Часть 3. Тунеядство.
В советском обществе выделяли три краеугольные проблемы: пьянство, тунеядство и домашнее насилие. Каждый порок порицался не только властями, но и народом. Здоровый образ жизни, крепкие семьи и труд на благо Родины пропагандировались в СССР как важнейшие ориентиры для каждого советского гражданина. Тем не менее всегда были те, кто поддавался искушению. Борьбу с выпивохами, бездельниками и «кухонными боксерами» вела милиция при активной поддержке общественности. В этой статье мы расскажем, какие меры принимались в отношении нарушителей в советский период, и проведем параллель с днем сегодняшним.
Предыдущие материалы были посвящены пьянству и домашнему насилию. Продолжим рассказ и сфокусируем внимание на том, как в Советском Союзе боролись с тунеядством.
До тридцатых годов к людям, которые не были заняты трудом, в СССР относились терпимо. Это было связано с тем, что в стране был высокий уровень безработицы. В городах создали сеть бирж труда. Людям, состоящим на учете в этих учреждениях, присваивался официальный статус «безработный». Это давало гражданину право на льготный проезд в общественном транспорте, пониженный размер квартплаты, коммунальных платежей и налогов.
Индустриализация создала большое количество новых рабочих мест, и в 1930 году в СССР было официально объявлено о победе над безработицей. А в 1936 году «обязанность каждого советского гражданина трудиться» была закреплена в Конституции.
В пятидесятые годы руководство страны взяло курс на серьезную борьбу с бездельниками. 23 июля 1951 года был подписан указ. В соответствии с ним люди, ведущие бродяжнический образ жизни, попрошайки, а также не имеющие официального трудоустройства, признавались тунеядцами. Их должны были принудительно переселять в отдаленные регионы. Под действие указа попадал любой советский гражданин, который не работал более четырех месяцев. Главной целью властей были так называемые нетрудовые элементы, зарабатывающие деньги частным образом.
Через 10 лет, 4 мая 1961 года, был принят новый указ «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни». Тунеядство стало уголовно наказуемо. Уже к августу того же года органами было выявлено около 130 тысяч «паразитов». В 1964-м число выросло до 400 тысяч человек. Всего за пять лет было выселено 37 тысяч человек. К 1966 году волна активной борьбы с тунеядством постепенно схлынула.
В 1970 году в Уголовном кодексе появилась статья 209 «Злостное уклонение от выполнения решения о трудоустройстве и прекращении паразитического существования». Именно она стала основанием для привлечения к ответственности многих представителей творческой интеллигенции тех лет. Это были так называемые диссиденты. Большую часть составляли писатели, не входящие в творческие союзы. По законам СССР они считались безработными, а значит - тунеядцами.
Новая и последняя попытка искоренить дармоедов из советского общества была предпринята в бытность Генеральным Секретарем ЦК КПСС Юрия Андропова. Так называемые «андроповские облавы» стали обыденным делом для трудовых будней. Наряды милиции ходили по общественным местам и проверяли граждан на предмет прогула. Со смертью Генсека такую практику прекратили.
В 1991 году, после развала СССР, в Российской Федерации был принят закон «О занятости населения». Документ отменял уголовную ответственность за тунеядство. В страну официально вернулась безработица.
Основное ведомство, которое занималось выявлением и отловом тунеядцев на протяжении всей истории борьбы, было МВД. Помощь милиции оказывали дружинники. Добровольные дружины играли важную роль в охране покоя граждан. По статье 209 задерживали не только бездельников. Ее активно применяли в отношении игроков, частных предпринимателей, фарцовщиков, проституток, сутенеров и других сомнительных элементов.
В 80-е в связи с искоренением «паразитов» на правоохранителей легла особенно большая нагрузка. Милиция была обязана патрулировать городские улицы и проверять документы у праздных граждан ежедневно в течение всего рабочего дня. При выявлении прогула или отлынивания от трудовых обязанностей стражи порядка сообщали руководству. Наказание следовало серьезное: штраф и выговор. А если у человека не было при себе документов, удостоверяющих личность, его гарантировано препровождали в отделение.
Сегодня в соответствии с Законодательством Российской Федерации, человек без постоянного места работы никаких законов не нарушает. А вот в Белоруссии закоренелые тунеядцы лишаются льгот и субсидий. Со стороны российских законодателей в 2015 году было внесено предложение о возвращении ответственности за паразитический образ жизни. Депутаты ратовали за наказание в виде исправительных работ сроком до года. На федеральном уровне инициатива была отклонена.