Российский Ан-124 «Руслан», совершавший гуманитарный рейс, был арестован в Канаде в конце февраля 2022 года. С того момента ситуация с самолетом оставалась неясной: канадская сторона возвращать судно отказывалась, а временами и вовсе обещала передать его некоторой соседней к России стране. Наконец, Оттава поплатилась за захват Ан-124, причем самым неожиданным для нее образом.
Судьба арестованного самолета
27 февраля 2022 Ан-124 застрял в международном аэропорту Пирсон. По сей день он занимает место на площадке, не получал техобслуживания, потому что к нему не подпускали механиков. При этом машина перевозила тесты на ковид, то есть фактически медицинский груз, который по всем международным нормам не должен и не может попадать под санкции. Хотя о каком праве вообще можно говорить по отношению к государству, которое некогда массово приняло пособников нацистов и бандеровцев.
Москва тогда сообщила, что канадский самолет, если он случайно залетит в воздушное пространство России, будет ждать та же участь.
Этим летом Канада заявила о конфискации борта, который 1,5 года продержали под незаконным арестом. Премьер-министр Джастин Трюдо открыто высказался, что самолет, находящийся в собственности РФ, заберут и передадут государству 404. Такие вопиющие по своей бесцеремонности высказывания фактически ставят под удар дипломатические отношения между Москвой и Оттавой. В российском МИДе решение канадского правительства расценили как «беззастенчивое воровство». Олег Степанов, посол РФ в Оттаве, придерживается того же мнения:
«Это совершенно незаконно, это воровство, грабеж. Режим Трюдо показал, что правового государства в Канаде не существует», — прокомментировал он в разговоре с ТАСС.
В августе грузовая авиакомпания «Волга-Днепр» предприняла попытку урегулировать вопрос мирным путем, ссылаясь на ст. 9 соглашения между СССР и Канадой о поощрении и взаимной защите инвестиций от 20 ноября 1989 года. В противном случае компания обещала начать судебное разбирательство. Канадская сторона согласилась рассмотреть предложение, но итоги пока не были озвучены.
«Правительство Канады оценивает это письмо. Мы продолжим защищать интересы канадцев», — цитирует «Газета.ру» CBC News.
А Россия тем временем уже отплатила Оттаве за вероломный захват судна, тоже отобрав у нее кое-какие ценные активы.
Компании канадского концерна за бесценок
Российский ответ оказался куда более хитрым и изощренным. Некая компания Magna, один из крупнейших производителей автокомпонентов, владела четырьмя дочерними компаниями на территории РФ. В 2022 году она решила свернуть производство, а затем — продать активы. Но здесь всё не так легко и просто, как хотелось бы канадцам.
С прошлого года в России действует закон, согласно которому российские активы иностранных компаний должны продавать минимум с 50% дисконтом. Цифра отсчитывается относительно последней официальной оценки стоимости:
«Когда договариваются уходящие компании с будущими покупателями, то дисконт на Россию там заведомо выше 50% от последней официальной оценки, которая с полгода действует», — пояснил глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин (пишет РИА Новости).
Добавим к этому еще один «подарок»: с апреля 2023-го компания из «недружественной» страны обязана отдать в государственную казну 10% от этой половинчатой стоимости. Каков итог?
Активы Magna с рыночной стоимостью $400 млн были проданы лишь за 15. А тем временем злые языки утверждают, но это лишь слухи, что и оставшаяся часть была удержана в счёт погашения налоговой задолженности. Однако, скорее всего, что-то канадский производитель с этой сделки да получил. А следом списал $385 млн на убытки.
А приобрела «дочек» Magna маленькая неизвестная компания ООО «Е-Мобиль», зарегистрированная еще в 2012 году. Откуда это, интересно, фирма с уставным капиталом 10 тысяч рублей вдруг нарыла $15 млн? Злые языки говорят, что за этим всем стоит «УралВагонЗавод». А, может, и более влиятельные структуры.
Вот такой реверанс в сторону канадской глупости. Россия задешево получила прибыльные предприятия, которые уж точно перекрывают стоимость арестованного самолета: в 2018 году Ан-124 «Руслан» продавали за 833 млн рублей.
⛔Мы много сил вкладываем в качество статей, поддержите нас лайком и комментарием, если вам это нравится.
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERA