Найти тему
Мотобол

Команда в алых свитерах с буквами «СССР».

Цикл статей из книги: Яркий след "Кометы"

Как ни парадоксально, но сборную команду Советского Союза, игроки которой выступали в алых свитерах с буквами «СССР», впервые увидели не наши, а французские болельщики. А все могло быть иначе. Наша страна имела право на проведение финала Кубка 1974 года, но из-за беспечности и нерасторопности спортивных функционеров оно было утрачено. Таким образом, день рождения главной команды страны пришлось отложить до следующего сезона, а торжественную дату отмечать вдали от родных мест, в уютном французском городке Ульгат, расположенном в северо-западном уголке Нормандии. 1975 год – год рождения национальной сборной Советского Союза по мотоболу. Год ее дебюта в новых континентальных соревнованиях, год первой победы в розыгрыше Кубка Европы. Во Франции состоялся первый розыгрыш Кубка Европы среди национальных команд, в котором и дебютировали советские мотоболисты в составе сборной страны. В рядах богатырской дружины, как и следовало ожидать, элистинские мастера мотобола: вратарь Николай Белявцев, игроки атаки и обороны Николай Анищенко, Василий Кравцов, Валерий Кузыченко, Николай Молчанов и Андрей Резников – чемпионы СССР. Победа советской команды в Кубке Европы широко комментировалась в спортивной печати. В 1976 году снова под знамена сборной Советского Союза призваны ведущие игроки элистинской «Кометы» Николай Анищенко, Николай Белявцев, Николай Молчанов, Василий Кравцов и Андрей Резников. Среди них болельщики не увидели лучшего бомбардира предыдущего розыгрыша Кубка Европы Валерия Кузыченко. В одной компании с элистинцами оказались Юрий Алексинский и Виталий Захаров из полтавского «Вымпела». Игроки достаточно опытные и могли выступать в различных сочетаниях как в «своих», так и в «чужих» звеньях. Советские мотоболисты отдавали себе отчет, что их противники, прежде всего, сборные Германии и Франции, за минувший год стали сильнее и не без оснований рассчитывали в Кубке Европы 1976 года занять на пьедестале почета верхнюю ступеньку. Кубок Европы проходил в Германии (города Купенхайм, Дурмерсхайм, Мерш). Чтобы достойно выступить в финале, советская сборная должна забыть о прошлогоднем триумфе, не поддаться шапкозакидательскому настроению, а показать игру высокого класса, хитроумными комбинациями запутать соперника, подавить его. В первом стартовом матче наши мотоболисты действовали в своем классическом стиле. Они не дали французам никаких шансов на успех. Именно после победы над сборной Франции советская команда, по утверждению зарубежной прессы, считалась фаворитом номер один. В финале, куда пробились хозяева турнира – немцы, сенсации не произошло. Сборная Германии отчаянно сопротивлялась, в основном действовала прямолинейно, предпочитала силовую борьбу и явно уступала комбинационной игре советских мотоболистов. В итоге сборная Советского Союза во второй раз завоевала Кубок Европы, а ее игроки награждены золотыми медалями.

И конечно, любителям спорта смелых и мужественных хотелось, чтобы Кубок Европы и в третий раз, и в дальнейшем вручался под торжественные звуки Гимна нашей страны. Потенциал сборной СССР огромен, и это уже безоговорочно признавали главные соперники. В розыгрыше Кубка Европы 1977 года во весь голос заявили о себе мотоболисты Голландии и Бельгии. Они вместе со сборными Франции и Германии решили создать серьезную конкуренцию советской команде в борьбе за высший спортивный трофей и золотые чемпионские медали. Амбиции бельгийцев и голландцев подпитывали соседи с юга, поэтому они и предпочитали французский вариант мотобола. И еще одно весьма важное обстоятельство: финал Кубка Европы 1977 года впервые проводился на стадионах Бельгии. Хозяева турнира, имевшие постоянные контакты с опытными клубами Франции, по некоторым параметрам игры даже превосходили своих учителей, но уступали в тактическом плане. Первая неожиданность. В финале Кубка Европы отсутствовал неоднократный призер международных соревнований – сборная Германии. За высший спортивный трофей боролись четыре национальные команды – Советского Союза, Бельгии, Голландии и Франции. Оба полуфинала подтвердили, что на Кубок Европы пока могут на полном основании претендовать только советские и французские мотоболисты. Итоговый матч расставил всех по своим местам. В третий раз обладателем Кубка Европы стала сборная СССР. Советские болельщики терпеливо ждали, когда же большой мотобол придет к ним. И дождались. Местом проведения очередного розыгрыша Кубка Европы был избран украинский город Полтава. После годичного «отдыха» в финальном турнире появилась сборная Германии. Советские мотоболисты без особых усилий пробились в финал. В каждом матче побеждали с солидным преимуществом. На подъеме оказалась и сборная Германии. Она в принципиальном поединке одолела своего грозного соперника, оставив гордых французов за чертой главного финала. Случай, прямо скажем, редчайший, который должен был насторожить руководство нашей национальной команды, но оно пребывало в эйфории от прежних побед и достаточно легкого старта. Тренеры сборной не отдавали себе отчета в том, что главные соперники по финалу – немцы – за минувшие два года стали намного сильнее, они зло и жадно ждали новой борьбы, готовились к сражениям в Полтаве. Финальный поединок на Кубок Европы 1978 года тому полное подтверждение. Немецкие тренеры и мотоболисты имели четкое представление о составе и силе своего грозного соперника, видели его в деле. Они знали, что фундамент советской сборной составляли игроки «Кометы», а также лидеры команд, находящихся в верхней части турнирной таблицы чемпионата СССР, которые и определяли стиль и тактический рисунок сборной СССР. С первых минут матча немцы попытались жестким прессингом нейтрализовать мобильных нападающих хозяев поля. При потере мяча немецкие мотоболисты не отходили в глухую оборону, а продолжали атакующие действия. К такому повороту игры советские мотоболисты не были готовы. Лишь усилиями первого ударного звена, в составе которого те самые игроки: Василий Кравцов и Валерий Кузыченко, удалось переломить поединок, захватить инициативу и даже повести в счете. После первого пропущенного гола сборная Германии усилила темп, начала демонстрировать силовой мотобол, в котором, порой, терялась черта, отделяющая дозволенное от грубости. Советские мотоболисты вскоре перестали «обижаться» на жесткую игру немцев и сами начали действовать жестко, на грани фола. Примерно за две-три минуты до финального свистка судьи на табло застыли две цифры – 4:4. Казалось дополнительного времени для выяснения победителя не избежать, но в последний момент немцы уложили на своей штрафной площади нападающего Николая Анищенко. Судья не оставил грубость незамеченной. Пенальти. Гол! В оставшиеся минуты советские мотоболисты приложили максимум усилий, чтобы не допустить соперника к своей штрафной площади, несколько раз фолили в центре поля и таким образом срывали атаки в самом зародыше. Победный счет 5:4 сохранился до конца финального матча. Сборная Советского Союза снова завоевала Кубок Европы по мотоболу, а ее игроки были награждены золотыми медалями. Не менее драматично развивались события и в следующем сезоне 1979 года. На этот раз хозяйкой главного турнира выступала сборная Голландии. Основные претенденты те же – мотоболисты Советского Союза, Германии и Франции. Другие команды пока еще не могли составить им конкуренцию. Интрига Кубка 1979 года заключалась в том, что уже в стартовых матчах главные действующие лица сошлись в бескомпромиссных поединках. По регламенту турнир открыли сборные Советского Союза и Франции. Поединок завершился со счетом 1:1. Ничья. Команды-фавориты потеряли по одному очку. Следующее испытание – сборная Германии. Накануне немцы буквально разгромили национальную команду Голландии, забив в ворота хозяев турнира восемь «сухих» мячей. Результат матча настораживал и не давал повода нашим мотоболистам для малейшего расслабления. Потеря даже одного очка могла осложнить выход в финал. Во втором подряд матче советским мотоболистам приходилось отыгрываться. Как и в поединке с французами, настойчивые действия Валерия Кузыченко и его партнеров увенчались успехом. В сложном игровом эпизоде он действовал стремительно, а завершающий удар оказался точным – 1:1. Ничья вывела советскую команду пока что на третье место. Путь в финал нам открывала только победа над сборной Голландии. При ином раскладе судьба Кубка Европы решалась бы без нас. Особых проблем в поединке с командой страны тюльпанов не было. Все западные команды, участвовавшие в розыгрыше Кубка Европы, имели над нами техническое превосходство. Имеется в виду не техника владения мячом, а техническая оснащенность. У соперников мотоциклы с более мощными моторами, надежная резина, особенно при игре на полях с травяным покрытием. Все матчи проводились именно на таких, не привычных для нас полях. К тому же соперники не скупились на кое-какие «маленькие» хитрости. Итак, финал. Матч решающий, что обострило поединок до предела. Удача улыбнулась французам. После того, как из-за травмы покинул поле лучший нападающий нашей сборной Валерий Кузыченко, они забили гол. Во второй половине встречи рисунок игры поменялся. Подлечили Валерия Кузыченко и он усилил атакующие действия команды. Вскоре одну из многих комбинаций прицельным ударом завершил Анатолий Белоусов – 1:1. Ничья сохранилась и после добавленного времени. Команды заработали серию пенальти. В своеобразной дуэли теперь определялось место следующей прописки Кубка Европы. Мяч на одиннадцатиметровой отметке. После этой сумасшедшей серии пенальти счет – 4:2 в нашу пользу. Сборная Советского Союза в пятый раз подряд завоевала Кубок Европы. Как и в предыдущих финальных играх, основную борьбу за высший европейский спортивный титул в 1980 году, а затем и в 1981 году вели три команды – сборные СССР, Франции и Германии. Каждая из них не без основания претендовала на победу. В предпочтительном положении оказались, конечно, хозяева соревнований – немцы, а в следующем году – французы. Сборная Советского Союза, основу которой, как и прежде, составляли мотоболисты элистинской «Кометы», естественно, не имела намерений сдавать своих высоких позиций. Конечно, трудно пришлось нашим ребятам, но в каждом матче они держались стойко, разыгрывались, освобождались от скованности, появлялось вдохновение и подъем. Игроки ничего не жалели для победы, отдавали ей все силы, все умение, весь спортивный задор. Даже родные стены не помогли немцам и французам поколебать уверенную игру сборной СССР ни в 1980, ни в 1981 годах. Кубок Европы по мотоболу получил советскую прописку в шестой и седьмой раз! Следующий этап Кубка проводился в нашей стране, и снова для проведения соревнований почему-то был избран украинский город Полтава. Следует заметить, что основу сборной СССР составили все те же звезды элистинской «Кометы» Николай Анищенко, Николай Белявцев, Василий Кравцов, Валерий Кузыченко и Андрей Резников. Правда, тренеры имели в запасе игроков из полтавского «Вымпела», вознесенского «Восхода», ковровского «Ковровца» и московского «Металлурга» на целых два состава?! Напрашивается вопрос: зачем? Финал Кубка Европы даст ответ на этот и другие вопросы. Пример тому – события, которые произошли в Полтаве на Кубке Европы 1982 года. Вряд ли у кого возникало сомнение в том, что в домашних условиях, при достаточно высоком боевом настрое сборная Советского Союза позволит кому-то уступить первое место. На предварительном этапе соревнований она продемонстрировала полное превосходство над соперниками. И вот финал: СССР – Франция. Прямо скажем, французы не ожидали такого атакующего напора нашей сборной. Первое звено Василий Кравцов – Валерий Кузыченко доминировало на поле, лишив соперника шансов на контригру. После удачно проведенной комбинации Валерию Кузыченко удалось «распечатать» ворота сборной Франции – 1:0. Затем он же дальним снайперским ударом удваивает результат – 2:0. Казалось, ничто не предвещало бури. Два гола в дебюте – солидный запас, и наша сборная постарается наращивать успех, тем самым страхуя себя от любых неприятностей. Начался второй период. Тренеры посадили ведущих игроков на скамейку запасных, а вместо них выпустили тех самых резервистов, которых набрали без особой надобности. – Мы были не только удивлены, но и поражены таким недальновидным решением тренеров, – рассказывает заслуженный мастер спорта СССР Валерий Кузыченко. – Французы заметно повеселели. Они отлично знали цену произведенных перемен и в душе благодарили наших «гениальных» наставников. Неудача ломает только слабых. В первом периоде сборная Франции была на порядок слабее советской, ее дух, казалось, надломлен. И вдруг происходит уму непостижимое: французы воспрянули духом и быстро навели порядок в своих боевых рядах. Сначала они отквитали один гол. Перед заключительным периодом табло высвечивало две одинаковые цифры – 2:2. Только теперь тренеры сборной во главе с Валерием Мосиным решили восстановить стартовую пятерку, чтобы переломить ход поединка. Но эксперимент был явно ошибочным и не удался. Он отразился и на тех игроках, которые два периода подряд наблюдали за тем, как по бездарности уничтожались плоды их усилий. Они перегорели и уже не смогли в полную силу противодействовать соперникам, которые, как говорят, поймали кураж и сохранили ничейный результат. Повторилась ситуация розыгрыша Кубка Европы 1979 года. Те же действующие лица, и только диаметрально противоположные результаты. Серию пенальти точнее выполнили мотоболисты сборной Франции. Они и завоевали высший титул. Впервые советская команда оказалась серебряным призером. В спорте бытует расхожее мнение, что побеждают игроки, а проигрывают только тренеры. Не умаляя достоинств французских мотоболистов, прямо скажем, что сборная Советского Союза упустила Кубок и золотые медали из своих рук. Произошло это по вине старшего тренера сборной СССР Мосина и его окружения. В данном случае проиграла не команда, а именно тренер. Начнем с того, что 1983 год стал последним в карьере заслуженного мастера спорта СССР Андрея Резникова. Он оказался нежелательной персоной в сборной страны. В 1984 году болельщики в последний раз увидели на Кубке Европы в алых свитерах с буквами «СССР» выдающихся мотоболистов, заслуженных мастеров спорта Советского Союза Василия Кравцова и Валерия Кузыченко, а также талантливого вратаря из кометовской пятерки Николая Белявцева. Последним покинет капитанский мостик сборной «Кометы» заслуженный мастер спорта СССР Николай Анищенко. Замечательные игроки «Кометы» оставили яркий след в отечественном мотоболе. С главной командой страны расставались (а точнее их с ней разлучали) не просто игроки, а первые заслуженные мастера спорта СССР в истории отечественного мотобола, его прославленные звезды. На них держалась сборная страны, в блеске Кубков и золотых медалей отражались именно их имена. Горько сознавать, но факт, что для руководства комитета мотобола Федерации мотоспорта игроки, которые не один десяток лет высоко несли знамя советского спорта, ничего уже не значат. Что же, звезды ушли, но слава и память благодарных болельщиков остались.

Продолжение следует .....