Ковров – большой город. В нем есть разветвленная троллейбусная сеть и десятки автобусных маршрутов, заточенные под подвоз людей к предприятиям его развитой промышленности. Однако, если в черте города общественный транспорт ходит хорошо и часто, то в его пригородах с этим не все гладко – на маршрутах работают микроавтобусы, расписание соблюдается не очень хорошо и в целом неудобное, да и состояние дорог до некоторых населенных пунктов и микрорайонов оставляет желать лучшего.
Микрорайон Заря находится в 5 километрах от основной застройки Коврова, и его жители жалуются на плохую работу ходящих туда маршрутов автобуса. Оно и понятно – автобусы могут встать в пробку, могут обогнать график. Случаи бывают разные. А ведь через микрорайон проходит железная дорога, и в нем мог бы быть куда более надежный транспорт... в виде городского поезда.
Но будут ли им пользоваться люди?
Аналоги
Южно-Сахалинск
В Южно-Сахалинске активно развивается проект городского поезда. Железные дороги Сахалина неэлектрифицированные, поэтому используются поезда РА-3. Началось все с 5-километрового маршрута, соединяющего станцию Дальнее с вокзалом Южно-Сахалинска. Сама по себе станция находится на краю одноименного микрорайона, даже немного за промзоной, а через этот микрорайон проходит достаточное количество автобусных маршрутов непосредственно до вокзала и далее. Казалось бы, как при таких вводных можно привлечь пассажиров на поезд?
Оказалось – возможно. И вот какими мерами:
1. Перед станцией создали ТПУ с автобусным кольцом, велопарковкой и теплым залом ожидания.
2. Поезд ходит регулярно и часто, раз в 40 минут, а время в пути – всего 8 минут.
3. Местная транспортная карта позволяет в течение 45 минут совершать бесплатные пересадки между любым транспортом.
4. Создан крупный ТПУ на вокзале с возможностью пересесть на большое количество автобусных маршрутов.
Сразу оказалось, что при такой организации людям быстрее и удобнее добираться до вокзала на поезде, и уже там пересаживаться на автобус и ехать в нужное место. А некоторым даже удобнее в самом Дальнем сесть на автобус, доехать до станции, пересесть на поезд и после на вокзале снова пересесть на автобус. В результате, РА-3 с его 137 сидячими местами заполняется отлично.
Нужно учесть, что по ветке в Дальнее изначально ничего не ходило, что позволило спланировать расписание поезда как угодно практически без ограничений. Теперь же маршруты городского поезда созданы и на других железных дорогах, имеющихся в Южно-Сахалинске, и эти маршруты делят пути с товарными и пассажирскими междугородними поездами.
А что в Коврове?
Железная дорога, проходящая через микрорайон Заря, носит название Муромской. Она однопутная, неэлектрифицированная, но довольно-таки загруженная: здесь проходит довольно много грузовых поездов.
У микрорайона находится станция Ковров-Грузовой, она отделена от жилой застройки пустырем. Из большей части точек микрорайона, в частности, от многоэтажной застройки, до станции можно дойти пешком за 10 минут и менее.
Пассажирский поезд доезжает от станции Ковров-Грузовой до станции Ковров-1 за 20 минут.
Что можно из этого сделать?
Необходимо запустить поезд сообщением Ковров Грузовой – Ковров-1. Поезд этот должен ходить раз в полтора часа, заменяя один из рейсов автобуса №9 или дублируя его.
Параллельно с этим в городе должна быть введена система оплаты, предусматривающая бесплатные пересадки между разными видами транспорта.
ТПУ Завод имени Дегтярева
Вокзал Коврова избыточно загружен, и возможности оставить там конечную рельсового автобуса нет. Для его отстоя пришлось бы учитывать графики движения междугородних, пригородных и товарных поездов, маневровые работы, для каждого рейса разрабатывая по сути отдельную схему движения по путям станции. Да и сам по себе вокзал Ковров-1 является не лучшим местом для конечной городского поезда: хотя тут же находится автовокзал и конечная ряда городских маршрутов, пользоваться этим неудобно из-за организации работы станции (досмотры, непродуманные пешеходные пути и пр.).
Тут можно вспомнить про небольшой тупик с аппарелью для разгрузки грузовых поездов, что находится восточнее путепровода проспекта Ленина. Аппарель эта почти не используется, и тупик находится как раз с той стороны, с которой было бы удобно загонять поезд со стороны станции Ковров-Грузовой. На аппарель можно попасть по грунтовой дороге, начинающейся от автобусной остановки "Завод имени Дегтярева".
Приспособив данный объект под прием пассажирских поездов: необходимо поставить навесы, лавочки, освещение, замостить дорожку до проспекта, со временем опустить платформу до 550 мм, – получим ТПУ, на котором можно пересесть почти на любой автобусный и троллейбусный маршрут Коврова в течение всего 3-4 минут.
Маршруты городского поезда
Городской поезд в Коврове может иметь несколько маршрутов.
Первый и самый востребованный – "Микрорайон Заря – ЗиД" (Заринская линия, на схеме показана красным). Этот маршрут, по сути, заменяет автобусные маршруты 9 и 9с. Необходим для улучшения транспортного обслуживания микрорайона Заря, деревень Заря, Гридино и Говядиха (в последних двух даже городской автобус ходит не каждый день). От конечной до конечной поезда будут доезжать за 20 минут.
Второй маршрут – "Мелехово – ЗиД" (Мелеховская линия, на схеме показана оранжевым) создает новую связь между микрорайоном Заря и поселком Мелехово (пригород Коврова). Получен продлением части рейсов Заринской линии до станции Стрелка. Ездить из Мелехово в Ковров таким образом невыгодно (минимум 40 минут времени, плюс о состоянии путей на участке Ковров-Грузовой – Стрелка ничего неизвестно, но оно явно не позволяет движение на высоких скоростях). На линию попадает деревня Бабурино.
Третий маршрут – "Ковров-1 – Сады" (на схеме показан синим). Может работать в летний сезон для подвозя дачников к садам на берегу Клязьмы.
Модернизация станций
Помимо создания ТПУ Завод имени Дегтярева, необходимо также модернизировать и другие станции и о.п., задействованный в городском поезде. Модернизация заключается в постройке платформ высотой 550 мм, где это возможно, установке навесов, создании пересадок на другой транспорт.
- Платформа 107км должна быть перемещена на 200 метров севернее, где заканчивается Малая Железнодорожная улица и можно выйти в город через промзону.
- На станции Ковров-Грузовой необходимо построить посадочную платформу между 2 и 3 путем. Это необходимо для обеспечения возможности остановки поездов Мелеховской линии и отстоя поездов Заринской линии. К платформам необходимо подвести автодорогу и сделать автобусную остановку.
- На Разъезде 3 км необходимо построить платформу в той точке, где грунтовка от деревни Бабурино пересекает железную дорогу.
- На станции Стрелка должна быть построена посадочная платформа.
- Для отстоя рельсового автобуса можно использовать один из путей станции Ковров-Грузовой, а можно загонять его на подъездной путь к электроподстанции. В таком случае рационально будет построить на этом пути платформу и перенести конечную на нее.