Привет. Не так давно я купила книгу "500 первых слов для малыша". Хотя она рекомендуется для занятий с детьми от 1 года, мы начали заниматься в 1.9 года.
Знаю, что многие любят додумывать, что ребенок у меня растет сам по себе и т.д. Так вот, это далеко не первое наше пособие, но все другие остались в Петербурге. В деревне я делала упор на другие занятия, а не на сидение с книжками.
Мне нравятся пособия Жуковой. Книга отлично структурирована, начинается с азов и постепенно усложняются занятия. Рекомендуется как родителям, так и педагогам.
А теперь расскажу про наши "занятия" и почему я не делаю на них упор и вообще отношусь к таким вещам немного ветрено.
Первое, что учит малыша буква "А". Как укачивать лялю, дочка прекрасно знает, и когда играет сама, постоянно говорит "Аааа". Но в книжке она просто тыкает пальчиком на картинку и говорит "Ы".
Я беру куклу/игрушку, дочка тоже берет, и мы начинаем вместе качать. Думаете, она хоть раз сказала "Ааа"? Она просто смотрит на меня, повторяет все движения и молчит. Через полчаса играет одна и аакает мишке.
А вот еще новая буква "У". Думаете, она хоть раз так сказала? Она тыкает пальчиком в паровозик и говорит "чух-чух".
А летящий самолет тоже с буквой "У". Все то же самое, ребенок упорно молчит.
Выходим на улицу, видим/слышим настоящий самолет в небе, и дочка говорит "Ууууууу".
А рядом на картинке машина. На все проезжающие по дороге машины ребенок говорит "Би-би", на картинку она так и не сказала ни разу. Та же история с собакой. Дочь облает всех местных собак, но на картинке молчит, как партизан.
Я вижу по ее глазам, что она понимает и понимает, что я от нее хочу. Она делает хитрые глаза и словно специально молчит.
Иногда я показываю на картинку и спрашиваю: "Как говорит собачка? Как летит самолет?" А дочь изо всех сил мотает головой из стороны в сторону, будто говорит "нет", не буду я тебе, мама, отвечать.
Ребенка хватает на 10 минут занятий, 2-3 раза в день. При этом она осознает, что это именно занятия. И заниматься она не хочет.
Несмотря на то, что я стараюсь подать это интересно, в форме игры. Я прыгаю по дому, словно зайка, говоря "прыг-прыг", и дочь тоже прыгает, но молчит.
Я изображаю корову, мычу и бодаю Алису. У нас есть соответствующие игрушки для занятий.
Я ей, наверное, раз 100 сказала "Но, лошадка, но". Мы постоянно смотрим картинки с лошадками. Хоть бы один звук издала.
Вечером она берет мой коврик для йоги, садится на него сверху (скручен в трубу), берет за резинку как за вожжи и кричит "Но, но, но".
Она все четко осознает, что это именно занятия. Она, кажется, чувствует, что ей это навязывают. Я не могу сказать, что я как-то заставляю ее - это невозможно.
У меня сложилось стойкое ощущение, что ребенок все понимает, но специально делает наоборот. Мама, я с тобой посижу, чтобы ты отстала, но следовать твоим указаниям я не буду.
Хотя она смеется, ей весело и интересно. Не просто за столом сидим, а еще активничаем. Я всегда спрашиваю ее, будем ли мы смотреть книжечку, и начинаю занятия с ее согласия. Если вижу, что она устала, я убираю книжку.
Все происходит в форме игры, весело, активно и интересно. Но есть старанное чувство, что я ей навязываюсь с занятиями.
Несмотря на то, что ребенок не выражает недовольства, наоборот, ей весело. Но, я тут мама повеселюсь, а своими занятиями ты занимайся сама.
Это первый раз, когда я почувствовала, что ребенок осознал, что с ним именно занимаются. Даже когда у нас были какие-то карточки и другие книги, у меня не было такого ощущения.
Прогресс, конечно, есть. Например, она в первый же день научилась произносить "Ау". Многие слога, слова и буквы ей уже знакомы и она их произносит, что-то есть совсем новое.
Конечно, все это у ребенка откладывается в голове. Просто она не хочет говорить, когда этого от нее хочу я.
Я устаю от таких занятий, когда не вижу мгновенной отдачи (спросил, тебе тут же ответили), как-то руки опускаются и меня это быстро начинает бесить. Особенно, когда сама одно и тоже раз 100 произнесешь, а в ответ тишина и хитрые глазки. 😀
Когда, это идет не в формате занятий, а просто обычная жизнь. Что-то там говоришь, объясняешь и не думаешь запомнит ребенок или нет, скажет или нет. То тогда, это конечно, не раздражает. Многие слова и звуки дочь научилась произносить просто так, из повседневной жизни, когда специально не чему ее не учили.
Мне часто говорят, что я намучилась с дочкой, что у нее сложный характер. Многие это списывают на знак зодиака "Скорпион". У мужа брат-Скорпион и родственники говорят, что Алиса точь-в-точь, как он был в детстве. Впрочем, это лирика. Давайте вернемся к книге.
Чуть дальше идут простые предложения, чистоговорки, много пальчиковых игр и т.д. В целом мне это пособие очень понравилось. Из всего, что у нас было, оно зашло лучше всего. Мы будем и дальше продолжать заниматься по нему.
В любом случае удобно, когда есть какая-то система и для себя я узнаю что-то новое. Например, тот же звук "Ау", мне вообще в голову не приходил. Ведь это, к счастью, не используется в повседневной жизни.
Отдельный момент - картинки. Они просто чудесные. Они напоминают мне мое детство. Одновременно они реалистичные и немного мультяшные. В отличие от многих современных книг, здесь нормальные цвета, а не синий кот или розовый заяц.
Сейчас у этого автора я хочу приобрести годовой курс занятий для 2-3 лет. Может быть, у кого-то уже есть опыт, поделитесь впечатлениями?
И как всегда, оставляю ссылку на наше пособие - [ссылка].
P.S. На канале есть раздел про игры и развитие ребенка. Там обзоры и на какие-то книги, пособия и вещи из серии "своими руками", про физическую активность и многое другое. Вот ссылка на раздел.