Найти тему
8,9K подписчиков

«ДОНСКАЯ» – икона Божией Матери, утирающей Своим платком наши слезы

123 прочитали
икона Божией Матери "Донская". Вариант иконографии
икона Божией Матери "Донская". Вариант иконографии

Знаете ли Вы, дорогие читатели, что в Большом соборе Донского монастыря, рядом со станцией метро «Шаболовская», находится старинный список одной из самых почитаемых в православном мире реликвий – Донской иконы Божией Матери, которая еще при царе Иоанне Грозном была возведена в статус государственной святыни за многочисленные случаи помощи русскому народу в тяжелейших обстоятельствах.

Список этот был сделан по указу царя Феодора Иоанновича, сына Иоанна Грозного, специально для монастыря в конце XVI-го века. Государь приказал украсить его золотом и драгоценными камнями, и вплоть до начала прошлого столетия образ украшал позолоченный серебряный оклад с бриллиантами, сапфирами, аметистами, бирюзой и другими драгоценными камнями, ибо много помощи оказывал он притекающим к нему богомольцам.

В 1927 году комиссия Замоскворецкого района, конечно же, не смогла пройти мимо таких сокровищ. Оклад конфисковали. Однако сам образ, Слава Богу, не тронули. Не посмели в ту пору богоборцы осквернить образ Владычицы, отомстившей непобедимым до Ее явления на Руси татарам, и навсегда положившей конец Золотоордынскому Царству на нашей земле.

В наши дни эта почитаемая святыня пребывает там же, где и определено ей было изначально находиться – в Донской обители. И как во времена прошедшие, так и сегодня помогает она всем с надеждою уповающим на предстательство Пресвятой Владычицы.

Знаете ли Вы, дорогие читатели, что в Большом соборе Донского монастыря, рядом со станцией метро «Шаболовская», находится старинный список одной из самых почитаемых в православном мире реликвий –...-2

КАК ПОЯВИЛАСЬ НА РУСИ ДОНСКАЯ ИКОНА И ПОЧЕМУ ЕЕ ТАК ПОЧИТАЛИ НАШИ ПРЕДКИ

В предисловии Летописной книги Донской обители, составленном много лет назад архимандритом Антонием, изучившим рукописные сказания древних авторов, рассказывается следующее.

В то время, когда Московский князь Дмитрий Иоаннович, прозванный впоследствии Донским, пылая праведным гневом на врагов Отчизны и получив у преподобного Сергия Радонежского благословение на бой с Мамаевой ратью, вел свои полки к Дону, путь его пролегал через Коломенские земли. Быстро продвигались вперед его отважные дружины, и много благоприятных знамений встречали они пути. Вот и в Коломне послышался им вдруг с чистого голубого неба Чудесный Голос, вещающий, что одержит русское войско с помощью Царицы Небесной славную победу над татарами, о которой вовек не забудут потомки.

А когда вдали заблестели серебряным блеском живоносные воды Великого Дона, подоспели к княжескому войску вольные дружины местных жителей – предков нынешних Донских казаков, тоже собравших силы для участия в жестокой схватке. В их рядах была древняя святыня – чудотворная икона Богородицы, которую передали они князю, чтобы та помогла русским воинам в гуще кровавого сражения. Князь же, помня о Чудесном Пророчестве, с благодарностью принял икону и водрузил ее на древке подобно хоругви. И одержали защитники Земли Русской первую сокрушительную победу над неуязвимыми, как считалось в ту пору, татарами.

Икону же, преподнесенную князю Дмитрию, привезли в Москву, и по велению князя самый искусный в то время мастер - прославленный иконописец Феофан Грек - сделал с нее список, который отправили в коломенскую Успенскую церковь – в то благодатное место, где услышали дружинники Пророческий Голос с небес.

Что стало с московской иконой неизвестно, сведения о ней, к великому сожалению, не сохранились. Но зато великими чудесами прославился ее коломенский список, созданный Феофаном Греком в 90-е годы тяжелого для Руси XIV-го столетия.

Перед этим образом 3 июля 1552 года молился царь Иоанн Грозный, собираясь в Казанский поход. А после того, как русское войско одержало доблестную победу, лик Донской Богоматери был торжественно перенесен из Коломны в Москву, в Благовещенский собор. Горько плакали жители Коломны о покидающей их святыне, которой они столько лет несли свои невзгоды и горести. Потому государь, желая их утешить, приказал лучшим своим иконописцам сделать с иконы два точных списка, один из которых поместили на прежнее место в церкви Успения, а другой разместили над городскими воротами, через которые выносили из города Донскую Заступницу.

Летопись сообщает, что через 9 лет после этих событий образ сопровождал войска Иоанна Грозного в Половецком походе. Средневековый автор писал, что государь взял икону с собой как «непобедимую чудотворную воеводу».

Но, пожалуй, самые удивительные события, связанные с Донским образом, произошли в Москве, когда в 1591 году на город двинулось 100-тысячное войско хана Казы-Гирея. Нарушив мирный договор, татарский правитель повел своих свирепых воинов на столицу. Несметные полчища неприятеля расположились лагерями напротив укрепленных стен, разграбив и уничтожив все окрестные селения.

В Москве в ту пору царствовал Феодор – сын Иоанна Грозного. Добрый и благочестивый это был человек, недаром впоследствии причислили его к лику Московских святых заступников. Еще при жизни чтил его простой люд как великого постника и молитвенника: необыкновенной силой обладали слова его просьб к Небесной Владычице за русский народ, хотя самому ему приходилось терпеть тяжелые скорби.

Не готова была Москва к внезапному набегу ордынцев, да делать нечего. Наскоро собрали войско, чем пришлось вооружили население, отправили тайных гонцов к соседям за подмогой и вышли неприятелю навстречу. Феодор Иоаннович с воеводами, разумеется, шествовал во главе.

Московские ополченцы расположились лагерем с юго-западной стороны от города. Поставили и церковь походную в честь преподобного Сергия Радонежского, когда-то благословившего князя Димитрия на битву с Ордой. А в церковь внесли московскую святыню – Донскую икону Богородицы. День и ночь на коленях слезно взывал перед ней к Владычице праведный государь о защите москвичей. И услышала его Дева Пречистая! Помогли русским воинам, как и за 200 лет до этого на поле Куликовом, Донская Заступница и преподобный игумен Сергий Радонежский!

Произошло совершенно необъяснимое событие.

В 5 часов утра, за час до рассвета, ни с того, ни с сего, поднялся вдруг непонятный гул среди неприятельского стана. Шум нарастал, и было видно, как татары, суетясь и сбиваясь с ног, и даже бросая обозы с награбленным добром, наскоро строятся в походные шеренги и разворачиваются обратно.

Вскоре замешательство и растерянность так овладели ими, что они перестали слушать команды своих предводителей и в панике бежали, рассеявшись по окрестным полям и лугам. Часть из них поспешила скрыться, часть металась по округе, недоумевая, что делать. В этот миг напали на них подошедшие на помощь москвичам полки из Коломны, и вместе с воодушевленной такой явной Божественной Помощью царской ратью порубили остаток Казы-Гиреева войска. Самого хана чуть было не захватили в плен, но тот в какой-то момент пропал без вести - видимо, свои же приспешники его и зарубили в ярости.

Велика была радость народная. А благодарность Небесной Защитнице не имела границ. На том самом месте, где стояла походная войсковая церковь, впоследствии был воздвигнут Малый собор Донского монастыря – одной из самых известных русских обителей, посвященных чудесному образу Богородицы. В те дни и повелел царь Феодор своим изографам сделать для обители точную копию чудотворной иконы, которая и пребывает на определенном ей месте по сей день.

святой благоверный царь Феодор Иоаннович (сын Ивана IV Грозного)
святой благоверный царь Феодор Иоаннович (сын Ивана IV Грозного)

А та икона, что принесли из Коломны, и которая находилась в походной церкви русского лагеря, возвратилась в Благовещенский Кремлевский собор, где она, богато украшенная золотом и самыми редкостными драгоценными камнями, находилась вплоть до революционного переворота. Даже после жестоких событий начала прошлого века рабоче-крестьянское правительство не решилось подвергнуть этот дивный лик участи многих прочих святынь, безжалостно уничтоженных в огне богоборчества. В 30-е годы ХХ-го столетия его передали в Государственную Третьяковскую галерею, где образ хранится и сегодня. Ежегодно, накануне 1 сентября – дня чествования Донской иконы Божией Матери, образ торжественно переносят из галереи в Большой собор Донского монастыря, где Патриарх в присутствии многочисленного священнического клира и мирян проводит праздничное богослужение, съезжаются на которое тысячи богомольцев со всех уголков нашей необъятной Родины.

та самая Спасительница Руси - древняя икона Божией Матери "Донская"
та самая Спасительница Руси - древняя икона Божией Матери "Донская"

ГДЕ ЕЩЕ МОЖНО ПОКЛОНИТЬСЯ ЧУДОТВОРНЫМ СПИСКАМ ДОНСКОЙ БОГОРОДИЦЫ

Больше всего церквей, освященных в честь этой иконы Божией Матери, находится, конечно же, в Ростовской области - на Дону. Ведь этот лик, ко всему прочему, является еще и покровителем Российского казачества. Здесь в честь иконы возведено 9 церквей и еще 2 старинных храма ждут своего восстановления.

Недалеко от областного центра расположен Донской Старочеркасский монастырь, основанный в XVIII-м веке казацким атаманом Данилой Ефремовым. На территории обители выстроен отдельный храм специально для пребывающего в нем очень почитаемого списка Донской Богородицы. Каждый раз в дни двунадесятых праздников его несут во главе Крестного хода. Это – одна из главных святынь обители.

***

Еще один почитаемый список находится в удивительном месте России – в знаменитом пещерном Свято-Троицком Холмском монастыре, который, согласно Преданию, был возведен на месте встречи двух легендарных братьев – князя Игоря Святославовича и князя Всеволода – бессмертных героев «Слова о полку Игореве». В этом месте братья встретились как раз во время похода на половцев.

***

В 2013 году был сделан точный список с иконы из Третьяковской галереи для Свято-Авраамиевского храма в городе Болгар – святом месте, где покоятся нетленные мощи святого Авраамия Болгарского, и где бьет цельбоносный святой источник на месте его трагической кончины. Несмотря на недавнее появление, этот образ уже украшен многими дорогими приношениями благодарных прихожан, чьи просьбы исполнила Пресвятая Дева.

***

Весьма почитаемый образ Донской Божией Матери находится также в московском храме Ризоположения на Донской.

ПОЧЕМУ В НАШИ ДНИ ДОНСКУЮ БОГОРОДИЦУ ЧАСТО ИЗОБРАЖАЮТ С БЕЛЫМ ПЛАТКОМ В РУКЕ

Издревле и на Руси, и в Византии иконы представляли собою не просто гениальные изображения подвижников-иконописцев и не только виртуозное выражение через художественную композицию повествования библейских событий. В них искусные мастера умело зашифровывали целые послания. Древняя иконографическая символика – особая наука, расшифровкой которой в наши дни занимаются именитые исследователи, историки и искусствоведы.

Донская икона Богородицы – не исключение. Ведь писал ее знаменитый мастер, познавший все тонкости Византийской иконописной школы того времени, человек, просвещенный Светом Высшего Разума, великий подвижник и постник.

Много символических аллегорий запечатлел Феофан Грек в этом образе.

Так, звезды на челе и на плече Небесной Владычицы означают Ее Приснодевство.

Сомкнутые и до колен обнаженные ножки Божественного Младенца символизируют Его кроткое смирение перед событиями Искупления, ради которых пришел Он на землю.

Золотые блики на мафории Богородицы и на хитоне Ее Божественного Сына – отличительный знак Преображения Будущего Века, радость которого познают только светлые личности, чьи души, несмотря на множество земных скорбей, останутся незагрязненными и сверкающими подобно неповрежденному ржавчиной золоту.

А еще очень важен жест левой руки Божией Матери. Поддерживая ею Младенца Иисуса, Она сжимает свисающие складки Его одежды. Но складки эти Феофан изобразил не абы как, а с величайшим смыслом. Он изобразил их спускающимися из руки Богородицы в виде платка. Платка для слез. Наших слез!!! Слез все тех, кто будет приходить к этой загадочной иконе и просить Пресвятую Заступницу утешить их в скорбях и всякого рода напастях. Таков был главный символический смысл Донского образа, заложенный в него гениальным иконописцем Феофаном Греком. Образа, понятного раньше каждому верующему человеку, даже неграмотному и не окончившему каких-либо богословских курсов.

В наши дни христианам некогда разбираться с зашифрованной символикой древних посланий. Многие знания утрачены - их унесли с собой преподобные старцы. По крупицам приходится собирать те понятия и учения, которые раньше были хорошо известны почти каждому. Вот потому-то в наши дни и стали иконописцы все чаще изображать на Донском образе Богородицу с белым платком – небольшим куском полотна, которым отрет Пречистая Матерь слезы каждого, прибегающего к ней в тяжелый час скорби.

Это касается и отдельного человека, и всего народа в целом.

икона Божией Матери "Донская" с Белым Платком Богородицы. Вариант иконографии
икона Божией Матери "Донская" с Белым Платком Богородицы. Вариант иконографии
Знаете ли Вы, дорогие читатели, что в Большом соборе Донского монастыря, рядом со станцией метро «Шаболовская», находится старинный список одной из самых почитаемых в православном мире реликвий –...-6