1 сентября даже те, кто уже никак не связан со школой, невольно вспоминают своих учителей, школьных приятелей и соседа по парте. Так и хочется сказать вслед за Евгением Долматовским: «Школьные годы чудесные».
Предлагаю вам сегодня небольшое путешествие по картинам русских и советских художников. Посмотрим, как они изображали школу и школьников. И, конечно, добавим поэзии.
И начнем с задорного стихотворения Владимира Александровича Степанова (р.1949):
Владимир Степанов
Праздник сентября
Каждый год звонок веселый
Собирает вместе нас.
Здравствуй, осень! Здравствуй, школа!
Здравствуй, наш любимый класс.
Пусть нам лета жаль немного –
Мы грустить не будем зря.
Здравствуй, к знаниям дорога!
Здравствуй, праздник сентября!
Первая школа, в которую мы попадаем – это «Сельская бесплатная школа» художника-передвижника Александра Ивановича Морозова (1835-1904). Во второй половине XIX века благодаря новому просветительскому движению образованные горожане поехали в села учить деревенских детей.
Художник постарался передать теплую домашнюю атмосферу занятия. А образы воспитательниц он писал со своей жены и её подруг.
Конечно, Александр Сергеевич не учился в деревенской школе, и его учительница «надзор хранила строго», но и он был ею очарован:
Александр Пушкин
В начале жизни школу помню я…(отрывок)
В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и резвая семья;
Смиренная, одетая убого,
Но видом величавая жена
Над школою надзор хранила строго.
Толпою нашею окружена,
Приятным, сладким голосом, бывало,
С младенцами беседует она.
Ее чела я помню покрывало
И очи светлые, как небеса,
Но я вникал в ее беседы мало.
Меня смущала строгая краса
Ее чела, спокойных уст и взоров,
И полные святыни словеса.
…
1830
Дальше попадаем сразу на «Экзамен в сельской школе». Картина Ильи Ефимовича Репина (1844-1930) так и осталась в стадии эскизного выполнения. На ней художник показал разногласия между экзаменатором и учителем, который «что-то не то» преподавал детям. Учитывая, что учитель очень похож на арестованного из будущей картины «Арест пропагандиста», можно говорить, что Репин впервые в своем творчестве изобразил революционера.
И ещё одно стихотворение Пушкина (1799-1837) напомнит нам о том, что всё когда-то бывает впервые:
Александр Пушкин
О сколько нам открытий чудных...
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, [сын] ошибок трудных,
И Гений, [парадоксов] друг,
[И Случай, бог изобретатель]
1829
«В сельской школе» Владимира Егоровича Маковского (1846-1920), хоть и написана она почти через 20 лет после картины А.И. Морозова, обстановка такая же доброжелательная. Маковский всегда с большой любовью изображал крестьянских детей. А комната, залитая солнечным светом, подчеркивает и его отношение к ним, и его поддержку идей народничества.
А один из моих любимых детских поэтов Андрей Алексеевич Усачёв (р.1958) добавит нам позитивного настроения:
Андрей Усачев
Классное время
Промчалось лето красное,
Весёлое и вольное.
Настало время классное,
Дворовое и школьное.
Немножечко дождливое,
Холодное и стужное,
Но всё-таки счастливое
И очень-очень дружное.
Дальше нас ждет «серьезный» урок – «Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского» и ещё один художник-передвижник – Николай Петрович Богданов-Бельский (1868-1945). Он много своих картин посвятил сельским школам и школьникам. Это был один из его любимых сюжетов.
Художник сам закончил школу Рачинского в селе Татево. И в данной картине изобразил самого Сергея Александровича Рачинского, профессора Московского Университета, который следуя тем же идеям народничества, вернулся в родное село, где и преподавал крестьянским детям. Позже он открыл 30 сельских школ, потратив все своё состояние на благотворительность. Богданов-Бельский считал себя обязанным своему учителю за то, что он распознал в мальчике талант и помог ему получить образование.
Интересно, что Рачинский был автором собственной уникальной методики обучения устному счету, о чем художник и рассказал своим произведением.
Про устный счет весело написал Валентин Дмитриевич Берестов (1928-1998), поэт, стихи которого любили все советские дети:
Валентин Берестов
Устный счёт
Ну-ка в сторону карандаши!
Ни костяшек. Ни ручек. Ни мела.
Устный счёт! Мы творим это дело
Только силой ума и души.
Числа сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться,
И кругом только умные лица,
Потому что считаем в уме.
1959
Следующая наша остановка уже в ХХ веке и это – «Земская школа в Московской Руси» Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927). В этой школе всё строго: пол и стены вымыты до блеска, учитель-священнослужитель сидит с идеально ровной спиной, и все дети усердно занимаются.
На картине художник изобразил земскую школу XVI – XVII веков (поэтому мы немного, так это лет на 300, перенеслись в прошлое). Дело в том, что в 1907 году Кустодиев принял участие в создании работ для серии «Картины по русской истории», которую выпустил издатель И.Н. Кнебель.
Обратите внимание: без кота на окошке не обошлось.
Ну а Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964) объясняет всем современным детям, как надо вести себя в школе:
Самуил Маршак
Школьнику на память
Тех, кто в школу опоздал,
Она не станет ждать.
Хоть без колес устроен класс,
Он далеко уйдет за час.
Не отправится охотник
Без ружья стрелять гусей.
Не оставит дома плотник
Молотка или гвоздей.
Ты не должен оставлять
Дома книгу и тетрадь!
Парта — это не кровать.
И нельзя на ней лежать!
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно,
На уроках не болтай,
Как заморский попугай.
1944
И мы плавно перебираемся в советское время, когда «Первое Сентября» стало государственным праздником – Днем Знаний. Белорусский художник Анатолий Валентинович Волков (1908–1985) в 1950 году написал картину, которая сразу сделалась очень популярна. Она попала не только на обложку журнал «Огонёк» в августе 1951 года, но и на почтовую открытку. Уж очень всем знакома ситуация, изображенная на картине.
Правда, позже художник внес в картину изменение. В её нынешнем варианте на стене отсутствует портрет вождя. Волков его закрасил.
Пионерка с картины Волкова явно учится уже в средней школе, но собирается на праздник как первоклассница из стихотворения Агнии Львовны Барто (1906-1981):
Агния Барто
Первоклассница
Маша — первоклассница:
Форменное платьице,
Накрахмален фартук,
Можно сесть за парту.
На фартуке — оборки,
А на платье — складки!
Где бы взять пятёрки,
Чтоб было всё в порядке?
Следующее «Утро», в которое мы попадаем на картине Ольги Борисовны Богаевской (1915-2000), уже довольно будничное. Её школьница сменила парадный белый фартук на черный и даже залезла в валенки.
Художница очень любила писать детей, как она говорила: «Детей пишу потому, что, на мой взгляд, в природе нет ничего более красивого и неожиданного, ничего более пластичного». Её картины – это такой понятный и близкий нам, рожденным в СССР, мир советского школьника.
Такой же до боли знакомый нам мир школьного детства и в стихотворении украинского поэта Василия Васильевича Моруги (1947-1989):
Василий Моруга
Что ждет меня в школе
Парта ждет меня, во-первых,
Ждут уроки,
Ждут друзья.
Будет в школе не до лени,
Там я в новую страну
Дел и знаний и умений
Путешествие начну.
Ждет природа- лес и поле!
Ведь в поход пойдем не раз…
Ждут меня пятерки в школе
Ждет меня весь первый класс!
А вот после школы ещё приходится и выполнять домашние задания.
Всем хорошо известна картина Федора Решетникова (1906-1988) «Опять двойка». Оказывается, художник изменил сюжет картины, когда его дочь Люба пришла домой с двойкой. Изначально двоечник был изображен в школьной обстановке.
Картина «Любины уроки» была написана в тот же год. И свою дочку Решетников решил запечатлеть за выполнением домашних уроков. Чтобы двоек больше не случалось.
Ну а про то, как это больно схватить плохую отметку рассказала Марина Ивановна Цветаева (1892-1941):
Марина Цветаева
В классе
Скомкали фартук холодные ручки,
Вся побледнела, дрожит баловница.
Бабушка будет печальна: у внучки
Вдруг – единица!
Смотрит учитель, как будто не веря
Этим слезам в опустившемся взоре.
Ах, единица большая потеря!
Первое горе!
Слезка за слезкой упали, сверкая,
В белых кругах уплывает страница…
Разве учитель узнает, какая
Боль – единица?
И под конец нашего путешествия опять попадаем на «Экзамен». Только теперь это экзамен в советской школе. Ещё один представитель соцреализма Иван Антонович Тихий (1927-1982) показал нам образ советской учительницы – строгой и справедливой. Класс погрузился в тишину, подсказывать нельзя, и только один ученик отвечает у доски – «держит свой экзамен». Как тут не порадоваться, что у нас уже все, по крайней мере школьные экзамены, позади.
Значительно приятнее с Марком Израилевичем Вейцманом (р. 1938) увлеченно решать задачки на шестом уроке:
Марк Вейцман
Шестой урок
Шестой урок.
Доска бела от мела.
Рука устала, затекла спина.
Мы друг на друга
смотрим очумело, –
а всё-таки задача решена!
Додумались, добились, раскололи!
Намаялись, однако же смогли.
Забыли о кино и о футболе.
Звонку не рады –
до чего дошли!
Желаю всем школьникам и их учителям ОТЛИЧНОго учебного года!