Найти тему
Пыльный микрофон

Почему балетную юбку называют пачкой, и как она появилась

Эти красивые балетные «юбочки» — неотъемлемый атрибут образа любой современной балерины. Но как было раньше? В чем танцевали балерины 100-200 лет назад? Давайте разбираться.

Это сейчас русский балет — впереди планеты всей. Но началось всё в Европе…

Балет, как отдельный вид искусства, зародился в конце 16-го века при королевском французском дворе. Танцовщики развлекали монарших особ в обычных громоздких нарядах, свойственных тому времени. Первая танцевальная школа открылась в 1713 году при Парижской опере.

И хотя с течением десятилетий техника балета совершенствовалась, костюмы балерин оставались прежними. К тому же, ножки танцовщиц украшали туфли на невысоком устойчивом каблучке – те, которые ввела в моду Мария-Антуанетта.

Только в середине 19-го века в амуниции балерин произошел грандиозный прорыв. Бывший итальянский танцовщик Филиппо Тальони изготовил для своей дочери Марии легкую и почти воздушную юбку длиной до середины голени.

-2

Тогда, во время премьеры балета "Сильфида" разразился грандиозный скандал. Неслыханная дерзость!

Все почему-то решили, что таким образам представитель известной балетной династии решил скрыть "неуклюжую" фигуру своей дочери. Хотя вплоть до середины 20-го века все балерины имели обычное телосложение, далекое от современных стандартов. И никто не стремился к худобе.

Нововведение сразу же взяли на вооружение другие европейские балерины. И хотя общественность считала балетную пачку слишком фривольным костюмом, деваться было некуда. Танцовщицы в корсетах, нижних юбках, костюмах из плотной ткани и туфлях не могли развивать и совершенствовать свою технику.

Требовались кардинальные изменения в облачении танцовщиков: меньше, проще, короче.

Получив на вооружение воздушную пачку из накрахмаленной марли, артистки обрели больше свободы. Впрочем, Мария Тальоне пошла еще дальше. Балерина заменила неудобные для балета туфли на тапочки с твердым носком – прообраз современных пуантов. Эти нововведения предопределили стремительное развитие балета к концу 19-го века.

В России пачка, как и сам балет, появилась с большим опозданием. Впервые Мария Тальоне вышла на сцену в балетной пачке в 1839 году. У нас этот костюм прижился лишь во времена расцвета Матильды Кшесинской и Анны Павловой.

Правда, отечественные примы не только заимствовали, но и видоизменили танцевальный костюм. На этот счет существует даже легенда, согласно которой ведущая балерина Большого театра итальянка Аделина Джури однажды в сердцах искромсала ножницами длинную юбку перед очередной фотосессией. Вот как надоели танцовщицам пуританские костюмы, отнимающие у них свободу перемещения и грацию.

Правда, историки утверждают, что уменьшение и видоизменение длины балетной юбки происходило всё-таки под влиянием постоянно усложняющейся техники танца. Та же Джури первая из наших исполнила полное фуэте в 32 оборота.

В 20-е годы прошлого века женская мода изменилась. Дамы во многих странах мира получили право голоса. Они остригли волосы, укоротили юбки и начали активно осваивать "мужские" профессии. Больше никто не считал пачку пуританской.

Под влиянием моды тех лет балетный костюм стал еще более коротким, появилась заниженная талия. Только в 60-е годы пачка приобрела форму плоской "тарелочки". В то же время техника мирового балета скакнула на запредельный уровень.

Тем не менее, длинную юбку до середины икры, которую теперь называют "шопенкой", все еще используют в классических постановках.

-3

Сегодняшние пачки – это настоящие произведения искусства. На пошив одного изделия уходит более десятка метров фатина.

-4

Подгонка производится индивидуально под каждую балерину. В течение двух недель ткань вручную закладывается особым способом в несколько слоев. Длина каждого слоя видоизменяется. И сделано это для того, чтобы пачка держала идеальную форму во время танца.

Кстати, под пачкой в наши дни понимают весь костюм в целом: корсаж, юбку и нижнее белье. Все это великолепие закрепляется на теле балерины с помощью крючков, расположенных в шахматном порядке.

Наверное, вы уже догадались, почему балетную "юбочку" назвали пачкой. Да, именно потому, что она сшита из множества слоёв. Которые и образуют пачку.