Во второй половине августа текущего года Верховный дал добро на то, что выведет нашу страну на абсолютно новый уровень развития. А именно – Россия начинает строительство высокоскоростной магистрали. ВСМ, помимо того, что это высокотехнологичный проект, позволит получить глобальный мультипликативный эффект.
Вложение в такие магистрали 1 рубля создаёт в 10 раз больше в других отраслях экономики. Правда, с тем условием, что технологии и продукция будет российская. На это и расчёт. А предварительно известно, что подвижной состав будет произведён на отечественном предприятии "Синара - транспортные машины".
Планы и ожидания
Этот проект долго откладывался, но 17 августа Владимир Путин, что удачный момент настал.
Мне кажется, что сейчас мы действительно подошли к возможности его реализации. Мы долго со всех точек зрения обсуждали эту проблему, и с экономической, и с финансовой, и с транспортной. Если построить новую магистраль для передвижения пассажиров, то тогда действующая освобождается для передвижения грузов, и скорость передвижения грузов, что чрезвычайно важно для экономики страны в целом, существенным образом увеличится.
Для строительства первой магистрали между Петербургом и Москвой заложили срок в 5 лет. Тогда же появятся развязки, платформы и будет запущено движение.
Дополнительно известно, что проектирование возложено на РЖД, а Минтранс параллельно продолжит разработку новых ВСМ на других направлениях. Возможно, к 2028 они появятся ещё в Воронеже, Казани и Нижнем Новгороде.
Также Президент рассматривает возможность включить в эту систему новые республики – Луганскую и Донецкую. И настроен на переговоры с Александром Лукашенко, чтобы объединить столицы двух государств высокоскоростной магистралью.
Давняя задумка и её калькуляция
Как я отметил выше, сроки очень часто переносили. И проблема заключалась именно в финансовых вопросах. Стоимость была оценена в 1,7 триллиона рублей, а сегодня наверняка стала на порядок выше.
Планировали часть средств взять из фонда национального благосостояния, но после такую идею отсекли и занялись поисками инвестора. Понятно, что частник не будет вкладывать деньги в такой недешёвый и неокупаемый для него проект. По итогу вызвался принять участие в нём Сбербанк.
Строительство ВСМ имеет смысл хотя бы из-за нескольких важных факторов. Как минимум, это должно способствовать развитию отечественной экономики.
1. Сокращение времени пассажиров в пути. Так, вместо нынешних 4 часов 20 минут оно сократится до 2-х.
2. Планируется строительство множества линий, поэтому есть перспективы для улучшения депрессивной экономики большинства областей. Например, из-за удаленности и неудобной транспортной развязки такие интересные с точки зрения туризма места, как Тверская и Новгородская области, не востребованы. А с появлением ВСМ наверняка увеличится их финансирование и отток населения их таких районов существенно сократится.
Сужу по опыту зарубежных государств, где подобная практика уже существует, – Китая и Германии.
3. Появятся новые пассажиропотоки, что разгрузит маршруты для товарных составов. Например, сегодня Октябрьская ЖД перегружена и проблему приходится решать объездными маршрутами.
Получается, что до портов Балтийского бассейна расстояние уже не 600 километров, а 1200.
И вот, наконец-то, верное решение принято – теперь финансовая сторона никак на реализацию не повлияет. Остаётся только ждать, когда наша страна вступит в новую транспортную веху.