Буквари с XVI до середины XX века

Монахи в монастыре пишут и переписывают книги.
Монахи в монастыре пишут и переписывают книги.

Тысячу лет назад, с 11 века на Руси стали создавать монастыри. Именно монахи были одними из самых грамотных людей и именно они писали и переписывали, то есть копировали книги.

Орнаменты, которые использовали в книгах
Орнаменты, которые использовали в книгах

Сначала рукописные книги украшали орнаментами, потом и печатные.

Схема обучения грамоте на протяжении 16-17 вв.
Схема обучения грамоте на протяжении 16-17 вв.

До 16 века, а в большинстве мест почти до середины 17 века обучались грамоте и письму по Псалтыри – это книга текстов из библии, а также по часословам – сборникам молитв.

Букварь Ивана Фёдорова, 1574 г.
Букварь Ивана Фёдорова, 1574 г.

Первый букварь печатник Иван Фёдоров выпустил в 1574 году во Львове. Алфавит расположен был в прямом, обратном порядке и вразбивку. 40 листов по 15 строчек на каждой страничке написаны на старославянском с черным орнаментом из сплетенных листьев, бутонов, цветов и шишек, характерных для издания Федорова. Ученые склоняются к мнению, что это «первый печатный учебник грамоты для восточных славян».

Страницы букваря Василия Бурцева
Страницы букваря Василия Бурцева

Первыми московскими печатными учебниками обучения грамоте стали изданные в 1634 и 1637 годах Азбуки Василия Бурцова, где впервые использовалась двухцветная печать. С середины XVII века на Московском печатном дворе выпускаются Буквари разного состава, включающие, кроме азбуки, слогов и основ грамматики, тексты для чтения — молитвы, псалмы, а также основы вероучения (краткий Катехизис).

Страницы букваря Симеона Полоцкого
Страницы букваря Симеона Полоцкого

Букварь Симеона Полоцкого (1679), издан большим тиражом и получил широкое распространение. Объёмный учебник с поэтическими текстами, расширенной грамматической и хрестоматийной частями, катехизисом и орациями (текстами приветствий по случаю основных христианских праздников).

Реконструкция портрета Симеона Полоцкого. Симеон Полоцкий (1629-1680) - деятель восточнославянской культуры, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик, монах, московский придворный астролог. Наставник детей русского царя Алексея Михайловича. Основатель школы при Заиконоспасском монастыре. В 1678 г. при царском дворе организовал типографию. В 1679 г. составил проект указа Славяно-греко-латинской академии.
Реконструкция портрета Симеона Полоцкого. Симеон Полоцкий (1629-1680) - деятель восточнославянской культуры, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик, монах, московский придворный астролог. Наставник детей русского царя Алексея Михайловича. Основатель школы при Заиконоспасском монастыре. В 1678 г. при царском дворе организовал типографию. В 1679 г. составил проект указа Славяно-греко-латинской академии.
На основе букваря Симеона Полоцкого создал свой букварь Карион Истомин. Обложка книги с портретом Кариона Истомина и страница его букваря с буквой А.
На основе букваря Симеона Полоцкого создал свой букварь Карион Истомин. Обложка книги с портретом Кариона Истомина и страница его букваря с буквой А.
Страницы букваря Истомина со страницами на буквы: П, Е-Ё
Страницы букваря Истомина со страницами на буквы: П, Е-Ё

Первая иллюстрированная русская азбука. Рукопись Букваря написана в 1691 году, а в 1692 году Карион поднес по экземпляру этого букваря царице Наталии Кирилловне и царице Прасковье Федоровне. В 1694 году сочинение издано на Печатном дворе.

43 гравированных на меди листа, на каждом — буквица из человеческих фигур, предметы на эту букву и нравоучительные пояснения. Рисунки выполнил Леонтий Бунин — ученик голландского гравера Оружейной палаты Схонебека.

Страницы букваря Истомина с буквами Л и Ц
Страницы букваря Истомина с буквами Л и Ц
Страницы букваря Истомина с буквами Ц и Ч.
Страницы букваря Истомина с буквами Ц и Ч.
Страницы букваря 1696 г.
Страницы букваря 1696 г.

В 1695 году для царевича Алексея Петровича написан Большой букварь, изданный в 1696 году тиражом в 20 экземпляров.

Страницы букваря славено-греко-латинский Фёдора Поликарпова, 1701 г.
Страницы букваря славено-греко-латинский Фёдора Поликарпова, 1701 г.

«Букварь славено-греко-латинский» Фёдора Поликарпова, изданный на Московском печатном дворе в 1701 году, сыграл особую роль в становлении новой системы образования в России. Он не только является первым для России многоязычным изданием Букваря, но и также особенно выделяется своим содержанием и оформлением.

Страницы разных букварей, в том числе и с иллюстрациями процесса обучения и наказания.
Страницы разных букварей, в том числе и с иллюстрациями процесса обучения и наказания.
Тысячу лет назад, с 11 века на Руси стали создавать монастыри. Именно монахи были одними из самых грамотных людей и именно они писали и переписывали, то есть копировали книги.-15
Тысячу лет назад, с 11 века на Руси стали создавать монастыри. Именно монахи были одними из самых грамотных людей и именно они писали и переписывали, то есть копировали книги.-16
Тысячу лет назад, с 11 века на Руси стали создавать монастыри. Именно монахи были одними из самых грамотных людей и именно они писали и переписывали, то есть копировали книги.-17

В XVIII веке огромное количество переизданий в разных типографиях России и за её пределами выдержали учебники Феофана Прокоповича и Платона Левшина. С XVIII — по начало ХХ века вышли разнообразные кириллические буквари, которые изданы в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Чернигове, Уральске, Львове, Почаеве, Вильно, даже в Вене, Венеции и других городах. «Аз­бу­ка» А.А. Бар­со­ва (1768) со­дер­жа­ла, кро­ме мо­литв и за­по­ве­дей, об­ще­об­ра­зо­вательные све­де­ния о вре­ме­нах го­да, стра­нах све­та, го­су­дар­ст­вах и их сто­ли­цах, на­став­ле­ния. Аз­бу­ки и буквари XVII-XVIII веков со­став­ля­ли на ос­но­ве бу­к­во­сла­га­тель­но­го ме­то­да обу­че­ния гра­мо­те - толь­ко по­сле фор­ми­ро­ва­ния на­вы­ков чте­ния уча­щие­ся пе­ре­хо­ди­ли к пись­му.

Страницы азбуки художника Ивана Теребенева
Страницы азбуки художника Ивана Теребенева

В XIX веке зна­чи­тель­но из­ме­ни­лось ис­кус­ст­во дет­ской кни­ги. XIX век можно назвать «золотым веком» иллюстрированных азбук и букварей. Азбука «Подарок детям в память 1812 года», созданная художником Иваном Теребеневым, который создал 34 карточки с карикатурами на побежденных французов и насмешливыми подписями, каждая из которых начинается с определенной буквы русского алфавита. Например с Д: «Домой пора! Марш! Марш! Довольно погостили! Без носу, рук и ног, в чепцах, нас отпустили».

Карточная азбука
Карточная азбука

После азбуки Теребенева входит в моду листовая подача азбучного материала: азбука становится папкой с большими листами или набором маленьких карточек. Многие русские дореволюционные азбуки хранятся в европейских библиотеках, куда их вывозили иностранные путешественники, а их задачей было не столько обучение грамоте, сколько знакомство с различными сторонами окружающей жизни. Особой популярностью среди создателей азбук пользуются две темы: всевозможные зверинцы и «сцены из русской жизни».

Картинки азбуки, где буквы вписаны в рисунок
Картинки азбуки, где буквы вписаны в рисунок

Уникальнейший пример авторской азбуки, предназначенной именно для работы в классе. Это изданная в 1867 году книга «Ученье – свет. Русская азбука для наглядного обучения». Составил ее педагог Александр Радонежский, один из участников общественного движения за обновление образования. Он считал задачей азбуки не только обучение «азам и складам», но, главным образом, умственное развитие ребенка, пробуждение его мысли и любознательности, создание целостной картины мира. Рисунки для азбуки выполнил художник Павел Марков. Все изображения букв в азбуке «вписаны» в рисунок, а тема самого рисунка тесно связана со второй частью азбуки – хрестоматией из текстов русских классиков (Крылова, Пушкина, Лермонтова, Некрасова и др.).

Страницы азбуки Льва Толстого
Страницы азбуки Льва Толстого

Букварь Льва Николаевича Толстого. Больше чем азбука. Не только знакомство с алфавитом, но и нравоучительные истории для чтения, обучение счету, рассказы по истории, природоведению, о жизни в экзотических странах.

Страницы азбуки Елизаветы Бём.
Страницы азбуки Елизаветы Бём.

В 1911 году издана «Азбука» Елизаветы Бём, художница воссоздает рукописное пособие царя Алексея Михайловича «Буквица». Она скрупулезно перерисовывает начертания старинных букв и сопровождает их изображениями предметов и явлений XVII века.

Страницы азбуки Елизаветы Бём.
Страницы азбуки Елизаветы Бём.
Тысячу лет назад, с 11 века на Руси стали создавать монастыри. Именно монахи были одними из самых грамотных людей и именно они писали и переписывали, то есть копировали книги.-24
Тысячу лет назад, с 11 века на Руси стали создавать монастыри. Именно монахи были одними из самых грамотных людей и именно они писали и переписывали, то есть копировали книги.-25
Страницы азбуки Елизаветы Бём
Страницы азбуки Елизаветы Бём
Страницы азбуки Георгия Нарбута
Страницы азбуки Георгия Нарбута

Несколько листов из незаконченной азбуки, созданной Георгием Ивановичем Нарбутом (1917). Предполагался одновременный выпуск двух изданий на русском и украинском языке, однако смерть Георгия Нарбута в 1920 году помешала осуществлению этого замысла. (Создатель украинских денег и почтовых марок (1917-1918 гг).

Страницы азбуки Мстислава Добужинского
Страницы азбуки Мстислава Добужинского

Добужинский, Мстислав Валерианович (1875-1957) - график, книжный график, иллюстратор, карикатурист, живописец, сценограф, монументалист. Литовец по отцу, русский по матери, родился и жил в России, затем в Литве, Америке, многие годы провёл в Европе. Над «Весёлой азбукой» Мстислав Валерианович работал летом и осенью 1924 года, уже имея разрешение на отъезд в Литву. Одновременно он оформлял ещё две детские книжки.

Тысячу лет назад, с 11 века на Руси стали создавать монастыри. Именно монахи были одними из самых грамотных людей и именно они писали и переписывали, то есть копировали книги.-29
Страницы азбуки Мстислава Добужинского
Страницы азбуки Мстислава Добужинского

Построение «Весёлой азбуки»: каждой букве алфавита отведена страничка, на которой размещены четверостишие и иллюстрирующий его рисунок. Автор текстов в книге не назван. Буквы здесь одновременно и герои книги, и элементы книжного декора. «Пляшущие» буквы обрамляют рисованный титульный лист и страницы.

Азбук в картинках Александра Бенуа.
Азбук в картинках Александра Бенуа.

Александр Бенуа — русский художник, историк искусства, иллюстратор с мировым именем, оставил в своей азбуке лишь буквы и несколько слов, наполнив детскую книгу неподражаемыми образами. За книжку для самых маленьких Бенуа взялся неслучайно. Художник считал, что эстетический вкус надо воспитывать с детства.

Листы азбуки в картинках Александра Бенуа
Листы азбуки в картинках Александра Бенуа

Буквы — лишь органичное дополнение к иллюстрациям невиданного до этого в детском книгоиздательстве уровня. Вместе с маленьким читателем по азбуке путешествует арап Иакинф — так и ведется повествование от первой буквы «а» до ижицы. «Я выучился читать и писать по-русски», — заключает в конце книги главный герой. Автор книги Александр Бенуа научил своих последователей-книгоиздателей фантазии, так необходимой при оформлении детской книги. Азбука Александра Бенуа (1905) – папка с листами большого формата (32×26 см). Каждый рисунок азбуки – полноценная картина, насыщенная, как заметил поэт Михаил Кузмин, «поэзией петербургских детских комнат». Наверное, это единственная в мире азбука, персонажи которой вышли на театральные подмостки (Арап появился в балете Игоря Стравинского «Петрушка») и стали героями музыкального произведения (композитор Николай Черепнин написал «Четырнадцать эскизов для фортепиано к «Азбуке» Александра Бенуа).

Листы азбуки Владимира Конашевича
Листы азбуки Владимира Конашевича

Азбука Владимира Конашевича - папка с 36 отдельными цветными листами. Азбука Конашевича возникла из переписки с женой и дочкой: после революции его семья оставалась на Урале, отрезанном от Петрограда армией Колчака. Конашевич писал жене, а дочери присылал картинки и на каждой буква алфавита. Особо выделялись буквы, упраздненные новыми правилами правописания (они были отпечатаны красной краской). «Азбука» Конашевича вышла в 1918 году.

Азбука Владимира Маяковского, буквы: С, У, Т, Х
Азбука Владимира Маяковского, буквы: С, У, Т, Х

В 1919 году «Советскую азбуку» создал поэт и художник Владимир Маяковский. Он написал для азбуки короткие стихи и создал все иллюстрации, и собственноручно раскрасил 5000 экземпляров.

Азбука Владимира Маяковского, буквы: Г, Е, Д, З
Азбука Владимира Маяковского, буквы: Г, Е, Д, З

Маяковский предназначал азбуку для безграмотных красноармейцев из «окопов».

Страницы азбук 30-х годов ХХ века: буквы А, В
Страницы азбук 30-х годов ХХ века: буквы А, В
Страницы азбук 30-х годов ХХ века, буквы: Ж, К
Страницы азбук 30-х годов ХХ века, буквы: Ж, К

Большой интерес представляют советские учебники, созданные для ликвидации неграмотности среди взрослого населения и оформленные в середине ХХ века лучшими мастерами книги.

Азбука 50-х годов ХХ века, буквы: Г, Ш
Азбука 50-х годов ХХ века, буквы: Г, Ш
Тысячу лет назад, с 11 века на Руси стали создавать монастыри. Именно монахи были одними из самых грамотных людей и именно они писали и переписывали, то есть копировали книги.-39

В 1969 г. вышла «Сказочная азбука» художницы Татьяны Мавриной. Колорит книг Т. А. Мавриной тесно связан с выведенными веками цветовыми формулами народного искусства. Цветовой фон ее листов плотно заселен пятнами разной величины и формы, изображение не читается на этом фоне, но вырастает из него.

Листы азбуки Татьяны Мавриной, буквы: К, Й, Л
Листы азбуки Татьяны Мавриной, буквы: К, Й, Л
Листы азбуки Татьяны Мавриной, буквы: Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы
Листы азбуки Татьяны Мавриной, буквы: Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы

Важнейшая особенность искусства Т. А. Мавриной - связь поэзии сказки и пластической красоты разных видов народного декоративно-прикладного искусства. Творчество Т. А. Мавриной помогает раскрыть неисчерпаемое богатство народной эстетики, ощутить национальную основу фольклора.

В нарядной красочности иллюстраций Т. Мавриной заметны мотивы народной глиняной игрушки, русского лубка, бытовой керамики, пряников, изразцов, старинных костюмов.

Источники

1. Российская государственная библиотека. https://www.rsl.ru/

2. Славянская азбука. https://tartaria.name/slavyanskaya-azbuka/

3. Т. Маврина. Сказочная азбука http://www.raruss.ru/russian-abc/1060-mavrina-abc.html

Спасибо за внимание