Джон Данлоп дал нам шины, Карл Бенц – двигатели, а вдохновение Уильяма Клана сделало машины доступными для всех. Но машинам требуется горючее. А вот горючее – это опасная вещь.
1911 год, Уитинг, штат Индиана. Доктор Уильям Бертон, главный химик Standard Oil, готовится к эксперименту, который может сделать его знаменитым или стоить ему жизни.
Бензин – это очень дорогой побочный продукт переработки сырой нефти. Бертон уверен, что это – топливо будущего, если ему удастся найти более дешевый способ его производства.
После интенсивной многомесячной работы в лаборатории Бертон готов к испытаниям. Он планирует при помощи высокой температуры и давления разделить элементы нефти. Но есть проблема: как известно, от температуры и высокого давления нефть легко воспламеняется.
До изобретения сварки использовали баки с заклепками, они выглядели как обшивка корабля, что было очень опасно.
«Люди хотят попасть в ситуацию, где есть что-то значительнее их самих, и какая-то идея или изобретение может захватить умы и привнести новый смысл в их жизни. И этим будут оправданы любые возможные жертвы».
Боссы Бертона построили свой бизнес на изготовлении горючего для фонарей, в автомобильной отрасли они не видели перспектив. Но сам Бертон предвидит будущее, в котором транспортные средства будут приводиться в движение бензином.
По мере того, как растет давление, а температура достигает 400 °C, кипящая сырая нефть распирает заклепки, бак может взорваться в любой момент.
Заклепки не выдерживали, и во время процесса дистилляции вылетали струи пламени, приходилось залатывать их на ходу. Бертон и его помощники отчаянно законопачивают все щели в баке и забивают все заклепки на прежние места.
Если идея Бертона не сработала, в баке не будет ничего, кроме черной нефти, и окажется, что он зря рисковал всеми жизнями. Но если жидкость светлая, это означает, что его эксперимент удался…
При помощи метода Бертона из каждого барреля нефти удается получить в два раза больше бензина.
Ископаемое топливо сыграло огромную роль в развитии общества и экономики. О сырой нефти знали и старались избегать ее при обычных обстоятельствах. Поэтому тот факт, что ее начали использовать в качестве топлива – он сам по себе невероятен.
Самое поразительное заключается в том, что, несмотря на все изобретения с использованием всех технологий, всегда находится кто-то, кто делает шаг вперед и делает то, что все считали невозможным.
За одно десятилетие переработка нефти при помощи технологии Бертона стала одной из самых крупных отраслей промышленности мира. Сегодня в мире перерабатывается 30 миллиардов баррелей нефти в год. Этого достаточно для того, чтобы в одних Соединенных Штатах машины могли преодолевать 5 триллионов километров в год.
Синтетическое жидкое топливо
Сегодня тот же процесс фракции сырой нефти используется для создания нового горючего.
Завод Shell, Бентулу, Малайзия. Бентулу – первый коммерческий завод в мире по изготовлению жидкого топлива не из нефти, а из природного газа.
Природный газ имеет множество преимуществ: это самое чистое горючее ископаемое, запасы газа обильны, и он довольно доступен по цене.
Здесь по технологии «газ – в жидкость» получают СЖТ – синтетическое жидкое топливо. Хотя завод времен Уильяма Бертона сильно отличался от этого, Бертон, без сомнения, понял бы данный производственный процесс: он превращал сырую нефть в бензин, а здесь природный газ под обработкой превращается в куски синтетического воска. Затем воск расщепляют, так же, как Бертон нефть, с тем, чтобы создать жидкое топливо СЖТ.
Чтобы доказать, что СЖТ работает, оно было испытано в самых трудных условиях – в гонке «24 часа Ле-Мана».
Audi R10 – первая спортивная машина, работающая, а дизельном топливе СЖТ. Она выигрывает гонку «Ле-Ман» уже три года подряд.