Михаил Кононов:
Анатолия Солоницына можно назвать актёром главных интеллектуальных хитов советского кинематографа, хотя понятие "интеллектуальный хит" сейчас выглядит несколько оксюмороном. Но в советское время умное кино пользовалось спросом у широкого зрителя, а вовсе не было ориентировано на некую немногочисленную группу "элитариев".
Даже жанровые фильмы, в которых снимался Анатолий Солоницын, вроде революционных истернов Никиты Михалкова "Свой среди чужих, чужой среди своих" (1974) и Али Хамраева "Телохранитель" (1979), детектива Августа Балтрушайтиса "Сумка инкассатора" (1977), мюзикл Леонида Квинихидзе "Шляпа" (1981) или мелодрамы Николая Губенко "Из жизни отдыхающих" (1980) по своей сути были настоящим авторским кинематографом, демонстрировавшим зрителям уникальный режиссёрский взгляд на мир.
Эти умные не заигрывающие со зрителем фильмы смотрели миллионы и даже десятки миллионов. Так, такой сложный и в эмоциональном, и в интеллектуальном, и в этическом плане фильм как "Восхождение" Ларисы Шепитько в год выхода посмотрело 10,7 миллиона человек. А киноповесть Сергея Герасимова "Любить человека" в год выхода стала одним из лидеров проката с результатом в 32,2 миллиона зрителей.
И всё же Анатолий Солоницын в первую очередь считается у нас "актёром Тарковского". Это и понятно, ведь он сыграл в 4 фильмах Андрея Тарковского и одном спектакле (среди фото под постом вы можете найти снимок с репетиции в "Ленкоме" спектакля Тарковского "Гамлет" и фото Солоницына в роли принца датского).
Можно сказать, что именно Андрей Тарковский открыл Анатолию Солоницыну путь на большой экран.
Менее известно о том, что, сделав такой выбор, Андрей Тарковский совершил своеобразное творческое предательство по отношению к другому замечательному актёру - Станиславу Любшину. Тот изначально был утверждён на роль иконописца-святого (о чём Солоницын знать не мог) и, отодвинув другие проекты, год работал над этой ролью. Отстранение от обещанной роли стало для Любшина полной неожиданностью, тем более обидной, что внятно объяснить мотивы своего поступка Тарковский не смог.
Грустной жизненной рифмой к этому эпизоду из начала актёрской карьеры Анатолия Солоницына стало подобное же предательство Андрея Тарковского уже по отношению к нему самому в конце его жизни.
Дело в том, что актёру была обещана главная роль в фильме "Ностальгия" (1983), которая даже и писалась Андреем Тарковским "под Солоницына". Но, когда в 1981 году должны были начаться съёмки, режиссёр узнал, что актёр тяжело болен, и у него возможно - рак (на самом деле диагноз уже был поставлен, но, поскольку рак был неоперабельным, медики не стали сообщать о нём Анатолию Алексеевичу). Перед отъездом в Италию Тарковский навестил Солоницына, но не сказал ему, что отдал главную роль в своём новом фильме Олегу Янковскому, и уехал, не попрощавшись.
Родные актёра всячески скрывали от него отъезд режиссера, поскольку ожидание близких съёмок придавало Анатолию Алексеевичу силы для борьбы с болезнью. Но однажды сосед по дому всё-таки сообщил ему, что Тарковский снимает в Италии новый фильм с Янковским в главной роли. Пишут, что именно это известие, так сказать, "добило" актера - после перенесенного стресса он даже перестал ходить, а няне, ухаживавшей за ним, велел снять портрет Тарковского со стены.
Своеобразным извинение со стороны Тарковского по отношению к умершему актёру считают то, что одному из героев фильма "Ностальгия" он дал имя Отто.
Владимир СОРОКИН