Небо, оно как и вода - у каждого своё. В который раз мы с ним наедине, глаза в глаза.
Я смотрю на него, а оно смотрит на меня.
Всегда можно научиться писать небо так, как это делают другие. Походить на мастер-классы, посмотреть видеоуроки. Глядишь - и что-то начнёт получаться.
После этого можно осваивать пейзажи, где доля неба имеет основное, решающее значение, браться за небесные пейзажи.
Но рано или поздно всё-равно придётся искать собственное небо. Новое, неповторимое, узнаваемое.
Зачем? Действительно, зачем..
Зачем я часами сижу на берегу, кормлю комаров, вот уже несколько лет подряд каждое лето?
Только бы на небе присутствовали тучи, и желательно, чтобы благоволила погода, то есть не сдувало ветром и не поливало дождём.
А ведь за всё время наблюдений у меня ни разу не нарисовалась ничего шедеврального. Так, этюдики ни о чём.
В прошлом году я даже опустила руки, потеряв надежду разгадать таинственный алгоритм величественных облачно - заоблачных нагромождений.
Почему весь этот небесный хаос, столь гармонично и божественно заполняющий купол над нашими головами, при попадании на лист бумаги превращается в неряшливые кляксы и вымученные узоры?
Неужели только потому, что небесное пространство не имеет четырёхугольного формата и не обязано следовать правилам компоновки в листе?
А ещё я заметила, что небо бывает нефотогенично. То есть сидишь, пытаешься его написать, получается плохо.
Ладно, думаешь, сегодня что-то не так пошло или с головой беда, дай-ка я пока сфотографирую то, что вижу, а дома уже разберусь.
И что же? Как не води фотокамерой вдоль линии горизонта, ни одного приличного кадра сделать не удаётся! Попадая в объектив, облака мельчают, теряют цвет и форму, от вдохновляющего небесного великолепия не остаётся и следа!
Похоже, данный пейзаж не подлежит живописному изображению, и фотографированию тоже не подлежит.
Почему? Скорее всего, отсутствует композиция тональных пятен. С этим тоже можно работать, видоизменяя сюжет, но понадобится чуть больше опыта.
Моё упорство нынешним летом принесло новые открытия, что не опровергает написанное ранее, но дополняет и конкретизирует.
В этом году я стала лучше видеть цвет. Отныне не возникает вопрос «Какого цвета тёмно-серая часть тучи?».
Чистому небу над облаками свойственен зеленоватый оттенок (например, Phthalo Blue или Cerulean на основе PB15). Сизые низы туч имеют фиолетовый оттенок. Белым гребням зачастую присуща желтизна, иногда с добавлением розового или оранжевого (особенно во второй половине дня или ближе к вечеру).
Для изображения неба можно использовать многие пигменты, даже не очень пригодные на первый взгляд. Главное, не стоит забывать, что встреча синего пигмента с жёлтым обязательно породит зелёный цвет. Зелёное небо? Почему бы и нет. Но только если это не застанет врасплох. Откровенно зелёные пятна на небе могут выглядеть специфично.
В нынешнем сезоне я внимательным образом рассматриваю целесообразность применения в небе акварельных белил или белильных красок.
Белила не только повышают укрывистые свойства красок, они помогают удержать краски на поверхности бумаги, помогают создать цельные заливки, без неожиданных провалов. Ведь самая критичная ошибка при изображении неба - это образование случайных контрастных пятен и полос.
Например, набираешь на кисть много пигмента, кладёшь его на бумагу, но вместо того, чтоб равномерно разбежаться по мокрой поверхности, краска частично проваливается в бумагу, и в местах максимальной концентрации пигмента образуется тёмное пятно. Если бы к краске были своевременно добавлены белила, она бы осталась на поверхности вся, не создав странных пятен.
Добавление белил или белиласодержащих красок придаёт цветам пастельные оттенки, что в небе смотрится симпатично.
Хорошо приживается на кучерявых облаках Неаполитанская жёлтая, содержащая белила. Она не создаёт зелень, встречаясь с синими пигментами. Если Неаполитанской жёлтой при себе не оказалось, её можно заменить любым жёлтым пигментов, смешанным с акварельными белилами.
В роли белил лучше использовать PW6, титановые белила. Цинковые PW4 с этой задачей справляются плохо.
Конечно, от свойств бумаги зависит многое. В этом году для небесных пейзажей я выбрала бумагу Малевичъ, как приемлемый бюджетный вариант.
Но в процессе работы к этой бумаге у меня возникло множество претензий. Она далеко не идеальна для изображения неба и в любой момент от неё можно ждать подвох в виде неожиданного пятна, провала тона или цвета.
И всё же, что главное в изображении неба, как к нему подступиться, с чего начать.
Главное - это цельность. И начинать надо с неделимого целого. Не с маленьких облачков, не с красивых деталей, а с больших цельных участков, обобщённых и упрощённых. А чтобы не потерять центр и смысл композиции, предлагаю начинать «плясать» от одного выбранного фрагмента, распространяясь от него в разные стороны.
Чуть позже, по просушенному, можно будет поискать малые формы внутри больших, конкретизировать силуэты и добавить детали.
Самое большое искушение в рисовании облаков - погрязнуть в копировании множества хаотично раскиданных облачков и потерять единую форму. Если всё-таки эта ошибка случилась - берём широкую кисть и заливаем краской поверх всего того, что намельчили и раздробили, пытаемся собрать воедино разбежавшиеся детали.
Ещё хочу предостеречь, что небо вряд ли удастся победить с налёту. Оно не любит лихачей и не терпит вандализма. С небом лучше обращаться аккуратно, внимательно, на «Вы». Не поддаваться на вдохновляющие провокации, когда небо кажется простым и понятным, и хочется взять краску поярче, а мазки кидать смелее. К сожалению, при отчаянно смелом подходе работа частенько заходит в тупик.
Небо с натуры это всегда трудно. Видоизменяясь каждую минуту, облака не оставляют шанса срисовать их один в один. Приходится выбирать для изображения отдельные единичные фрагменты из огромного множества предлагаемых.
Но стоит иметь в виду, что даже если вообще ничего не получилось, и этюд с натуры достоин мусорного ведра, польза от такого пленэра велика. И впоследствии, встретив небо в каком-нибудь пейзаже, изобразить его уже не составит труда. Как говорится, тяжело в учении, легко в бою.
Ранее опубликовано: