Найти тему

«Ночной кошмар "Лесных братьев"»: “Волкодав НКВД”, Нахман Ноахович Душанский

Оглавление

Великая отечественная война стала огромной трагедией для нашей страны, однако в самые тяжелые времена и появляются самые сильные люди. Об одном из таких людей сегодня пойдет речь.

Нахман Ноахович Душанский был советским офицером и сотрудником спецслужб, отличился и во время войны выполняя сложнейшие специальные задания и после нее, ведь для него война не заканчивалась еще долго.

Фото Душанского Нахмана Ноаховича
Фото Душанского Нахмана Ноаховича

Тяжелое юношество

Нахман родился 29 декабря 1919 года в Шяуляй, что в Литве, в еврейской семье. Уже в 13 лет был вынужден отправиться на работу, вскоре завел знакомства с революционерами и вступил в подпольный комсомол Литвы. Принимал участие в революционной деятельности, отвечал за хранение и распространение нелегальной литературы.

В 1935 году в возрасте 15 лет был арестован полицией. Его пытали и избивали, но так ничего от него и не узнали, он не раскололся. Был отпущен на волю. На следующий же год был повторно арестован, на этот раз отправлен в колонию для несовершеннолетних, после получил срок в 6 лет. Поменял несколько тюрем, идею не предал даже в заключении, там вступил в подпольную компартию.

Освобождение и начало службы

С приходом советской власти Душанский был освобожден 19 июня 1940 года, в августе его уже призвали на службу. Изучив личное дело, командование предложило ему службу в НКВД, зная о его подпольной революционной деятельности и идейности, однако, тот отказался и был направлен на службу в пограничники, все равно на должность помощника оперуполномоченного НКВД.

Множество раз участвовал в защите наших границ от немецких и литовских недоброжелателей, которые в свою очередь оказывали вооруженное сопротивление.

Одним из первых Нахман узнал дату вторжение Германии в СССР, когда арестовал литовского шпиона с пачкой листовок. На самом конверте было написано “Открыть только 22.06.1941”. Он же стал одним из первых, кто эти листовки начал переводить.

Война

Когда 18 июня 1941 года Душанскому пришел приказ вновь вернуться к службе. Он покинул Крым, где находился на тот момент, и направился в Ригу. По дороге он также стал одним из свидетелей начала Великой Отечественной войны, наблюдая бомбежку аэродрома Зокняй.

При попытке добраться до своей части поезд, на котором ехал Душанксий, подрывают. Открыв мобилизационный пакет, который был у него с собой, он узнал место сбора на случай войны и двинулся в город Валга вместе с группой других сотрудников. По пути им, конечно, приходилось противостоять немецкому захватчику, и Нахман даже получил осколочное ранение в ногу, но от госпитализации отказался. 2 июля 1941 группа уже была в Пскове. 9 июля, в день захвата города, кстати, они его уже покинули и вскоре добрались до Ленинграда. Там собралось более 210 сотрудников НКВД и пограничных войск, которые разделились на 3 группы.

В этот же период Душанский теряет мать с отцом, отца безжалостно забили литовские полицаи в Шяуляйском гетто, а мать, когда гетто “ликвидировали”, была отправлена в концлагерь Майданек и казнена там в газовой камере.

В октябре все 3 группы перебросили в Москву, Сталин назначил прибалтийские спецгруппы НКВД на охрану правительственных объектов Москвы. В ноябре их уже отправили в Центральную школу НКВД, однако все, что они делали зимой это рубили дрова для отопления. Весной 1942 началось настоящее обучение.

Там солдат подготавливали в сотрудников для специальных подразделений, главной задачей которых было выявление и борьба со шпионами, диверсантами и коллаборационистами.

Душанского обучили рукопашному и ножевому бою, владению различными видами оружия, азам саперного и подрывного дела.

Особое внимание там уделялось “партизанской” подготовке. Обучали скрытности и маскировке, организации поисков и разведки, выявлению нужных целей и тому, как брать их в плен.

Специальные операции

С осени 1943 года и до начала операции «Багратион» прибалтийские спецгруппы НКГБ стали применяться для разведки и диверсий.

Фото времен Великой Отечественной войны, Душанский по центру
Фото времен Великой Отечественной войны, Душанский по центру

Под руководством Нахмана Душанского было 12 человек. Группа была крайне успешна, они взяли в плен 11 офицеров на вражеской территории. С лета они принимали участие в разведке уже на фронте под Смоленском. После взятия Смоленска группа провела ряд операций по захвату или уничтожению руководителей полицейских частей и верхов военной администрации Германии, так же успешно.

Когда состав спецгруппы был увеличен, она получила очередное задание, на этот раз намного серьезнее - не дать Армии Крайовой и польскому правительству повода для претензий на территории. Задачи операции были успешно выполнены, а ключевые точки захвачены.

Они принимали и участие в наступлении в Каунас, из которого немцы бежали, опасаясь битвы. Там им необходимо было захватить генерала войск СС и начальника полиции, но оба смылись еще за три часа до появления группы. Зато захватили здание гестапо и разведшколы, вместе с важными бумагами. Утром группа добралась до Вильямполя, где находилось каунасское гетто, и встретила оставшихся в живых. Людям были переданы предметы первой необходимости, все были одеты и накормлены. Там же были обнаружены массовые захоронения в Девятом Форте, это сильно потрясло Нахмана, он поклялся довести свое дело до конца.

Более всего Нахман Душанский известен за то, как сильно и исправно бил “лесных братьев”, бандитов-партизанов, действовавших против советской власти. Нахман Душанский работал в 5-м отделе при Каунасском управлении МГБ в отделе по борьбе с бандитизмом, которым он и руководил в дальнейшем.

“- В лесах в основном находились палачи, чьи руки были по локоть в еврейской, литовской и русской крови. Сейчас эта борьба подается в лживой версии – будто опричники из НКВД погубили и душили литовский народ. Ничего подобного там не было.”

По данным, которые Душанский позже оглашал в интервью, из 38 тысяч литовских предателей, которые служили немцам 20 тысяч было задержано, 14 тысяч убито, 1 тысяча приговорена к смертной казни и только 3 тысячам удалось остаться безнаказанным.

Геноцид

Новые власти Литвы, как мы знаем, сделали “лесных братьев” героями своей страны и борцами с советской “оккупацией”. В конце 90-х Душанскому пытались приписать геноцид Литовского народа, утверждая, что вышеупомняутые партизаны-антисоветчики были сами по себе, и ни к немецкой армии, ни к холокосту, ни к карательным операциям в отношении мирных жителей никакого отношения не имели. Естественно, Израиль, куда переехал Душанский после выхода в отставку, его не выдал.

Своей службой Нахман Душанский гордился и никогда не стыдился заявлять о ней, а “лесных братьев” до конца жизни считал обыкновенными садистами и бандитами-предателями.

Дорогие читатели, не забывайте ставить лайки и подписываться на канал. Особенно интересно Ваше мнение📝