Словно затерявшийся в зелени островок души, тепла и благодати...музей Константина Георгиевича Паустовского... Вы конечно думаете, что писатель здесь жил или проводил летние месяцы? Нет, и еще раз нет! Паустовский никогда в своей жизни не жил в этом доме! Я расскажу вам сегодня совсем другую историю.
И возможно для себя узнаете что-то новое, необычное, интересное, что захотите посмотреть сами, своими глазами, и этому я буду невероятно рада! Потому что смогла затронуть то, что скрыто, что спрятано от самого поверхностного взгляда. А если захочется просто полистать томик Паустовского или перечитать, что когда-то читали в детские, юношеские годы, то пусть прибудет счастье в ваш дом и уютно расположится в светлой гостиной.
Дом с мезонином - это памятник архитектуры XVIII века и был построен для главного садовника усадьбы князей Голицыных. В советское время здание сдавалось в аренду на дачный сезон, получив название в народе - "Серая дача". Не раз восстанавливали его после пожаров, дом оказался сильно везучим, словно ожидал свое предназначение, не канул в безвестность, как многие постройки усадьбы князей. И в 1987 году здесь разместили музей К. Г. Паустовского. А вот сама история музея началась гораздо раньше.
В 1975 году - учитель литературы в школе №456 города Москвы - Зоя Квитко - организовала просто кружок любителей Паустовского. На полном энтузиазме и большой увлеченности, школьники ставили театральные постановки, совершали поездки по местам жизни писателя, собирали по крупицам биографический материал. Со временем получилась небольшая коллекция экспонатов. Организовали общественный музей Паустовского и разместили его при Московском автокомбинате № 10. Несколько позже общественный музей получил звание народного и еще позднее "переехал" в домик садовника или "Серую дачу".
Внешне дом с мезонином очень уж был похож на те деревянные дома, которые так любил Константин Георгиевич Паустовский. Очень много лет по нескольку месяцев в году он проживал в мезонине дома художника-гравёра И. П. Пожалостина в селе Солотча под Рязанью.
...Осенью весь дом засыпан листьями, и в двух маленьких комнатках становится светло, как в облетающем саду. Трещат печи, пахнет яблоками, чисто вымытыми полами. Синицы сидят на ветках, пересыпают в горле стеклянные шарики, звенят, трещат и смотрят на подоконник, где лежит ломоть чёрного хлеба.
В доме я ночую редко. Большинство ночей я провожу на озёрах, а когда остаюсь дома, то ночую в старой беседке в глубине сада. Она заросла диким виноградом. По утрам солнце бьёт в неё сквозь пурпурную, лиловую, зелёную и лимонную листву, и мне всегда кажется, что я просыпаюсь внутри зажжённой ёлки. Воробьи с удивлением заглядывают в беседку. Их смертельно занимают часы... К. Паустовский
Именно здесь и были написаны удивительные его произведения: "Мещерская сторона", "Телеграмма", "Корзина с еловыми шишками", "Исаак Левитан" и многие-многие другие.
Вы пройдете по небольшим залам музея, словно по жизненному пути писателя, обретая с ним счастье, душевное равновесие и внутреннюю гармонию.
Зал "Город". И все начинается с Гранатного переулка, д.6 - именно здесь и родился будущий писатель. Москва играла громадную роль в жизни и творчестве писателя, словно при рождении образовалась прочная неразрывная связь, которая лишь крепла с годами.
...Вот вам Москва… Есть в этом городе великая правда. Здесь, в Москве, чувствуется вся хлебная Россия. К Москве, как и ко всей стране, я чувствую свою сыновность. Ничем нельзя убить Москву. Уничтожить её сущность, её душу – нельзя. Тысячи потрясений ничего с ней не сделают. На перевале веков, культур он станет особенно чёток – этот облик Москвы, вечного города, которому будет молиться вся Россия, все человечество...
К. Паустовский "Романтики"
Затем переезд в Киев, учеба в гимназии и Императорском университете, перевод в Москву, работа в трамвайном парке по улице Лесной, д. 20... И время, наполненное революцией, бедами, войнами, внутренней болью, поисками своего пространства, проблемами выбора, смятением...
...Принять Октябрь целиком мне мешало мое идеалистическое воспитание. Поэтому первые два-три года Октябрьской революции я прожил не как ее участник, а как глубоко заинтересованный свидетель.
Только в 1920 году я понял, что нет другого пути, чем тот, который избран моим народом. Тогда сразу же отлегло от сердца. Началось время веры и больших надежд. Дальнейшая жизнь пошла уже не случайно, а более осмысленно и более или менее твердо по пути служения народу в той области, которая представлялась мне наиболее действенной и соответствующей моим силам, – в литературе... К. Паустовский "Повесть о жизни"
Зал "Море". Вы только посмотрите, какое необычно - творческое решение, такое яркое, невероятно насыщенное и чувствуется свежесть ветра и брызги моря на коже и нежные краски рассвета, как новое движение в прекрасную, наполненную событиями жизнь...
И словно меняется пространство, и дует ветер перемен, и кажется, что все возможно, хотя наплывают иногда свинцовые тучи и, надвигающийся шторм, пытается разнести в щепки твой корабль...но есть любовь и удивительная вера в лучшее, в будущее, в счастье...
...Я садился на парапет над обрывом к порту и некоторое время сидел,
закрыв глаза. Так я лучше ощущал на лице дыхание этого ветра. Я различал в нем не только запах палуб, но и акаций, и высохших водорослей, и ромашки, что цвела в трещинах подпорных стен, и, наконец, дегтя и ржавчины. Но все эти запахи по временам смывал особенный послегрозовой запах, что налетал с открытого моря. Его ни с чем нельзя было сравнить и ни с чем спутать. Как будто холодноватое от купания матовое девичье плечо прикасалось к моим щекам...
К. Паустовский
Зал "Лес". Здесь созидание и все наполнено жизнью и кажется, что можно почувствовать то, что скрыто, что не на поверхности...и словно сотканный из звуков и дыхания... Хочется закрыть глаза и замереть, стать невидимкой, почувствовать кожей и всей своей внутренней сутью...стараясь найди единение, гармонию, поэтическое вдохновение и открыть самого себя...того, которого еще не знаешь, словно видишь впервые...
...Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашёл в лесном Мещёрском краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряжённого труда. Средней России — и только ей — я обязан большинством написанных мною вещей. Перечисление их займёт много места. Я упомяну только главные: «Мещёрская сторона», «Исаак Левитан», «Повесть о лесах», цикл рассказов «Летние дни», «Старый челн», «Ночь в октябре», «Телеграмма», «Дождливый рассвет», «Кордон 273», «Во глубине России», «Наедине с осенью», «Ильинский омут»....
К. Паустовский "Несколько отрывочных мыслей"
И здесь очень чувствуется сам Паустовский, становится незримо ощутим, словно наблюдает за нами...необыкновенно сильный, до боли родной, бесконечно трогательный и наполненный великой любовью к русской природе и родному краю...
Зал "Мир". Здесь жизнь писателя в зените славы и любви народной, необычайного творческого подъема и испытание на прочность и силу духа.
Константин Георгиевич никогда не был ни членом партии, ни депутатом, он не писал ни одного письма, в котором бы клеймили, всегда вставал на защиту и не прятался за спины товарищей. И уже будучи тяжело больным, написал письмо А. Косыгину о преследовании главного режиссера Театра на Таганке Ю. Любимова. Он стал одним из немногих, кто поддержал Б. Пастернака во время гонений. Константин Паустовский - человек открытой души и горячего сердца!
Зал "Дом". Это место душевного покоя и тишины, внутренней гармонии и равновесия, сосредоточенности и вдохновения. Паустовский, наконец-то, нашел то, к чему шел всю свою долгую жизнь и в этом великое счастье. Писатель просыпался ранним утром и долго смотрел в свое окно...
...В доме пусто. Я один... Никого нет около. Но стоит зажечь лампу, сесть к столу и начать писать о чем бы то ни было, как ощущение одиночества пропадает. Я не один. Из этой тесной комнаты я могу говорить с тысячами людей, со всем миром. Я могу им рассказывать всяческие истории, смешить их и печалить, вызывать раздумие и гнев, любовь и сострадание, вести их за руку, как поводырь, по жизни. Она создана здесь, в этих четырех стенах, но прорывается во вселенную...
...Пока еще я сам не знаю, что буду писать. Мысль существует во мне как волнение, как желание передать другим все то, что наполняет сейчас мой разум, мое сердце, все мое существо. Мысль живет во мне, но во что она выльется, какие найдет пути для своего выражения, мне не ясно еще самому. Но я знаю, для кого я буду писать. Я буду говорить со всем миром. Трудно, почти невозможно зрительно представить себе это понятие — весь мир... К. Г. Паустовский
Тарусский дом - словно самая главная остановка, словно пристанище в жизни писателя. И нет ничего важнее, чем почувствовать этот момент, мгновение, миг...словно принять самое невероятное откровение души. Держите и не отпускайте ту звенящую струну, которая тронет ваше сердце и заставит его биться сильнее...просто шагните...послушайте...это поет и волнуется море...и лес наполнен звенящим простором внутренней свободы...и всюду жизнь, и вера, и мечта...
Всегда с вами - Летящая стрекоза)))
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать то, чего еще не знали)))