Найти в Дзене
Роккульт

Что послушать тем, кто начинает знакомство с трип-хопом: 10 лучших альбомов жанра

Оглавление

Термин «трип-хоп» появился в 1994 году, когда автор Mixmag использовал его для описания сингла Dj Shadow In/Flux. Этот жанр стал британским ответом американскому движению хип-хопа, и он начал зарождаться еще до появления самого названия – в конце 80-х и начале 90-х – в Бристоле.

Massive Attack – ключевая группа трип-хопа
Massive Attack – ключевая группа трип-хопа

Первым официальным трип-хоп альбомом считают Blue Lines Massive Attack, и эта работа действительно сыграла значимую роль в становлении жанра. Если вы только собираетесь начать свое знакомство с ним, предлагаем обратить внимание на эти десять пластинок.

Hooverphonic – A New Stereophonic Sound Spectacular

К моменту, когда Renaissance Affair группы Hooverphonic прозвучала в рекламе Volkswagen Beetle в 2000 году, бельгийская группа уже успела поменять свой состав и уйти от узнаваемых элементов трип-хопа к более мейнстримному инди и электро-поп звучанию. Даже их дебютный альбом 1996-uj A New Stereophonic Spectacular нельзя отнести к одному жанру.

По сравнению со многими другими пластинками в этом списке, он самый доступный для широких масс, хотя в нем и есть свои нюансы. В песнях Nr.9 и Sarangi фокус на гитарах и барабанах, а вокал звучит так, будто его позаимствовали у Cocteau Twins. А атмосферный трек 2 Wicky с сэмплами из Walk on By и Cinderella Айзека Хейза – это квинтэссенция всего трип-хопа 90-х.

Goldfrapp – Felt Mountain

Выпущенный в 2000 году дебютный альбом Goldfrapp можно считать либо началом новой волны трип-хопа, либо финальным шедевром его золотой эры, начавшейся десятилетием раньше. К сожалению, второй вариант кажется более реалистичным, ведь эпоха трип-хопа явно заканчивалась. Но насколько достойным финальным аккордом стал Felt Mountain!

Вокальная манера Элисон Голдфрапп вобрала в себя все лучшее от Ширли Бэсси, Бетт Гиббонс из Portishead и ряда исполнительниц фрэнч-попа 60-х, в то время как масштабные и мощные аранжировки Уилла Грегори – это что-то среднее между водевилем и музыкой, которая могла бы стать саундтреком к «Ребенку Розмари».

Mono – Formica Blues

Британский дуэт Mono с их альбомом Formica Blues при первом прослушивании может показаться не самым очевидным образцом трип-хопа. Но продюсер Марк Вирго, музыкант с классическим образованием и опытом работы с Massive Attack и Бьорк, мастерски объединил склонность Portishead к джазу с сэмплами из саундтреков и попсовой чувственностью Saint Etienne.

В итоге родилась роскошная и ностальгическая пластинка с отсылками к песням женских групп 60-х, фильмам и классической музыке, в которой нашлось также место и современному наследию трип-хопа. Вокал Шивон де Маре добавляет песням текстуру и эмоции, не отвлекая при этом внимания от музыки Вирго. Хотя открывающий альбом трек Life in Mono пользовался умеренным успехом по обе стороны Атлантики (частично благодаря тому, что Роберт де Ниро настоял на его включении в фильм Альфонсо Куарона «Большие надежды»), Formica Blues, увы, стал первым и единственным релизом Mono.

Lamb – Lamb

Дебютный альбом манчестерского дуэта Lamb 1996 года – во многом новаторский и сложный, он сочетает рваный бит с эксцентричным вокалом Лу Роудс, который входит в идеальное взаимодействие с джазовыми аранжировками продюсера Энди Барлоу.

Lamb звучат странно и инопланетно, что не отменяет красоты их песен, таких как God Bless и Gold. Хотя в звучании превалируют элементы драм-н-бэйса, треки Trans Fatty Acid и Zero прекрасно вписываются в шаблон трип-хопа, а барочная Gorecki демонстрирует этот жанр во всем его великолепии.

Unkle – Psyence Fiction

Послание из тех времен, когда Mo’ Wax стоял во главе мира трип-хопа, альбом Unkle Psyence Fiction, задуманный как The Wall новой эры, создавался с огромным размахом и отличался разнообразием гостей. К работе привлекались музыканты, которые никак не связаны друг с другом и, более того, вместе создают практически невозможный букет талантов.

Объединить в одном списке DJ Shadow, Тома Йорка, Ричарда Экшрофта, Джейсона Ньюстеда и Майка Ди, да еще и получить в итоге столь влиятельный и знаковый альбом, могли только Unkle. И в этом главная ценность их работы.

Smith & Mighty – Bass Is Maternal

Нельзя говорить о трип-хопе без упоминания Бристоля и нельзя говорить о бристольской сцене без упоминания дуэта Smith & Mighty. Хотя альбом Bass Maternal официально вышел в 1995 году, его запись велась в 1989-м. Материал в равной степени оказал влияние на развитие джангла, дабстепа, трип-хопа, а также определил британскую рейв-культуру следующего десятилетия.

Этот альбом повлиял на Massive Attack, DJ Shadow и Lamb. Если вы хотите проследить в нем корни именно трип-хопа, обратите внимание на песни Accept All Contracts и Time.

Sneaker Pimps – Becoming X

С одной стороны, сложно избежать соблазна вычеркнуть из этого списка Sneaker Pimps, окрестив их еще одной командой с женским вокалом, выплывшей на волне популярности Dummy Portishead. С другой, Becoming X скорее сродни второму и более мрачному альбому Portishead, который выйдет спустя целый год после дебюта Sneaker Pimps.

Британские продюсеры Лиам Хоу и Крис Корнер преуспели в создании собственного мрачного уголка в мире трип-хопа. Их электронные биты и элементы хип-хоп музыки объединены с акустическими и электрогитарами, рождая уникальное звучание. Изюминкой альбома стал вокал певицы Келли Дейтон, который добавил к общему миксу нотки панковского бунтарства, особенно в песнях Tesko Suicide и Spin Spin Sugar. Возможно именно поэтому Хоу и Корнеру так и не удалось повторить успех этого альбома после того, как Келли покинула проект.

Tricky – Maxinquaye

Трики назвал свой дебютный альбом в честь покойной матери Максин Ки, что уже дает намек на то, каким личным является материал. Он набрался опыта, работая с Massive Attack, и хотя часть его вклада в Blue Lines была переработана для сольного релиза, Трики вышел далеко за пределы того, что делали бывшие соратники. Он обратился к более мрачным глубинам своей души и позволил его внутренним метаниям стать эпицентром альбома.

В работе ему помогала тогдашняя девушка Мартина Топли-Берд, чей мягкий и тягучий вокал отлично дополнял речитативы Трики. Сам он ненавидел, когда его творчество причисляли к трип-хопу и осознанно отказывался от любых жанровых ярлыков. Тем не менее, Maxinquaye оказал невероятное влияние на всю британскую музыку 90-х и не только.

Massive Attack – Blue Lines

Еще до того, как трип-хоп стал трип-хопом, существовал бристольский хип-хоп, и во главе жанра стояли Massive Attack с их дебютным альбомом Blue Lines. В основе их музыки лежал американский соул, пропущенный через призму европейской танцевальной музыки. И все это приправлено текстами о любви, наркотиках и капитализме.

В 1998 году Гай Гарсия написал в The New York Times, что этот альбом – классический образец трип-хопа, что особенно интересно звучит, учитывая, что часть материала была создана еще The Wild Bunch, из которых впоследствии вышли Massive Attack.

Portishead – Dummy

Дебютный альбом Portishead 1994 года создавался в тех же условиях, что и многие из упомянутых выше современников. Лучшие хиты, родившиеся в Бристоле в те времена, отмечены смесью разных эстетик и полным неуважением к сложившимся музыкальным устоям.

Создавая свои нуарные гимны, Portishead опирались на целый век популярной музыки – от The Velvet Underground до Джона Барри, от блюза до джаза. При этом все, что они почерпнули у предшественников, было пропущено через их уникальную призму звука, созданную с помощью органа Хэммонда, терменвокса, вертушек и не только. В свое время этот альбом звучал одновременно винтажно, современно, вне времени и не был похож ни на что другое.

Автор: Катерина Гафт

Читать также: