«Лучше гор могут быть только горы…». Гагры. (1961 год)
Я сидел на выступе скалы, на том самом месте, где в прошлый год наша отчаянная команда, состоявшая из двух мальчишек и трех девчонок, отдыхала перед дальнейшем подъёмом на вершину центральной горы, высота которой была 1800 метров. Мы с папой первый раз тогда приехали в Гагры и наслаждались морем и всеми благами курортного сезона. Для меня все было ново и интересно. Я быстро познакомился с ровесниками, жившими рядом с нами, и также, как и я, приехавшими с родителями на море из разных концов страны. Помню, что одна девочка была из Ленинграда, другая из Москвы, третья из Ростова, а мальчик из Челябинска. Через несколько дней, мы, познакомившись, дружно ходили по утрам купаться, показывая друг другу свое умение плавать. А я и Павел еще показывали девчонкам свое умение нырять на глубину и доставать ракушки ...
И вот после нескольких дней таких встреч на море, мне взбрела в голову мысль, а не подняться ли всем нам на вершину горы, которая являлась красотой Гагры и начиналась сразу от последней улочки города. Все согласились, и на следующее утро, после завтрака, все мы - пять несмышленышей, решительно направились на штурм этой горной вершины. Сейчас по прошествии всех лет, невольно думаешь, как нас всех отпустили родители?! Время видимо было такое. Доверяли родители нам, да и спокойно было в стране и обществе и все мирно вокруг ...
В общем, мы пошли. Взяли только с собой по маленькой бутылочки с водой. Мы думали, что это будет короткая и быстрая прогулка. Вот гора перед нами и раз- два, заберёмся за часок наверх и обратно. До обеда обернемся. Сказано - сделано. Мы прошли маленькую улочку, перешли линию железной дороги и по каменистой тропинке, которая шла по краю распадка, образованного потоками дождевой воды, стали круто подниматься в гору.
День был солнечный и жаркий, но мы шли быстро и уверенно. Слева тропинка обрывалась в каменистый овраг, а справа был довольно крутой каменистый склон, сплошь заросший какой-то высокой колючей травой, которая цвела мелкими белыми цветочками. Еще немного поднявшись, мы увидели и слева и справа большие заросли черной малины (ежевики). Мы набросились на ягоду и прилично ею подкрепились, продолжая при этом подниматься.
Тропинка привела нас к большой скале, которая была вся заросшая этой черной малиной, и здесь на выступе, который круто обрывался в глубокую пропасть распадка, мы сели отдохнуть и заодно решить, что делать дальше ... Солнце уже поднялось из-за гор и начинало серьезно припекать. Посмотрев вниз, мы увидели наши Гагры. Мы как- будто взлетели вверх на самолете. Домики были маленькие, а море стояло словно стена воды перед глазами. Непривычное зрелище: внизу город, а горизонт моря на уровне глаз ... Мы решили спешить и продолжить подъем вверх до победы. Поднявшись еще немного, мы неожиданно вышли на проселочную дорогу. Вбитый колышек с помятой табличкой подсказал нам, что мы на высоте 300 метров.
И так, впереди еще 1500 метров, надо спешить ... Грунтовая и плохонькая дорога шла вдоль хребта. И влево, и вправо то тут, то там виднелись какие-то строения. Было ясно, что эти места люди обживают. ... Мы перешли дорогу и быстро пересекли долину шириной метров 150, а дальше начиналась новая крутая гора, сплошь заросшая деревьями.
Подъём на эту гору был очень сложен. Сплошная каменистая россыпь из крупных и более мелких камней. На них росла в изобилии всяческая трава, часто колючая, вдобавок, кругом паутина и пауки. Вообще, хорошо, что все мы догадались одеть шаровары, иначе были бы травмы и царапины. Но трава, это еще не все. Приходилось продираться через целые заросли дикой алычи, диких мандариновых деревьев, орешника ... Даже дикий гранат там растет в изобилии ... Ящерицы целым роем разбегались из-под ног. Но мы шли и шли вперед, не оглядываясь.
Наконец, мы поднялись на последний уступ, и перед нами открылась еще одна, красивая зеленая долина шириной метров 200, а за ней еще одна, последняя гора, с той самой проплешиной на вершине, которую мы и хотели посетить. В этой долине, ближе к горе стоял домик, весь заросший виноградом, сливами, яблоками и мандаринами. Мы подошли к плетеному забору, и на нас залаяла собака. Подошла женщина, отозвала собаку и впустила нас сад. За столом, в тени деревьев, сидели трое мужчин и пили вино из глиняных кружек. Пригласили нас присесть, на что мы с удовольствием согласились. Спросили кто мы и куда идем. Мы рассказали. Женщина в этот момент принесла нам по куску свежей лепешки, а мужчина, наверно хозяин, налил нам из кувшина по стакану прекрасного холодного вина. Мы с удовольствием выпили и съели хлеб, и от всей души поблагодарили за такое гостеприимство. Мужчины подсказали нам, как быстрее добраться до вершины от их дома. Мы попрощались с хозяевами и пошли дальше.
Хлеб и вино придали нам силы и энергии. Дальше начинался уже смешанный лес. Появились и березки, и ели с осинами ... Появились даже комары. И трава стала похожей на нашу дальневосточную. В общем, мы попали в нашу родную климатическую зону. Хорошо дышалось в нашем лесу! Наконец, мы добрались до большой поляны и подумали, что это и есть наша вершина. Взобравшись на большой камень, мы посмотрели вниз и еле -еле разглядели Гагры. Это были полоски вместо улиц, и домики, как песчинки ... Хорошо, что мы подкрепились у добрых хозяев виноградного хутора, а то думаю, сил бы не хватило забраться до вершины - цели нашего похода.
Мы не долго отдыхали. Осмотрелись, подышали горным воздухом, и напрямик, начали спускаться вниз, не разбирая дороги. Конечно ободрались, оцарапались, нажарились под солнцем, но довольные совершенным подвигом предстали перед своими родителями. Мой папочка был за меня спокоен. Ведь я был уже не только рыбак, но и охотник. Ну, а что рассказали мои спутники своим родителям, я не знаю ... Вскоре мы все разъехались в разные края нашей великой и чудесной страны. Но я уверен, что они запомнили на всю жизнь эту историю - восхождения на гору в Гаграх…
…И вот, год спустя, я сижу на том же выступе на высоте 300 метров и наблюдаю за закатом солнца. Я давно мечтал посмотреть закат солнца не с земли, где оно просто уходит в море, а с высоты, чтобы видеть побольше морское пространство.
И вот под вечер, я поднялся по той же тропинке до зарослей черной малины, подкрепился и сел на горячую еще скалу. Стал наблюдать за происходящей перед глазами великолепной картиной - захода солнца в море. Наконец, солнце коснулось воды и сразу стало вокруг быстро и быстро темнеть. Море стояло стеной и из синего превращалось в черное…
Внизу в Гаграх загорались огни на улицах и в домах. Я понял, что пора спускаться. Я встал, сделал несколько шагов вниз по тропинке и остолбенел! Прямо на тропинке я увидел большую змею, а за ней,ниже, ещё и ещё… Я понял, что змеи вечером выползают из своих нор понежиться на теплых камнях, и я попал как раз в это их время. Я был один, и палки никакой вокруг не было ... А змеи были серьезные. По форме головы я понял, что это были щитомордники - очень ядовитые змеи. Случись укус, и я не добежал бы до помощи ...Выхода не было.
Хоть волосы у меня уже стояли дыбом, я взял несколько камней, благо тропинка вся состояла из камней и стал пробивать себе дорогу. В каких - то змей попадал, и они падали в распадок, какие - то сразу уползали опять в свои кусты и расщелины. В общем шаг за шагом, осторожно я стал проходить это грозное препятствие. А цена была жизнь ...
Больше всего я боялся тех змей, которые уползали опять в свои владения. Что, если они подкараулят и нападут на обидчика? Я эти места особенно тщательно простреливал камнями. Наконец, шагов через 50, тропинка стала пустой, и я с ослабевшими от напряжения ногами, наконец спустился вниз. Быстро перешел железнодорожную линию и по тихой маленькой улочке добрался домой, где меня с нетерпением ждал папа.
Пора было пить вечерний чай! Слава Богу, что все закончилось хорошо.