Найти в Дзене

Мои девяностые. Время без надежды

Многие говорят, что девяностые были временем надежды. Попытаюсь вспомнить, много ли было у меня надежд в то лихое время

Человек есть существо, ко всему привыкающее, и, я думаю, это самое лучшее определение человека.

Мои девяностые начались в деревне. После окончания учебы (вместе со службой в непобедимой и легендарной) я попал в деревню. Распределение тогда уже отменили, дали диплом - и иди, куда хочешь.

На химическое производство я не пошел, надо было оставаться в городе, в нашем поселке с заводами тоже как-то не сложилось. Пошел в РОНО, тогда на отсутствие педагогического образования смотрели сквозь пальцы, и мне дали направление с село С.

В школе было много начинающих учителей, вместе со мной шесть штук. Четверо жили в доме, предоставленном сельским советом. Дом стоял на отшибе, был в ужасном состоянии и натуральным образом ледяной. Несмотря на то, что в нем было водяное отопление, газовый котел работал на полную, в нем был зимой такой дубак, что вымытые полы покрывались корочкой льда.

-2

Школа была типовой двухэтажной. Правда учеников было негусто, чуть больше сотни. Зарплату тогда платили вовремя, только проку от нее было никакого. В сельпо было шаром покати. Впрочем в райцентре было не лучше, да и по всей стране тоже. Выручали только талоны, по которым можно было отовариться, отстояв длиннющую очередь. И рынки, на которых товара тоже не было в изобилии, но хоть что-то было. Правда тоже были очереди и цены явно не гуманные для сельского учителя.

Рухнул СССР, магазины стали наполняться товарами, только возник дефицит другого рода - денег. Зарплату задерживали, при том не на день-два, а месяцами. Например в феврале давали зарплату за август. Это было нормально. Жили непонятно за что и как. Сажал огород, картошку, а еще по талонам отоваривался хлебом и мясом в КФХ, так теперь назывался колхоз. Покупали продукты под запись. Выручали родители, отец получил вторую группу, но продолжал работать, пенсию платили регулярно.

Помогали и нетрадиционные методы поиска пищи. Я и моц друг Ильяс, который устроился другом физкультуры, ловили голубей прямо на чердаке школы. Рядом был ток, их на чердаке было видимо-невидимо. Просили у директора ключ, брали мешок и ночью ловили их по углам. В первый раз оторвали головы прямо у порога и побросали там же, за что получили втык. Мы их отваривали и запекали в духовке, а чтобы защитить себя от потенциальной инфекции, обильно запивали крепкими алкогольными напитками.

Денег не было, но все и всегда пили. Кто гнал самогон, кто покупал паленую осетинскую водку, которая стоила сущие копейки. Это был нектар из технического спирта, от которого во рту оставалось незабываемое послевкусие.

Некоторые не выдерживали испытания алкоголем и их с позором выгоняли из школы. Так уволили трудовика, который слишком сблизился с местными, что у него были регулярные конфликты. Один раз он для самозащиты взял с собой нож на школьную дискотеку (!!!). Это был перебор, и несмотря на жесточайший дефицит учителей его уволили.

Раза два увольняли учителя русского языка, когда он срывался и уходил в запой. После он предоставлял справку о том, что прошел курс лечения у нарколога, его брали обратно. И через несколько месяцев история повторялась.

Многие при воспоминаниях о девяностых пишут о засилии криминала. Но это было в больших городах, где было, что делить. А в селе делить было нечего, поэтому не было никаких разборок, перестрелок, подрывов машин. А была обычная бытовуха. Гапу (кличка такая у дамы) укусили за палец в пьяной драке, потом его ампутировали. Или две подружки , Ольга К. и Ольга С. перепили, произошел конфликт и Ольга К. избила Ольгу С. до того, что последняя попала в реанимацию. Правда Ольга К. под суд так и не попала, она распивала спиртное с Александром С., который в нетрезвом виде лег спать с сигаретой, от окурка затлел матрас и оба задохнулись. Преступница ушла от возмездия. Вот это был чисто сельский детектив эпохи девяностых, а не ваши бригады с Сашей Белым.

Время было такое, что всем было на все наплевать. Государству на людей, людям - на государство. Хотя последнее при необходимости брало свое. В стране разразилась нешуточная война, в которой участвовало немало молодых пацанов, которые совсем недавно закончили нашу школу. Пришли все целыми и здоровыми, правда не все были нормальными душевно. Мой троюродный брат отслужил там полгода, вернулся все таким же, спокойным и немногословным. Но после нескольких рюмок или приходил в неописуемую ярость, или рыдал как ребенок. Все деньги, которые он получил за участие в войне, были потрачены впустую. Их хватило бы маленькую квартиру на окраине Оренбурга, но он купил машину и стал таксовать. Ровно неделю, потом его чуть не задушили, помогло то, что он умолял оставить его в живых и взять машину. Отпустили, машину взяли. Ее так и не нашли, потому что милиция, как и другие госорганы просто бездействовали.

Потом я женился. Эта история требует целого длинного рассказа. И уехал обратно в райцентр. Мы жили у ее бабушки, она здорово выручала своей пенсией. Хотя это были сущие копейки, но все же. Мы получали немногим больше, зарплаты моей жены хватало ровно на резиновые сапоги. Чтобы купить пальто, она откладывала пять месяцев.

Поэтому когда мне говорят, что ничего не изменилось и медики получают нищенскую зарплату - мне хочется дать в морду. Ты где был в те времена, и был ли ты вообще тогда? Вероятнее всего эти знатоки по 90-м как мои дочки, родились году эдак в 1997, под стол ходили пешком, но они твердо знают, что жизнь не поменялась. Или стремительно возвращается в 90-е.

Многие скажут, что я все описал в черных красках. Мол не все так плохо, была надежда. Ну не знаю, никакой особой надежды не было. Жили одним днем. Какая может быть надежда, какие могут быть планы на будущее, когда не знаешь, через сколько месяцев получишь зарплату и на сколько ее хватит. Самое страшное, что к этому привыкли и это было нормальным. Кому-то дали в морду, ученики вымогали с одноклассников деньги, подрался на уроке с учителем - ну и что? Произошла массовая драка - нормально, обыденное явление. Подростки купили водки, напились и изнасиловали одноклассницу - бывает.

Сейчас это воспринимается дико, случись что - наедет толпа журналистов, снимут массу передач, блоггеры наперебой начнут писать. Упадочные ресурсы типа "Царьграда" поднимут вой "куда мы катимся, такого раньше не было". Да было куда хуже, просто это было обыденностью и не воспринималось так. А вы говорите надежда. Нет, была сплошная безнадега, просто она воспринималась по другому, как неизбежное и неизменное.

Хорошее же конечно было. Девушки молодые и красивые, утро без похмелья, дочки на спине скачут и целуют. А сейчас одни тетки и дочки целуют молодых парней. Довели страну,Сталина на них нет.

Что касается надежды, то она появилась позже, когда к власти пришел человек с незаметным лицом, который неожиданно для всех стал Темнейшим, тем самым козырем в рукаве, которого не ждал никто

-3

Но это совершенно иная история

А как прошли ваши девяностые, были ли у вас надежды?

У меня на сегодня все. Если было интересно - ставьте лайк и подписывайтесь