Найти в Дзене

Ковровская городская электричка

Ковров – большой город. В нем есть разветвленная троллейбусная сеть и десятки автобусных маршрутов, заточенные под подвоз людей к предприятиям его развитой промышленности. Однако, если в черте города общественный транспорт ходит хорошо и часто, то в его пригородах с этим не все гладко – на маршрутах работают микроавтобусы, расписание соблюдается не очень хорошо и в целом неудобное, да и состояние дорог до некоторых населенных пунктов и микрорайонов оставляет желать лучшего. Микрорайон Заря находится в 5 километрах от основной застройки Коврова, и его жители жалуются на плохую работу ходящих туда маршрутов автобуса. Оно и понятно – автобусы могут встать в пробку, могут обогнать график. Случаи бывают разные. А ведь через микрорайон проходит железная дорога, и в нем мог бы быть куда более надежный транспорт... в виде городского поезда. Но будут ли им пользоваться люди? Аналоги Южно-Сахалинск В Южно-Сахалинске активно развивается проект городского поезда. Железные дороги Сахалина неэлектри
Оглавление

Ковров – большой город. В нем есть разветвленная троллейбусная сеть и десятки автобусных маршрутов, заточенные под подвоз людей к предприятиям его развитой промышленности. Однако, если в черте города общественный транспорт ходит хорошо и часто, то в его пригородах с этим не все гладко – на маршрутах работают микроавтобусы, расписание соблюдается не очень хорошо и в целом неудобное, да и состояние дорог до некоторых населенных пунктов и микрорайонов оставляет желать лучшего.

Микрорайон Заря на карте города. (Источник: https://yandex.ru/maps/)
Микрорайон Заря на карте города. (Источник: https://yandex.ru/maps/)

Микрорайон Заря находится в 5 километрах от основной застройки Коврова, и его жители жалуются на плохую работу ходящих туда маршрутов автобуса. Оно и понятно – автобусы могут встать в пробку, могут обогнать график. Случаи бывают разные. А ведь через микрорайон проходит железная дорога, и в нем мог бы быть куда более надежный транспорт... в виде городского поезда.

(Источник: https://dzen.ru/a/YZ45b-r0Hz1WAi0k)
(Источник: https://dzen.ru/a/YZ45b-r0Hz1WAi0k)

Но будут ли им пользоваться люди?

Аналоги

Южно-Сахалинск

В Южно-Сахалинске активно развивается проект городского поезда. Железные дороги Сахалина неэлектрифицированные, поэтому используются поезда РА-3. Началось все с 5-километрового маршрута, соединяющего станцию Дальнее с вокзалом Южно-Сахалинска. Сама по себе станция находится на краю одноименного микрорайона, даже немного за промзоной, а через этот микрорайон проходит достаточное количество автобусных маршрутов непосредственно до вокзала и далее. Казалось бы, как при таких вводных можно привлечь пассажиров на поезд?

Оказалось – возможно. И вот какими мерами:
1. Перед станцией создали ТПУ с автобусным кольцом, велопарковкой и теплым залом ожидания.
2. Поезд ходит регулярно и часто, раз в 40 минут, а время в пути – всего 8 минут.
3. Местная транспортная карта позволяет в течение 45 минут совершать бесплатные пересадки между любым транспортом.
4. Создан крупный ТПУ на вокзале с возможностью пересесть на большое количество автобусных маршрутов.

Сразу оказалось, что при такой организации людям быстрее и удобнее добираться до вокзала на поезде, и уже там пересаживаться на автобус и ехать в нужное место. А некоторым даже удобнее в самом Дальнем сесть на автобус, доехать до станции, пересесть на поезд и после на вокзале снова пересесть на автобус. В результате, РА-3 с его 137 сидячими местами заполняется отлично.

Нужно учесть, что по ветке в Дальнее изначально ничего не ходило, что позволило спланировать расписание поезда как угодно практически без ограничений. Теперь же маршруты городского поезда созданы и на других железных дорогах, имеющихся в Южно-Сахалинске, и эти маршруты делят пути с товарными и пассажирскими междугородними поездами.

А что в Коврове?

Железная дорога, проходящая через микрорайон Заря, носит название Муромской. Она однопутная, неэлектрифицированная, но довольно-таки загруженная: здесь проходит довольно много грузовых поездов.

У микрорайона находится станция Ковров-Грузовой, она отделена от жилой застройки пустырем. Из большей части точек микрорайона, в частности, от многоэтажной застройки, до станции можно дойти пешком за 10 минут и менее.

Пассажирский поезд доезжает от станции Ковров-Грузовой до станции Ковров-1 за 20 минут.

Что можно из этого сделать?

Необходимо запустить поезд сообщением Ковров Грузовой – Ковров-1. Поезд этот должен ходить раз в полтора часа, заменяя один из рейсов автобуса №9 или дублируя его.

Параллельно с этим в городе должна быть введена система оплаты, предусматривающая бесплатные пересадки между разными видами транспорта.

ТПУ Завод имени Дегтярева

Вокзал Коврова избыточно загружен, и возможности оставить там конечную рельсового автобуса нет. Для его отстоя пришлось бы учитывать графики движения междугородних, пригородных и товарных поездов, маневровые работы, для каждого рейса разрабатывая по сути отдельную схему движения по путям станции. Да и сам по себе вокзал Ковров-1 является не лучшим местом для конечной городского поезда: хотя тут же находится автовокзал и конечная ряда городских маршрутов, пользоваться этим неудобно из-за организации работы станции (досмотры, непродуманные пешеходные пути и пр.).

Тут можно вспомнить про небольшой тупик с аппарелью для разгрузки грузовых поездов, что находится восточнее путепровода проспекта Ленина. Аппарель эта почти не используется, и тупик находится как раз с той стороны, с которой было бы удобно загонять поезд со стороны станции Ковров-Грузовой. На аппарель можно попасть по грунтовой дороге, начинающейся от автобусной остановки "Завод имени Дегтярева".

Приспособив данный объект под прием пассажирских поездов: необходимо поставить навесы, лавочки, освещение, замостить дорожку до проспекта, со временем опустить платформу до 550 мм, – получим ТПУ, на котором можно пересесть почти на любой автобусный и троллейбусный маршрут Коврова в течение всего 3-4 минут.

Маршруты городского поезда

-5

Городской поезд в Коврове может иметь несколько маршрутов.

Первый и самый востребованный – "Микрорайон Заря – ЗиД" (Заринская линия, на схеме показана красным). Этот маршрут, по сути, заменяет автобусные маршруты 9 и 9с. Необходим для улучшения транспортного обслуживания микрорайона Заря, деревень Заря, Гридино и Говядиха (в последних двух даже городской автобус ходит не каждый день). От конечной до конечной поезда будут доезжать за 20 минут.

Второй маршрут – "Мелехово – ЗиД" (Мелеховская линия, на схеме показана оранжевым) создает новую связь между микрорайоном Заря и поселком Мелехово (пригород Коврова). Получен продлением части рейсов Заринской линии до станции Стрелка. Ездить из Мелехово в Ковров таким образом невыгодно (минимум 40 минут времени, плюс о состоянии путей на участке Ковров-Грузовой – Стрелка ничего неизвестно, но оно явно не позволяет движение на высоких скоростях). На линию попадает деревня Бабурино.

Третий маршрут – "Ковров-1 – Сады" (на схеме показан синим). Может работать в летний сезон для подвозя дачников к садам на берегу Клязьмы.

Модернизация станций

Помимо создания ТПУ Завод имени Дегтярева, необходимо также модернизировать и другие станции и о.п., задействованный в городском поезде. Модернизация заключается в постройке платформ высотой 550 мм, где это возможно, установке навесов, создании пересадок на другой транспорт.

  1. Платформа 107км должна быть перемещена на 200 метров севернее, где заканчивается Малая Железнодорожная улица и можно выйти в город через промзону.
  2. На станции Ковров-Грузовой необходимо построить посадочную платформу между 2 и 3 путем. Это необходимо для обеспечения возможности остановки поездов Мелеховской линии и отстоя поездов Заринской линии. К платформам необходимо подвести автодорогу и сделать автобусную остановку.
  3. На Разъезде 3 км необходимо построить платформу в той точке, где грунтовка от деревни Бабурино пересекает железную дорогу.
  4. На станции Стрелка должна быть построена посадочная платформа.
  5. Для отстоя рельсового автобуса можно использовать один из путей станции Ковров-Грузовой, а можно загонять его на подъездной путь к электроподстанции. В таком случае рационально будет построить на этом пути платформу и перенести конечную на нее.

Итоговая схема маршрутов ковровской городской электрички может выглядеть так:

-7