Найти тему
SFERA — Pro Технологии

Двигатель ПД-8 может возродить не только SSJ-New и Бе-200, но и ещё один забытый российский самолёт

Оглавление

Ту-334 — самолет, который начали разрабатывать в позднем СССР, довели до первых летающих образцов и постепенно, как казалось, подводили к серийному производству. Но проект заглох: машина проиграла в конкуренции только зарождающемуся тогда проекту SSJ-100. Между тем у Ту-334 были все шансы стать успешным коммерческим судном, если бы был подходящий двигатель. Теперь благодаря ПД-8 забытый самолет можно вновь возродить.

SFERA — Pro Технологии — Подписывайтесь...
SFERA — Pro Технологии — Подписывайтесь...

Выбор в пользу другого

В 2007 году, ещё на заре разработки нового российского самолёта, страна встала перед выбором: идти по пути преемственности и улучшать машины советской разработки до норм и требований времени или из всего, что осталось на тот момент, сколотить команду, конструкторское бюро, которое займётся разработкой совершенно новой машины. Неизвестно, то ли под влиянием духа времени и из соображений интеграции в общее, как тогда казалось, европейское пространство, то ли от того, что тогда было принято считать, что всё, что досталось от Советского Союза, жутко неэффективное, и помимо того, высокие чины во снах ещё преследовал призрак коммунизма, но было принято решение отказаться от одной весьма перспективной машины, которая практически была готова и к тому же — глубоко унифицирована с Ту-214 — в пользу конструкции с преимущественно иностранными комплектующими.

Про эту модель вы много слышали. Она получила название SSJ-100 и пошла в серию под эгидой КБ Сухого, которое ранее никогда гражданскими самолётами не занималось. А действительно ли Ту-334 был тем самолётом, который спас бы российскую авиацию задолго до 2022 года и почему его забыли на перекрёстке истории, давайте рассмотрим далее.

В свое время Ту-334 должен был заменить устаревшие Ту-134 и Ту-154.

SFERA — Pro Технологии
SFERA — Pro Технологии

Двухмоторный турбореактивный лайнер, рассчитанный на 102 пассажира, имел дальность полета до 4 тысяч км, крейсерскую скорость — более 800 км/ч, потолок — 11 тысяч м. По этим характеристикам он близок к тому же SSJ-100, и на момент разработки имел современное оснащение. В отличие от предыдущих «тушек», он тратил меньше топлива, был проще в техобслуживании, обладал низким уровнем шума — соответствующим европейским нормам, то есть при желании он мог бы летать в Западную Европу.

Помимо прочего, салон стал просторнее, комфортнее, и производитель даже хотел внедрить персональные аудио- и видеосистемы для каждого пассажира. В общем, выглядит не хуже какой-нибудь популярной европейской модели. А главное, машина собиралась полностью из отечественных компонентов. Конструкторы еще тогда реализовали то, к чему сейчас стремится вся российская промышленность.

Однако был и ряд трудностей: двигатели располагались в задней части, из-за чего смещался центр тяжести. При большом количестве пассажиров самолет достигал баланса, но лететь пустым ему было сложнее. В некоторых случаях это могло бы привести к сваливанию судна, например, при восходящих потоках воздуха. К тому же для снабжения таких двигателей топливом требуется протяжённая система трубопроводов.

SFERA — Pro Технологии — Поставьте лайк...
SFERA — Pro Технологии — Поставьте лайк...

А если менять конструкцию и переносить двигатель под крыло, придется капитально перепроектировать крыло и большую часть фюзеляжа. С другой стороны, за долгие годы эксплуатации имеющаяся компоновка продемонстрировала себя как вполне жизнеспособная и продолжает применяться на бизнес-джетах, где низкий уровень шума в салоне, обеспечиваемый таким расположением двигателей, важен для специфических задач.

Но ключевой момент — было бы что переносить — двигателя ведь на тот момент не было. В 2011 году возродить проект думало предприятие «Мотор Сич» из небезызвестной страны, но потом, разумеется, об этом не могло быть и речи. В 2012-м президент ОАО «Туполев» Александр Бобрышев намеревался всё-таки продлить жизнь Ту-334:

«Как таковой программы Ту-334 нет, но тема не закрыта. А на вопрос о будущем этих двух самолетов я бы пока не хотел отвечать. Но стоять у забора они не будут», — рассказал он в интервью «Бизнес Online».
SFERA — Pro Технологии
SFERA — Pro Технологии

Так или иначе главной проблемой стал именно двигатель, так как тогда уже было понятно, куда движется ближайший западный сосед. А возлагать на его деградирующую промышленность такую важную задачу, как производство двигателя для пассажирского самолёта, в принципе был вопрос для дискуссий. Вдобавок примерно в то же время отказались от среднемагистральника Ту-204, а значит, унификация эта даром никому не сдалась.

С тех пор так ни к чему и не пришли. Зато сейчас о самолете вспоминают всё чаще.

SFERA — Pro Технологии — Подписывайтесь...
SFERA — Pro Технологии — Подписывайтесь...

Возрождение Ту-334

Мысль о возобновлении проекта прозвучала в марте 2022 года:

«Надо возродить Ту-334. Принять политическое решение — Путину прежде всего — и производство этого самолета восстановить. Физически. Он был испытан, получал в свое время сертификацию. Сейчас его нужно перевести на новые двигатели, заменить металл на углепластик, что у нас сейчас и делается», — заявил в интервью MSK1.RU Владимир Попов, генерал-майор, начальник Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания при МО РФ, заслуженный военный летчик России.

А двигатель уже на подходе. «Сердцем» самолета вполне может стать новый отечественный ПД-8, который будут ставить также на SSJ-100 и Бе-200. «Суперджет» недавно испытали с предыдущими франко-российскими двигателями, а скоро его протестируют с ПД-8 — вот вам и готовый проверенный мотор.

SFERA — Pro Технологии
SFERA — Pro Технологии

Отметим, что к российским самолетам проявляют интерес в Иране, где горят желанием создать собственную авиацию, так что Ту-334 может получить вторую жизнь за пределами России, особенно с учетом того, что возрожденный Ту-204 долго на конвейере не пробудет. Почему бы потом его компоненты не использовать для сборки Ту-334? Например, в том же Иране или арабских странах.

🚫Мы много сил вкладываем в качество статей. Поддержите нас лайком и подпиской, если вам это нравится.

Читайте также:

Материал создан при поддержке проекта SFERA