Найти тему
Елена Мунтян

УЯЗВИМАЯ МНОГОДЕТНОСТЬ: когда все должны и обязаны

Знаете, я с детства считала, что многодетные - это люди слегка не в себе. Мягко говоря, эти родители казались сумасшедшими. И лет до 30 это мнение невозможно было поколебать. Жизненные примеры это ярко демонстрировали. Даже не интересно было знать, чем мотивированы люди, в семьях которых больше, чем два ребенка. Парочка киндеров еще сносным считала я, единственный ребенок в своей семье, когда мне было скучно и, мечтая о сестренке, допускала хотя бы рождение второго. В своей семье, будучи единственным поздним запланированным ребенком, но, несмотря на дефицит общения с потенциальными братьями и сестрами, многодетных считала умалишенными я.

В подмосковной деревне населением около 1000 человек, где я росла, была всего лишь одна семья с тремя детьми. 90-е годы - это все же не послевоенные, но демографического взрыва не наблюдалось. Но даже та одна семья, которая соседствовала с нами по лестничной клетке, создавала иллюзию несостоятельности. Хотя три девчонки, которые воспитывались в той многодетной семье, все были умницами, помощницами друг другу и родителям. Но мать их вечно орала на весь подъезд, хотя не по ясному поводу.

Конечно, в те времена и в семьях, где рос один ребенок, было скромно. И штопанная одежда, обувь с оторванной подошвой – все это было у всех. Но жалость особенно вызывали ячейки общества, где было по трое и больше детей. Даже, когда моя жизнь вышла за рамки сельского сообщества в городскую школу и столичный университет в начале 2000-х, то они, семьи с детьми, всегда казались с протянутыми о помощи руками. И зачем все это нужно их родителям, чтобы так унизительно жить и самим и детей мучить?..

Разубедила меня успешная риэлтор. Молодая женщина (кажется, ей тогда было около тридцати пяти) родила тогда третьего сынишку в период нашего сотрудничества. Анна помогала мне во всех моих сделках с недвижимостью – с ипотекой, с продажей участка и расширением жилплощади. При том она оставалась свободной, успешной, красивой и статной молодой женщиной. Дети ее многочисленные никак не делали ее уязвимой. Впервые тогда, в 2013 году, я посмотрела на многодетность иначе – она, оказывается, может быть показательной в роли мамы, в роли бизнес-вумен. И запомнила.

Позже в своей карьере особенного детства и такого же родительства, я много встречала благополучных семей, в которых хоть и воспитываются дети с особенностями здоровья и развития, но родители при том, состоятельны не только финансово, но и как пара. Крепкие и здоровые отношения много раз видела и вижу я, несмотря на наличие «особенных» детей. Оттого мнение, что многодетные это не неудачники, а, наоборот, очень даже счастливчики закралось в мою голову.

Когда в 37 лет я готовилась стать мамой третьего сына, то страшно мне не было. Ни за стереотип, который крепко прорастал во мне всю юность, ни за реальность наступающую. Успокаивалась тем, что великая разница в возрасте (13 и 16 лет моим старшим) станет плюсом, парни точно должны помочь с долгожданным малышом, которого они тоже хотели видеть в рядах нашей семьи. И, кстати, не ошиблась. Помогают мои не потому, что дети в многодетной семье должны и обязаны помогать, а по доброй воле или из уважения к родителям.

С советских времен было известно, что семьи с большим количеством детей поощряются финансово от государства. В моем детстве, припоминаю, это были какие-то путевки в санатории и лагеря. Питание льготное было, как и сейчас. Только почему-то мои сверстники, имеющие льготный статус по многодетности, даже стеснялись. Когда родился мой малютка, то Гриша (средний сын) одним из поводов, отчего порадовался, что теперь бесплатно будет питаться в школе. Ему не стыдно и не зазорно, он горд, что у него есть третий брат, ну и покушать парень любит. С – сарказм.

С оформлением статуса многодетной семьи даже онлайн проблем не возникло. Через портал ГОСУСЛУГИ и комплексную вкладку «Многодетная семья» сразу и статус «прилип» и даже выплаты за школьную форму по 3000 рублей на старших без промедления прибыли на мою карту. Но то был лишь с собаки бешеной шерсти клок. Потому что остального добиваюсь по сию пору безуспешно.

Особенно помнится мне, что там, где очередь, то многодетные – первые без очереди. И вот я – многодетная мать, младшему сыну которой 1 месяц был, прихожу в социальный фонд. Уже многократно пыталась уйти от нудных визитов по госорганизациям лично в онлайн, но не удалось. Заставила ситуация явиться. Все эти псевдо-пандусы, которые прилепили к зданиям государственного назначения, сделаны исключительно для отвода глаз и отмывания денег. Все они не годны не только для применения с детскими колясками, с инвалидными особенно. Мелочи, конечно, это по сравнению с тем, кто нас окружает. Простые обыватели бывают злее. Не хочется судить людей за уровень воспитания, ни о толеранстности говорить.

г...о-пандусы
г...о-пандусы

В очереди в подобных ситуациях, к примеру, мне уступила лишь однажды молодая женщина. Все в том же пенсионном фонде. И обстановка вокруг была устроена так, чтобы она о том пожалела, о своем добром поступке. Сначала очередь ее осудила, потом сотрудница, которая чересчур долго и безрезультатно обслуживала меня. Ситуация закаляла ее во мнении, что ТАК делать больше не нужно никогда – уступать место, свою очередь этим многодетным.

Потом еще раз я заходила в пенсионный фонд затем, чтобы ТОЛЬКО СПРОСИТЬ. Мне надо было уточнить в чьем ведомстве выплата 60 000 рублей за рождение третьего ребенка в подмосковной семье. Но хабалка некомпетентная в окне отвечала так: «Хоть за третьего, хоть за десятого выплата фиксированная и единственная – 20 тыщ!». Ишь чего захотела – 60! Видимо, ей очень не хотелось, чтобы приличная сумма попала в карман ко мне. И она заверяла меня, что не положена мне такая сумма, хоть я и многодетная. То ли не знала, то ли так «качественно» работала.

Вообще чужие деньги народ любит считать. Зайдя однажды в МФЦ, нарвалась я на сотрудника соцзащиты, у которой тогда, наконец-то, выяснила, что положено мне многодетной, но не малоимущей – НИЧЕГО! С каким же презрением она рассказывала мне, что могут получить родители трех детей (и больше), если из среднедушевой доход семьи не превышает 17 тысяч:

- Ну, вы же знаете, сколько денежек лежит в вашем кошельке, - выковыривая семечки, которые не успела прожевать из своих зубов и, причмокивая, вещала мне, - потому рассчитывать на выплаты для малоимущих не стОит!

А мне надо было понять тогда, что ходить офлайн не стОит для того, чтобы добиться желаемого. Надо правильно оформлять онлайн через портал ГОСУСЛУГ, исключая человеческий фактор завистливых особ, которые считают, что меры поддержки льготных категорий населения – это блажь для тех, кто частит с сексом, не умея предохраняться.

Около 10 лет назад в нашем государстве прошлась по дорогам страны (в буквальном смысле) программа доступности. Я как человек, трудящийся в сфере реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, совсем не против доступной среды, если бы ее организовывали не те, кто заинтересован только класть в карман от реализации госпрограммы. И вот у нас перед каждым переходом пешеходным лежит на асфальте (как бы то назвать, чтобы было понятно, но и отражало замысел изобретателя)… ПЛИТКА ДОСТУПНОСТИ! В теории человек, который плохо видит должен насторожиться и понять, наступив на нее, что перед ним - опасность, попросить помощи, адаптироваться… Но на деле это иначе. На деле мне хочется в этом месте нецензурно браниться, чтобы передать всю ущербность положения пешеходных дорог в подмосковном городе. Это не применимо ни для какого вида колясочников!

ублюдская плитка
ублюдская плитка

У меня хорошая маневренная и легкая коляска, в которой я вожу малыша. Но даже на ней передвигаться по асфальтным покрытиям нашего города крайне сложно. ПОТОМУ что мешает «доступная среда»! Руки бы оторвать тем, кто осуществлял госзаказ и воплощал в жизнь установку этих специальных плит для слабовидящих и слепых. Я проблем со зрением пока не испытываю, но ни одного гражданина, нуждающегося в этой доступности я не видела вообще никогда и нигде. А вот страдающих родителей, которым невозможно катать безбарьерно коляски в городе, я знаю большое количество. И каждый раз, разъезжая по дорогам Подмосковья, я ужасаюсь: сколько же было «отмыто» денег под эти программы, очевидно…

Когда ездишь на авто и нечасто прогуливаешься пешком, этих проблем не видно совсем, но, превращаясь даже в немногодетного родителя, который начинает «ездить» на детской коляске, становится ясно, как изуродованы пешеходные дороги, по которым невозможно катать даже игрушечную колясочку, не говоря уже об обычной детской, ни тем паче – инвалидной.

Несмотря на сложность ситуации в стране и мире, на улицах я вижу много беременных женщин и родителей, которые уже ими стали недавно. Мне, к примеру, не просто было решиться родить снова в такое сложное время. Неужели в нашей великой стране не осталось ни уважения, ни мер поощрения для тех, кто особенно отличился в демографическом плане сейчас? Или мы и впрямь рожаем сыновей на фронт, как любят буллить меня хейтеры в комментариях к статьям, написанным на острые социальные темы?