3 сентября 1968 года вышло совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о принятии на вооружение ракетного истребителя танков ИТ-1. История создания этой грозной боевой машины очень интересна и поучительна.
В дневнике харьковского конструктора Александра Морозова еще в апреле 1953 года появляется запись: «Поднимается вопрос применения ракетного оружия в танках». Дальнейшие события описывает уральский конструктор Леонид Карцев: «В конце января 1956 года на совещание к заместителю председателя Совета Министров СССР Вячеславу Малышеву были приглашены конструкторы танков. Когда все расселись, Малышев обратился к нам с вопросом: «Кто из вас занимается установкой ракет в танки?» Все мы пожали плечами, так как об этом никогда не думали. Потом встал Морозов и сказал: «Вячеслав Александрович, на мою жизнь хватит и пушек». Но было бы нелепым надеяться на то, что «танковый нарком» отступится от своего предложения. В начале августа 1956 года на совещании у Малышева вновь оказались конструкторы-танкисты, а также разработчики ракет и систем управления. Дело приобрело серьезный оборот».
Работа по созданию ракетного истребителя танков оказалась намного сложнее, чем это думалось. Причем создание собственно боевой машины являлось не самой сложной задачей. Пользуясь тем, что доводка систем управления огнем потребовала очень много времени, КБ Уралвагонзавода постаралось разработать несколько вариантов, используя в качестве базы как опытные объекты 140 и 167, так и серийные машины Т-55 и Т-62. Первый эскизный проект истребителя танков (объект 150) КБ Уралвагонзавода отправило в Научный танковый комитет ГБТУ в последний день декабря 1957 года. По части вооружения в нем были представлены конструкции пусковой установки и механизированной боеукладки реактивных управляемых снарядов. Базой для истребителя стал танк Т-55. Положительной стороной этого решения являлась отработанность агрегатов моторно-трансмиссионной группы и ходовой части. В перечне замечаний отмечались недостаточный уровень броневой защиты, отсутствие противорадиационного подбоя в зонах размещения экипажа, высказывались сомнения в работоспособности гидравлической подвески в силу чрезмерно большого давления рабочей жидкости.
В марте 1959 года Уралвагонзавод изготовил стационарную пусковую установку для испытания управляемых ракет. В апреле на УВЗ произвели установку аппаратуры управления и стабилизации полета ракеты и отправили образец на Кубинку для демонстрации правительству. В июне машина вернулась в Нижний Тагил для окончательного монтажа всей аппаратуры, доработки пусковой установки и проверки функционирования всех систем, что и продолжалось в течение всего лета. Первый экспериментальный образец ракетного истребителя танков прибыл на Кубинку 7 сентября, второй – 25 сентября. Тем временем собирались узлы следующих двух машин. Опыт финальной сборки показал, что наибольшее время тратится на отладку аппаратуры, поэтому тагильчане предложили делать это на заводах – поставщиках электроники, направляя туда подготовленные к монтажу машины.
В июле 1960 года истребитель танков, пока еще без системы управления огнем, участвовал в правительственном показе и был одобрен Никитой Хрущевым. Особо необходимо отметить, что тагильское КБ под управлением Леонида Карцева расходовало отпущенные на ракетный истребитель танков средства с максимальной пользой для себя, используя их для создания задела новых систем и узлов. В докладной записке от 13 ноября 1961 года «О состоянии работ по объекту 150» Карцев сообщил: «Ходовая часть на основе испытаний была переработана и значительно улучшена. По уточненным чертежам изготовлена новая ходовая часть, которая была установлена на ходовой макет. Новая ходовая часть одобрена для дальнейшей установки ее на объект 150 и другие средние машины, изготовляемые нашим заводом».
К началу 1964 года КБ Уралвагонзавода выполнило необходимые доработки. 14 сентября ракетный истребитель танков вновь предстал перед Хрущевым – уже в полном великолепии действующей машины. Под управлением офицера-исследователя НИИБТ полигона Геннадия Пастернака тремя ракетами были уничтожены три движущиеся танковые мишени. Выяснилось, что движение самого танка и цели при стрельбе практически не влияло на результат: вероятность попадания первым выстрелом в различных условиях составила 0,899. Все системы работали надежно, радиолиния передачи команд оказалась устойчивой к помехам. Объект 150 с комплексом управляемого ракетного вооружения «Дракон» продемонстрировал свою надежность и соответствие заданным тактико-техническим характеристикам. Машина получила официальное название «истребитель танков ИТ-1».
Мелкосерийное производство ИТ-1 началось в 1968 году и продолжалось до 1970-го. Всего было собрано 220 машин, поступивших на вооружение отдельных батальонов. Главный довод, предопределивший судьбу ИТ-1, назвал Леонид Карцев: «В Белорусском военном округе батальон поставили на обеспечение танкистам, а в Прикарпатском – артиллеристам. В первом случае машины хорошо обслуживались и обеспечивались запчастями только по танковым узлам, а во втором – только по системе вооружения».
Остается лишь добавить, что непосредственно работами по созданию ИТ-1 на Уралвагонзаводе руководил Иван Бушнев, позже Валерий Венедиктов. Большой вклад внесли конструкторы и исследователи Кипнис-Ковалев, Кривошея, Быстрицкий, Этманов, Останин, Изосимов, Ганчо, Скорняков, Добисов, Кизин.
«В память об этой большой, проделанной на одном дыхании работе у меня сохранилась медаль лауреата Государственной премии СССР, – писал Леонид Карцев. – И еще. Работая над истребителем танков ИТ-1, и я, и весь дружный коллектив КБ Уралвагонзавода приобрели много новых друзей, подлинных энтузиастов конструкторской мысли, воспоминания о совместной работе с которыми для меня очень дороги».
По материалам книги «Боевые машины Уралвагонзавода. Танки 1960-х».