует также помнить, что программная обработка постоянно совершенствуется, что в том числе и влияет на оснащение фотографа. Вот
несколько примеров из собственной практики. Во избежание параллакса при съемке панорам многие фотографы используют различного рода панорамные головки (съемка многорядных панорам) и нодальные планки (для однорядных панорам). Прогресс в алгоритмах сборки панорам за последние 3-5 лет (прежде всего в Adobe PhotoShop/Lightroom, Kolor AutoPano Giga) значительно уменьшил потребность в этих аксессуарах. Таким образом, применяя обычный штатив с шаровой головкой, можно снимать многорядные панорамы с близко расположенными к камере объектами без параллакса на итоговой панораме.
Делитесь своими пейзажами в комментариях!
_____________
ПОДПИШИСЬ НА КАНАЛ PHOTOCASA И ЧИТАЙ ЖУРНАЛ