Найти тему

Химическая отрасль как драйвер достижения технологического суверенитета

Журнал «Стандарты и качество», июнь 2023
Рубрика: Актуальное интервью
Автор(ы): Татьяна ПЕТРОВА — Наталья БЫКОВА

В передовых странах мира химический комплекс, являясь платформой для инновационного прогресса в промышленности, относится к ключевым сегментам экономики. В России в пуле проектов по критическим направлениям для импортозамещения до 2030 г. наибольшую долю (33%) занимает химпром. Без опережающего развития этой отрасли технологический суверенитет не достижим. Об актуальном состоянии химического комплекса России, его роли в реализации государственной политики импортозамещения в интервью журналу «Стандарты и качество» рассказывает вицепрезидент Российского союза химиков (РСХ) по взаимодействию со СМИ и общественными организациями Т.А. ПЕТРОВА.

— Татьяна Александровна, оцените текущее состояние химического комплекса России. Какие вызовы стоят перед отраслью?

— На мой взгляд, речь должна идти о преодолении серьезных негативных тенденций, которые в значительной степени сдерживают развитие отечественного химпрома. Они охватывают сферу системных подходов к вопросам развития промышленности в нашей стране. Опорная точка рассуждений: каких целей мы хотим достичь на конкретном витке и в перспективе, какими инструментами располагаем, какие силы задействовали, чтобы получить наглядные результаты.

Если непредвзято оценивать текущее положение в отрасли, то мы до сих пор имеем крайне неудовлетворительную производственную структуру химического комплекса: вывозим полупродукты и сырье, а ввозим готовую продукцию, причем по сильно завышенным ценам. При сохранении подобной тенденции сальдо нешнеторгового товарооборота будет оставаться отрицательным.

Татьяна Петрова
Татьяна Петрова

Для экономики страны это — недополученные деньги, для науки — нереализованный потенциал возможностей. Решение проблемы — в увеличении глубины переработки углеводородного и природно-минерального сырья. Россия должна развивать государственно-частное партнерство в сегментах разработки и производства высокотехнологичной продукции высоких переделов, стимулировать внимание и интерес бизнеса и науки к этой проблематике. В качестве поддержки следует задействовать комплексную систему поощрений и протекционных мер, в т.ч. экономического и административного характера.

Сегодня, когда на самом высоком уровне в основу системного развития заложен технологический суверенитет, безусловный приоритет должен быть отдан всей вертикали науки — от вуза до Академии наук. Колоссальным ресурсом созидания обладают R&D-центры[1], созданные на промышленных площадках наукоемких производств в химпроме. В этой связи возникает прямая потребность в коммерциализации получаемых результатов, а также в масштабировании экономических эффектов. Их должны реализовать государственно-частные структуры, профильные R&D-центры, управляющие компании в составе химических кластеров. Важно уделять пристальное внимание грамотному распределению прибыли, значительная часть которой должна возвращаться в науку и непосредственно авторам и разработчикам высокомаржинальной продукции. В этой связи следует пересмотреть подходы и ответственность в отношении патентования и контроля соблюдения авторских прав.

Кадровый вопрос был и остается краеугольным в развитии нашей страны. Без совместных усилий государства и бизнеса не обойтись.

Для решения текущих и стратегических задач жизненно важно преодолеть сложившийся в России тренд на снижение инвестиций в научный и производственный потенциал химического комплекса, наладить качественные транспортно-логистические и товарно-сырьевые цепочки внутри страны, отработать и сформировать внешние коридоры для экспорта, развивать эффективную кооперацию на отраслевом и межотраслевом уровнях.

Химпром в России — больше чем химпром, это основа устойчивого развития промышленного сектора, ключевой базис технологического суверенитета и основных конкурентных преимуществ.

— В условиях санкционных ограничений, введенных рядом западных стран в прошлом году, возрастает роль нефтехимии в развитии энергетического рынка и увеличении экспортного потенциала России. С какими сложностями столкнулась отрасль в новых реалиях, каковы ее современное состояние и перспективы?

— Представляется, что на протяжении 15 лет нефтехимия будет расти темпами свыше 4% в год. Ключевой акцент развития связан с концентрацией активов на внутреннем рынке.

Прошлый год стал для отечественной нефтехимии сложным. Еще весной прогнозировался глубокий кризис, однако отрасль смогла выстоять и даже реализовала ряд важных проектов. Безусловным достижением стал запуск на АО «Полиэф»[2] производства ПЭТ-гранул с вовлечением вторсырья Башкортостана. Старт нового производства ПАО «СИБУР Холдинг» позволил на 10% увеличить переработку ПЭТФ[3]. Большое значение для отечественной нефтехимии имело инвестсоглашение СИБУРа с Минэнерго России о модернизации действующих и создании новых мощностей «Нижнекамск­нефтехима», «Казаньоргсинтеза», «Запсибнефтехима» на сумму около 400 млрд руб. и получение холдингом права на обратный акциз. По этому соглашению компания реализует комплекс проектов по производству востребованных среди российских переработчиков материалов: полипропилена, каучуков, различных видов полиэтилена, поликарбонатов и др. В числе знаковых проектов — запуск на пермском предприятии «Метафракс» производства параформальдегида, а также первой очереди завода «Титан-Полимер» по выпуску биаксиально-ориентированной ПЭТ-пленки на территории ОЭЗ «Моглино» в Псковской области. ПАО «Тольяттиазот» строит собственный перевалочный комплекс аммиака и минеральных удобрений мощностью 5 млн т в год в морском порту Тамань. Первый этап планируется завершить уже к концу 2023 г.

Отдельно стоит сказать о проекте ГК «Росатом» по созданию Федерального центра химии в г. Усолье-Сибирском. Предполагается, что в этот центр войдут мало- и среднетоннажные химические производства.

В текущем году отрасль преимущественно преодолевала санкции Европейского союза и США, которые, с одной стороны, перекрыли отечественной нефтегазохимии доступ к технологиям и оборудованию, а с другой — ограничили российский экспорт широкого ассортимента химической продукции.

В частности, запрет коснулся полипропилена и сополимеров пропилена. Ранее наша страна занимала 42% европейского рынка этой продукции. В санкционные пакеты вошел и запрет на импорт из России метанола, минеральных удобрений, серной, азотной, соляной и фосфорной кислот, а также других продуктов нефтехимии.

В условиях правового вакуума, полного игнорирования правил и норм ВТО систематически и бесконтрольно нарушались права отечественных производителей: лицензиары и инжиниринговые подрядчики отказывались сотрудничать с нашими компаниями даже по действующим контрактам, в одностороннем порядке разрывались контракты на поставки из России. Экспорт ощутимо снизился, но производство не остановилось. Российская нефтехимия, вопреки усилиям Запада, востребована во всем мире, но в результате действий ЕС остаются проблемы с ее транспортировкой.

В задачах текущего дня — развитие новых логистических марш­рутов, поставки продуктов нефтегазохимии по Северному морскому пути и посредством автомобильных перевозок по транснациональному коридору от Санкт-Петербурга до Владивостока. В абсолютном приоритете — разворот в сторону развития внутреннего рынка нефтегазохимии. К этому процессу подключилась Федеральная антимонопольная служба России: в декабре 2022 г. разработана «дорожная карта» развития биржевой торговли, которая предусматривает расширение номенклатуры товарно-сырьевой продукции, реализуемой на бирже, в т.ч. химической и неф­тегазохимической. В Российском союзе химиков считают, что развитие биржевой торговли может стать действенным инструментом рыночной системы ценообразования на внутреннем рынке. Кроме того, оно способно создать отечественные индикаторы и снизить зависимость от зарубежных поставщиков ценовой информации. Общий КПД ускорит развитие биржи вторичных материальных ресурсов, которая должна запустить индекс цен на сырье: пластик, стекло, бумагу, алюминий, органические отходы.

— Малотоннажная химия входит в число секторов, наиболее перспективных с точки зрения вклада в рост российского ВВП. Президент России Владимир Путин дал поручение Минпромторгу России и Минобрнауки России реализовать комплекс дополнительных мер государственной поддержки для обеспечения производства химической продукции, востребованной в малых объемах. Оцените ситуацию в отрасли и ее возможности с позиции импортозамещения.

— Химическая продукция в зависимости от объемов выпуска классифицируется следующим образом: крупнотоннажная химия — объемы производства более 150 тыс. т в год, среднетоннажная — от 10 тыс. до 150 тыс. т в год, к малотоннажной химии в России принято относить продукты, которые производятся в объемах до 10 тыс. т в год. Малотоннажная химия является максимально перспективной с точки зрения потенциального вклада в рост ВВП в силу ее наукоемкости.

Основные сегменты малотоннажной химии — специальные полимеры, строительные добавки, поверхностно-активные вещества и вещества для электроники, на долю которых приходится примерно 35% мирового потребления. Продукция мало- и среднетоннажной химии (МСТХ) широко используется в машиностроении, нефтепереработке, фармацевтике, текстильной промышленности, при производстве композиционных материалов, электроники и т.д. Только вдумайтесь: в развитых странах на малотоннажную химию приходится свыше 40% от общего объема производства, тогда как в России мы можем оперировать весьма незначительными цифрами — всего 10—15%, при том что по ряду продуктов зависимость промышленного сектора от импорта достигает 100%.

Постепенно ситуация выравнивается. Типичные сложности производителей МСТХ связаны с финансовыми затратами на разработку и получение нового продукта: на про­ведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, омологацию[4] перед непосредственным запуском продукта в серийное производство. Большой проблемой является сертификация продукции — как сама процедура, так и связанные с ней финансовые затраты. Далее включаются рыночные правила игры: нужен хороший маркетинг и серьезное продвижение продукта, которое уже на старте зафиксирует реальные конкурентные преимущества перед применяемыми импортными аналогами, выстроит прочный и основательный мостик доверия с потенциальными потребителями и дистрибьюторами. И конечно, сервис и консалтинг, которые должны сопровождать даже отличный продукт. Разумеется, большинству малых и средних предприятий, чей товарный портфель насчитывает от десятка до сотни востребованных товарных позиций, полный комплекс этих мероприятий недоступен. Тем более что в условиях санкционного давления и разрыва логистических цепочек количество новых вводных и неизвестных (а следовательно, и затрат) выросло в разы.

В Российском союзе химиков создана специальная комиссия по развитию мало- и среднетоннажной химии, которую возглавил вице-президент РСХ, глава совета директоров ГК «Титан» Михаил Сутягинский. Комиссия занимается выработкой консолидированной позиции РСХ по вопросам развития отечественной производственной базы МСТХ, а также повышения эффективности всего химического комплекса России. В функционал комиссии так же входит объединение усилий бизнес-сообщества по актуальным направлениям развития МСТХ, подготовка предложений для внесения изменений в законодательство, мониторинг и анализ текущего состояния, проблем и тенденций в сфере производства и потребления МСТХ, разработка перспективных предложений по развитию малотоннажной химии. В числе первоочередных мер для поддержки МСТХ-производств эксперты профильной Комиссии называют: создание совместными усилиями государства и бизнеса условий для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, подключение специальных режимов, сокращение сроков регистрации и сертификации продукции.

Чтобы развернуть отечественный бизнес в сторону внутреннего производства МСТХ, нужно сформировать реальные стимулы как для производителей и потребителей отечественной продукции МСТХ, так и для тех, кто готов работать над улучшением ее потребительских свойств.

— Развиваются ли сейчас проекты, которые раньше не являлись приоритетными?

— Еще в 2020 г., сразу после Тобольских поручений Президента Владимира Путина, за МСТХ закрепился статус приоритетных проектов, но реальный интерес бизнеса к решению этих задач так и не вырос. Все мы понимаем, что можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить. Санкции не только сделали проблему очевидной, но и повысили осознанную вовлеченность бизнеса в решение целого комплекса задач, связанных с локализацией производств МСТХ внутри страны. А это значит, мы имеем все шансы получить хорошие результаты.

Производительные силы и производственные отношения развиваются эволюционно, что также влияет на состояние отрасли. Бум на электромобили, например, увеличил предпринимательский интерес к такому известному, но мало востребованному металлу, как литий. Аккумуляторные батареи сформировали устойчивый запрос на повышенную энергоемкость, а следовательно, на литий. И таких примеров масса.

Многие продукты отечественного химпрома, которые в силу разных причин ранее не были востребованы и не производились в нашей стране, сейчас выпускаются. Конкрет-ный пример: только за прошедший год на тамбовском предприятии АО «Пигмент» состоялся запуск сразу четырех проектов МСТХ. Речь идет о старте производства акриловых дисперсий, депрессорно-диспергирующей присадки для дизельного топлива, новой схемы производства сухих поликарбоксилатов, а также микрогранул отбеливателя для моющих средств. Согласитесь, это успешная история развития мало- и среднетоннажной химии отдельного предприятия, и она не уникальна. Свои истории успеха в сегменте есть у ПАО «СИБУР Холдинг», ГК «Титан», АО «МХК «ЕвроХим», нижегородских компаний «Окапол» и «Хома» и др.

— Изменилось ли в новых условиях качество сырья, потребляемого отраслью?

— И сегодня, и вчера качество используемого сырья как средняя температура по больнице: от эталонного до посредственного. Продукция из этого сырья также соответствующая. В условиях рынка, к сожалению, качество не является определяющим фактором востребованности. На первый план выходят цена и политические моменты.

Если мы говорим о качестве продукции в разрезе импортозамещения, важно понимать, что рынок потребления, ориентированный на эталонное для химических мощностей сырье, все-таки серьезно проиграл. До его уровня альтернативным поставщикам предстоит еще дорасти. А это процесс непростой — финансово и энергозатратный.

Из последних потребительских трендов можно выделить осознанное потребление и экофакторы, которые формируют стремление производителей максимально реализовать существующие запросы покупателей. А этого нельзя сделать, не учитывая качество исходного сырья. Отсюда вывод: серьезного падения качества химической продукции в сегменте, скажем, бытовой химии или парфюмерно-косметической индустрии, в ближайшее время не предвидится — наоборот, оно будет только расти.

— Какую роль играют техническое регулирование и стандартизация в развитии химической промышленности?

— Чтобы достичь поставленной на государственном уровне цели: обеспечить в условиях санкционной политики потребности общества в безопасной химической продукции широкого ассортимента — отечественному химическому комплексу необходимо выйти на новый этап технологического развития, который включает опережающее развертывание производственных систем, выстраивание кооперационных цепочек для выпуска и вывода на рынок конкурентоспособной продукции, разработку инновационных технологий, формирование принципиально новых рынков, на которых возможно технологическое лидерство. Решение этих задач должно сопровождаться параллельным процессом по созданию современной нормативно-методической и нормативно-технической базы для всех этапов жизненного цикла химической продукции. По крайней мере это выглядит вполне логичным и формирует прозрачные правила игры для всех участников процесса, включая государство.

И здесь роль технического регулирования и стандартизации — определяющая. Именно они создают платформу для прозрачной и полноценной системы учета обязательных требований к продукции, при которой выигрывают и конечный потребитель, и регулируемый рынок: последний станет развиваться с учетом эффективных инструментов достижения качества, безопасности, устойчивого развития и реализации задач технологической трансформации экономики.

Сегодня многочисленные меры государственного регулирования и поддержки бизнеса направлены на снижение финансовой нагрузки на предприятия. Однако из вида упускается важный момент — не­обходимость формирования нормативной методической базы как для организации новых производств, так и для реализации и вывода на рынок новых товаров, особенно МСТХ.

По непонятным причинам в актуальных изменениях в план мероприятий («дорожную карту») по развитию производства малотоннажной химии в Российской Федерации на период до 2030 года[5] в числе мер государственного регулирования и поддержки развития МСТХ отсутствуют мероприятия по совершенствованию системы технического регулирования и стандартизации. Примечательно, что в последней редакции существовавший ранее раздел 4 «Совершенствование системы стандартизации» просто исчез. А он предусматривал меры по утверж­дению программы стандартизации и включал разработку гармонизированных методов и методик испытаний малотоннажной химической продукции, а также производство и аттестацию государственных стандартных образцов для аналитических методов определения заданных компонентов или веществ. Мне представляется это крайне нелогичным.

— Как Российский союз химиков участвует в решении важных для отрасли проблем?

— Перефразируя классика, скажу: все вертикально интегрированные компании в своих ожиданиях от государства похожи друг на друга, каждая средняя и малая несчастлива по-своему. Бизнес тяготит высокая неопределенность в отношении перспектив развития отрасли, в частности вопросы незавершенности инвестпроектов. В текущих условиях никто не застрахован от проблем в логистике и неразвитости внутреннего рынка потребления химической продукции…

Российский союз химиков — это общественная площадка для конструктивного диалога всех отраслей промышленности. Он выступает за повышение транспарентности рынков: развитие биржевых рынков, анонс и реализацию проектов общеотраслевого значения и т.д.

В числе наших инициатив — разработка и реализация совместной программы действий отрасли, государства и экспертов в рамках сформировавшегося понимания ориентиров системного развития.

Во-первых, надо настойчиво формировать внутренний рынок химической продукции на основе единой госпрограммы химизации народного хозяйства страны. Актуальная программа импортозамещения на первом этапе должна исходить из потребностей отрасли в базовых продуктах и химикатах. Во-вторых, необходимо стимулировать увеличение глубины переработки угле­водородного сырья, а также создание широкого ассортимента оте­чественной химической продукции с высокой добавленной стоимостью. В-третьих, следует нарастить промышленный потенциал химической отрасли с помощью инструментов кластерного развития и кооперации производств на отдельных территориях — в особых экономических зонах и промышленных технопарках страны. На базе подобных кластеров нужно формировать научные и инжиниринговые центры, способствующие созданию экономически эффективных наукоемких производств. Не обойтись и без стимулирования развития МСТХ, в т.ч. за счет масштабирования практик использования гибких технологий и установок, на которых можно получать 10—15 продуктов химии. Требуется разработать «дорожные карты» по взаимодействию с дружественными странами.

Важный вектор нашей работы — осуществление трансфера успешных практик по организации производств, подготовке кадров, экологии, промышленной безопасности. Интеграция РСХ в различные бизнес-объединения и ведомственные структуры позволяет не только вносить предложения по развитию межотраслевой кооперации, созданию и усилению инвестиционного потенциала отрасли в отечественном химпроме, но и привлекать внимание общественности к проблемам, задачам и потенциалу отечественной химической промышленности в решении актуальных задач современной России в производственном секторе и не только.

— По вашему мнению, для химической промышленности текущая ситуация — это испытание или вызов?

— В моем понимании это и то и другое одновременно. Главное, что позволит нам преодолеть все испытания и достойно ответить на возникшие вызовы, — это способность и желание объединять усилия бизнеса, науки, различных институтов власти в решении ключевых задач отрасли, связанных с кадрами, технологиями, производством, логистикой, инжинирингом. Качественная работа со СМИ и достойная представленность продукции, сервисов и актуальных предложений в информационном пространстве, эффективность межотраслевых коммуникаций и системность в отработке запросов в части ожиданий отраслей — потребителей продукции химпрома также позволят значительно улучшить ситуацию и снять имеющуюся неопределенность.

При этом важно помнить, что химическая промышленность — драйвер и основа качественного развития промышленного сектора: она является системообразующей и создает серьезные конкурентные преиму­щества для экономики, разрабатывая передовые технологии и продукты. Новое время и новые вызовы сформировали устойчивую потребность внутреннего рынка России в производстве критически важного сырья, катализаторов, комплектующих. Для бизнеса при существующей сейчас поддержке со стороны государства это время реальных возможностей, которые, безусловно, нужно использовать.

[1] Центр компетенций R&D (Research and Development) — это структура, которая ищет, фильтрует и анализирует инициативы в индустрии и внутри компании, а также превращает их в гипотезы, ставит задачи по реализации и курирует весь процесс.
[2] Входит в состав ПАО «Сибур Холдинг».
[3] ПЭТФ, ПЭТ — полиэтилентерефталат (термопластик, наиболее распространенный представитель класса полиэфиров). ПЭТ-гранулы получают после переработки пластиковых емкостей и используют повторно при производстве разных полимерных изделий.
[4] Омологация — усовершенствование объекта, улучшение технических характеристик с целью достижения соответствия товара каким-ибо стандартам или требованиям страны-потребителя, получения согласования от официальной организации.
[5] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 года № 3973-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2017 г. № 2834-р».

Беседу вела заместитель главного редактора
журнала «Стандарты и качество» Наталья БЫКОВА

***
РИА «Стандарты и качество»
Тел. +7 (495) 771-66-52, пишите на e-mail: podpiska@mirQ.ru
или оставляйте заявку на нашем сайте
https://ria-stk.ru/

Присоединяйтесь к сообществам издательства «Стандарты и качество»:
VK:
https://vk.com/be_mag
YouTube:
https://www.youtube.com/channel/UCvW86WE6yIaFNZqK5swi70A

#СТандартыиКачество