Антония Байетт в рекомендации не нуждается. Роман «Обладать» получил Букеровскую премию в год выхода в свет (1990), а позднее – и Орден Британской империи.
Включён в университетскую программу во многих странах.
Литературный детектив высшего класса
Сама Антония Байетт дала весьма туманное жанровое описание своей книги – «романтический роман». Я скажу проще – это литературно-детективный роман, прекрасный цветок, выросший на поэзии, любви, мифологии и их исследованиях.
В романе две сюжетных линии. Одна – протекает в прошлом, в XIX столетии, другая – в конце XX века.
Молодой литературовед Роланд Митчелл, листая старинную книгу в Лондонской библиотеке, обнаруживает два черновика писем известного поэта Викторианской эпохи Рандольфа Генри Падуба (поэт появился на свет благодаря исключительно Антонии Байетт) к некой незнакомке.
Из писем ясно, что они адресованы не его жене, а другой женщине.
У Роланда возникают два вопроса: были ли чистовые варианты писем отправлены незнакомке, и кем она может являться?
Как часто бывает, случайная находка положила начало долгому и запутанному расследованию.
Одна находка цепляется за другую, тоже, казалось бы, случайную – и постепенно клубок начинает распутываться. И в этом клубке скрывается так много всего.
В дальнейшем в книге появляется много писем, очень много. Они порхают туда-сюда словно голуби. Но что они несут с собой – мир, умиротворение или разрушение?
«Не может смертный, вступив в огонь, не сгореть».
Тайна, в которую глубоко погружаешься
И вот Роланд, порывшись в архивах, приходит к выводу, что вероятно, письма предназначались поэтессе Кристабель Ла Мотт. Это уже становится интересно. Ведь Падуб в глазах современников был приличным семьянином, обожающим свою жену Элен.
В поисках ответов на свои вопросы, Роланд выходит на исследовательницу Мод Бейли, изучающую творчество той самой Кристабель. И они вместе начинают раскапывать эту историю всё глубже и глубже, пока не погружаются в неё полностью, причём настолько глубоко, что всё остальное отходит на второй план.
Исследователи стоят на пороге великого литературного открытия. И, как оказалось в дальнейшем, находят намного больше, чем могли предполагать.
Образы, поэзия, мифология – всё сплетено прочной нитью
Роман «Обладать» словно музыка. В нём нет ни одной случайной ноты. Особенно это понимаешь, когда перечитываешь роман спустя годы, в более зрелом возрасте.
В этом романе все одержимы страстью обладания. Роланд – желанием обладать тайной и раскрыть её (он даже пошёл на то, чтобы украсть письма из библиотеки), поэт Падуб – желанием обладать предметом своей страсти, исследователь-коллекционер Собрайл – одержим собиранием всем, что относится к творчеству Падуба и так далее. У каждого свои стремления чем-то владеть.
Цитата из романа, описывающая чувства Роланда к предмету исследования:
«...его обуревало бешеное любопытство – не корысть: любопытство, страсть даже более стихийная, чем похоть. Страсть к познанию».
Мелюзины, драконы, русалки и рыцари: огонь и вода
В романе много ярких мифологических образов, раскрывающих характеры героев. Кристабель – драконица Мелюзина, строящая и разрушающая башни. Падуб – тёмный рыцарь, тоже неравнодушный к башням.
Стихии книги – вода и огонь.
Главные мифологические образы: драконы, змеи и русалки.
На страницах книги журчит вода, дожди, ливни, под водой виднеется затопленный город Ис, рыбки, русалки... Связующая нить протянулась от купания Мелюзины до брошки Мод, прочно связав их, как и само повествование. Роман весь сплетён из перекличек слов и действий, мифов и реальности.
Язык Байет просто божественен. Он искушает и манит тайной.
И – драконы, всюду драконы...
Чего стоит одна сцена, когда исследователь-рыцарь Роланд заглядывает в замочную скважину ванной, где купается Мод Бейли, подобно Раймондину, мужу Мелюзины, который, заглянув вот также в замочную скважину, увидел в ванной свою жену с драконьим (змеиным) хвостом.
А следом – образ Мод в кимоно, выходящей из ванны, описан так:
«Позади, извиваясь над зыбкой ковровой дорожкой, удалялся бледнеющий на аквамариновой глади длинный китайский дракон, а над ним реял блеск бледных волос».
«Отвечу так: Ваша рдеющая саламандра – огнедышащий дракон. Быть пожару».
(Из письма Кристабель Падубу).
«К слову о драконах, пожарах, безудержном горении: известно ли Вам, что китайский дракон, на мандаринском наречии именуемый «лун» - существо не огненной, а исключительно водной стихии? И, стало быть, состоит в родстве с Вашей загадочной Мелюзиной, плещущейся в мраморной купальне».
(Из письма Падуба Кристабель).
Волшебством Байетт даже поезд превращается в дракона:
«Я почти жалел, что меня везёт не более степенный предшественник паровоза, а этот пыхтящий огнедышащий дракон, который замарал мне надетую в дорогу сорочку».
(Из письма Падуба к Эллен).
Цвет настроения – зелёный
Доминирующий цвет в книге – зелёный (зелёные глаза Кристабель, зелёный автомобиль и бело-зелёный наряд с зелёными полусапожками, зелёная ванная комната Мод Бейли, дневник Бланш в зелёном переплёте...).
Когда будете читать или перечитывать – обращайте внимание на детали и образы, на цветовую гамму этой книги. Идеально – читать её с карандашом, делая пометки. Возможно, вы почувствуете себя исследователем весьма интересной истории и войдёте во вкус литературных исследований.
Надо ли говорить о том, что роман я прочла на одном дыхании, что первый раз, что сейчас? И мне настолько хочется им обладать, что наверняка ещё вернусь к исследованиям его образов.
Спасибо организаторам книжного марафона, благодаря которому я вновь погрузилась в пучину образов и страстей великолепного романа Антонии Байетт «Обладать»:
Longfello, «Ариаднина нить», «Библио Графия», «БиблиоЮлия», «Запах книг», «Книжная полка Джульетты», «Книжный мякиш», «чопочитать».
Читали эту книгу? Давайте обсудим наши впечатления!
Кстати, есть экранизация романа – фильм «Одержимость» (2002). Своими впечатлениями от него поделюсь позже. Пока скажу только одно – однозначно фильм надо смотреть только после прочтения книги.
Автор статьи Галина Шефер😊💕
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ КИНО.КНИГА👍ТАКЖЕ ИНТЕРЕСНО: