Заступница православных воинов и всего Отечества Донская икона Божией Матери почитается в России 1 сентября.
Заступница православных воинов и всего Отечества Донская икона Божией Матери почитается в России 1 сентября.
Донская икона Божией Матери — одна из самых чтимых в России чудотворных икон. Она почитается как заступница православного воинства и всего нашего Отечества, к ней обращаются при возникновении опасности вражеского нашествия.
В Покровском храме Данилова монастыря находится Донская икона Божией Матери, созданная известным иконописцем графом В.А. Комаровским, которую специалисты считают одной из лучших икон XX в.
История образа
В 1380 году под знамена великого князя Дмитрия Ивановича, готовившегося к битве с ханом Мамаем, стали собираться отряды со всей Руси. Пришли на поле Куликово и донские казаки, которые принесли с собой чтимый образ Пресвятой Богородицы, хранившийся в церкви Благовещения городка Сиротин. По преданию, икона была написана в XIV в. выдающимся мастером Феофаном Греком.
В день Куликовской битвы, 21(8) сентября 1380 г., который пришелся на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, икона находилась среди русского войска. Святой образ укрепили на древке, как хоругвь, и пронесли перед войском, а в разгар боев он находился в самой гуще сражений, вдохновляя и ободряя воинов. В память победы на берегах Дона икона стала называться "Донская".
После битвы казаки преподнесли эту икону в дар великому князю Димитрию Донскому. Князь поместил ее сначала в Успенском соборе Коломны, а в 60-х гг. XVI в. она была перенесена в Благовещенский собор Московского Кремля. В летописях икона была первые упомянута в 1552 году.
Многие милости являла Божия Матерь православным через этот Свой святой образ: утоляла скорби и печали, избавляла от болезней, бед и напастей.
Икона-спасительница и заступница
Каждый раз, когда Москве грозила очередная опасность, царь, патриарх и народ обращались с молитвой к чудотворной иконе.
В 1591 г. Русь подверглась новому нашествию: войска крымского хана Казы II Гирея подошли к самой Москве и расположились на Воробьевых горах. Появление неприятеля стало неожиданностью для жителей столицы.
Значительная часть войска находилась в это время в Новгороде, защищая его от шведов. Несмотря на то, что Москва была основательно укреплена, монастыри Новоспасский, Данилов и Новодевичий надежно укрепляли его с юга, откуда пришли крымчаки. Однако между Тульской и Калужской дорогами оставалось не защищенное пространство. Здесь внутри гуляй-города, передвижной крепости, составленной из повозок и щитов на колесах или полозьях, было решено разместить главный стан русских войск. Посреди него была поставлена походная палатка-церковь во имя преподобного Сергия Радонежского.
Не полагаясь на одни только человеческие силы, москвичи возложили свою надежду на Бога и Его Пречистую Матерь. Царь Феодор Иоаннович приказал совершить крестный ход с Донской иконой Пресвятой Богородицы по всему рубежу обороны, а затем святой образ поместили в походной церкви. Всю ночь молился царь Феодор перед святым образом.
Крымчаки постоянно совершали вылазки, изнурявшие русское войско утомительными мелкими стычками, но главные силы обоих войск так и не вступали в бой, все с тревогой ожидали генерального сражения. Наступила ночь. За час до рассвета русские дозорные увидели, что войска хана в панике обратились в бегство. Это непонятное явление объяснили заступничеством иконы.
Почитание Донской иконы
Победа над ханом Казы-Гиреем была увековечена закладкой в 1592 г. каменного собора в честь Донской иконы Божией Матери (именуемого также "Малый собор" или "Старый собор") и учреждением монастыря, названного в честь чудотворной иконы Донским, с приставкой - "что в обозе". Для собора сделали точный список с оригинала Донской иконы. Новую икону стали почитать как защитницу от иноверных и иноплеменных врагов, она доселе пребывает в Донском монастыре. В память избавления от врагов был установлен ежегодный крестный ход с иконой из Благовещенского собора Кремля в Донской монастырь.
Перед Донской иконой Божией Матери молился в 1552 г. царь Иоанн Грозный, отправляясь в казанский поход, ею в 1598 г. патриарх Иов благословил на царство Бориса Годунова. В 1687 г. Донская сопровождала крымский поход князя Василия Голицына. В конце XVII в. икона была перенесена в покои царевны Натальи Алексеевны (сестры царя Петра Первого), а позднее вновь вернулась в Благовещенский собор. В XVII в. Донская икона имела богатейший золотой оклад с многочисленными драгоценными камнями (не сохранился).
В 1914–1919 гг. известный иконописец и реставратор Григорий Осипович Чириков раскрыл икону от более поздних записей, после чего она поступила в Государственный исторический музей, а с 1930 г. находится в Третьяковской галерее.
Один раз в году, накануне дня празднования Донской иконы Божией Матери 1 сентября (19 августа по старому стилю), чудотворный образ торжественно переносят из Третьяковской галереи в Донской монастырь, где она становится доступной для поклонения верующих и где проходят торжественные богослужения.
Тайны и загадки
Вслед за преданием об участии иконы в Куликовской битве появилась еще одна легенда - мол, святыня принадлежит кисти прославленного византийского мастера, возглавлявшего московскую великокняжескую художественную мастерскую. Но эту легенду выдумали не древние летописцы, а историки искусства, считают исследователи.
Речь идет о знаменитом константинопольском художнике Феофане Греке, работавшем на Руси в конце XIV - начале XV веков. Впервые версию о его авторстве высказал в 1918 году известный искусствовед-реставратор Игорь Грабарь. Убедительных доказательств он не привел, но с того времени эта гипотеза стала достаточно популярной.
По словам искусствоведа Левона Нерсесяна – автора книги "Богоматерь Донская", вышедшей в серии "История одного шедевра", в то время греческие мастера работали бок о бок с русскими иконописцами, поэтому византийский и русский стили переплелись. Специалисты приписывали Феофану Греку многие иконы того времени, поскольку сведения о других греческих мастерах, работавших в Москве, просто не сохранились.
В художественной манере создателя (или создателей) "Донской Божией Матери" видно не только влияние греческой традиции, но и следование отечественной. Более того, рентгенографические и другие новейшие исследования показали, что состав пигментов и способ наложения красок при создании этого образа уникальны. Однако ученым пока не удалось определить имя автора.
Также не установлен мастер, написавший на оборотной стороне иконы образ Успения (которому и посвящен коломенский собор). Это изображение тоже искусное, хотя и не может сравниться с главным шедевром. Эксперты полагают, что его создателем был представитель новгородской иконописной школы.
А главная тайна Донской иконы - надпись на мафории - длинном женском покрывале, спускающемся с головы до пят Богоматери: 24 греческие буквы, еле заметные обычному глазу. Ее так и не смогли расшифровать.
В числе других загадок Донской иконы - судьба святых мощей, находившихся в нижнем краю доски под воском и пропавших во время революционных событий. Та же судьба постигла и богатый оклад, украшенный множеством драгоценных камней и наперсными образами.