#ДостояниеРеспублики
Август в Крыму выдался изнуряюще жарким. «Крымские новости» отправились за лесной прохладой в горы одним из самых интересных маршрутов в окрестностях Феодосии - от Старого Крыма до поселка Кизилташ, через армянские монастыри и хребет Туар-Алан. Запланировали передохнуть от летнего зноя в тенистом буковом лесу, посмотреть античные и средневековые древности, напиться холодной родниковой воды и отдохнуть на прекрасных видовых площадках Френк-Мезер.
В этот раз решили разнообразить маршрут и часть пути пройти не традиционной дорогой через армянский монастырь Сурб-Хач, а восточнее, по руслу Монастырского ручья и его притокам.
На южной окраине Старого Крыма, у небольшой часовни Святого Пантелеймона набираем воды в дорогу и через поляну Десантников спускаемся к руслу Монастырского ручья.
Русло почти пересохло. В начале лета и в сезон дождей сюда приходят отдохнуть и искупаться местные жители, но сейчас застоявшаяся вода в ванночках не вызывает желания окунуться. Но близость воды дарит прохладу и облегчает путь.
С древности эти края были густо заселены. Между дорогой на Сурб-Хач и Монастырским ручьем, на склонах горы Грыця (в прошлом – Святая, Святой Крест) найдено несколько поселений, античных и средневековых. Возможно, именно здесь находился армянский город Казарат, упоминаемый в средневековых армянских рукописях.
«Это армянской паствы город-село на большой горе Сурб Хач (Святой крест – прим.) вблизи одноименной реки, которая по-татарски называется Мугал-Узень. Это место ныне в руинах, как и вблизи Кузкун пурун (Воронья горка в Старом Крыму – прим.), где видны источники, каналы, и не менее других руин, чем вокруг Старого Крыма» - написано в книге армянского автора XIX века Минаса Бжшкянца.
Правил Казаратом армянский князь Маргар Мугаленц. В городе находилось войско, которое по договору с генуэзским князем Ширином, охраняло средневековую Кафу. Город был разрушен в 1475 году, при завоевании Крыма Османской империей.
Археолог Аркадий Байбуртский в 2000-х годах открыл на склонах горы Грыця несколько поселений. Среди них два достаточно крупных, Казарат I 1.5 гектара и Казарат II 5 гектар, со следами плотной городской застройки. На поселении Казарат II найден фундамент строения площадью 250 метров. Возможно, это и был дворец армянского князя. Также археологом обнаружены остатки старых дорог, соединявших городища с монастырями Сурб-Хач, Сурб-Степанос и городом Старый Крым.
Сейчас эти места поросли густым лесом, часть городища Казарат II попала под распашку. Только специалист, зная точные координаты, или старожил могут найти следы древнего города, в котором несколько веков назад кипела жизнь.
По сухому руслу Монастырского ручья, вверх по течению, огибая восточные склоны горы Грыця, поднимаемся все выше в горы. Необычно выглядят сухие каменные стены перекатов, по которым весной стекают шумные потоки воды. Под ногами россыпь яблок и лесных орехов. Подарок природы на Ореховый Спас! Берега украшают кусты кизила с гроздьями красных ягод.
В начале пути вдоль русла идут тропинки, но постепенно они исчезают. Лишь несколько грунтовых дорог пересекают реку. Возможно, это древние дороги, которые в прошлом соединяли средневековые поселения. Сейчас ими пользуются лесники.
Сворачиваем то в один, то в другой безымянные притоки Монастырского ручья. Борта становятся все выше, а узкое русло завалено камнями и валежником. Выступающие скалы местами напоминают руины древних крепостных стен. Впечатление, что люди здесь не ходят. Зато в изобилии следы кабанов, лис и косуль. Идти все труднее.
Одолев последний, самый сложный участок русла, поднимаемся на знакомую поляну. В зарослях деревьев и кустарников большой развал камней, среди которого виднеются сохранившиеся участки стен и крест в полукруглой апсиде алтаря храма - руины армянского монастыря Сурб-Степанос (Святого Стефана). Предположительно, монастырь был построен на несколько десятилетий раньше, чем Сурб-Хач. В 1994 году здесь найден хачкар с надписью «Господи Иисусе Христе … в году 1331». Сурб –Хач был основан Ованесом Себастаци в 1358 году.
В источниках о монастыре Сурб-Степанос крайне мало упоминаний. Нет сведений и о том, почему он прекратил свое существование. По мнению одних исследователей, монастырь был разрушен при землетрясении, других – при турецком завоевании Крыма в 1475 году.
«Лесная глушь», так это место называют туристы, мало кого оставляет равнодушным. Какая-то таинственная атмосфера здесь царит , особо ощутимая, если остаться ночевать на полянке под ветвями большого, раскидистого бука.
Рядом небольшой родник. Поляну окружает, поднимающийся амфитеатром, просторный и величественный буковый лес. Мощные стволы буков напоминают колонны античного храма с высоким сводом из тенистых крон. Ночью лес наполняется плачущими криками сов и призраками. Вспоминаются страшные легенды о гибели монастыря. Рассказывают, что монахи погибли, замуровав себя в храме, или их замуровали напавшие на монастырь. Действительно, входы в храм с севера и запада заложены камнями, а южный вход разрушен.
Даже люди не склонные к мистике рассказывают о загадочных видениях в Лесной глуши. Ночное свечение руин монастыря, призрачные фигуры монахов среди деревьев, голоса и стоны.
Но сейчас, в солнечный день, поляна выглядит светло и дружелюбно. Передохнув, продолжаем путь по грунтовой дороге, некогда связывавшей Солхат и Сугдею. Удобная грунтовая дорога плавно поднимается на восточные склоны горы Мачук (Лысая). Под ногами медный ковер из опавшей листвы. Кроны буков изящно соединяются над головой, превращаю дорогу в просторную природную галерею.
Здесь, на склонах горы Мачук, найдены руины античной усадьбы II-I веков до нашей эры. Обитатели усадьбы погибли при нападении. Сейчас на несколько километров вокруг – ни души. Раньше же в горном Крыму кипела жизнь.
Дорога траверсом идет по западным склонам вершины Туар-Алан одноименного хребта. Постепенно деревья становятся ниже, между ними появляется все больше кустарников и молодого подроста. Еще несколько сотен метров и перед глазами открываются горные просторы, залитые лучами послеполуденного солнца. Вершина горы Френк-Мезер.
На одном из отрогов, под ветвями дикой груши, словно птичье гнездо, расположилась небольшая туристическая стоянка. Самое время передохнуть, любуясь далями и просторами. За чашкой ароматного кофе угадываем по очертаниям знакомые горы. Прямо перед нами, на юге – живописные скалки горы Кузкун-Кая, за ними высокий хребет Армутлук. Западнее виднеется резной гребешок Таракташа и вершина хребта Токлук – Ай-Георгий. На юго-западе, вдалеке, очертания горы Сокол и мыса Алчак. На западе - глубокое ущелье Айдалы, а на востоке – каменный хребет Горданлы и круглый «лоб» Сандык-Каи.
Френк-Мезер переводится как «могила иноземца», ее высота 666 метров над уровнем моря. Название и число создали вокруг горы мистический ореол. На одной из полян в древние времена находился таврский некрополь. При террасировании склонов в советские годы он был почти полностью уничтожен. Сейчас от него остался лишь один, ушедший в землю, «каменный ящик», без верхней плиты. Зияющая темная пасть могилы в окружении великолепного горного пейзажа придает окружающей красоте драматизм и глубину. Невольно задумаешься о тленном и вечном.
Рядом с «каменным ящиком» - памятник крымским партизанам. В 1941 году в этих краях партизаны сформировали отряд под руководством Ивана Мокроуса. Памятник сделан из плит таврского некрополя. Своего рода преемственность поколений.
Солнце клонится к закату. Помня о том, что монахи Стефано-Свято-Сурожского монастыря с наступлением темноты закрывают ворота на свою территорию, а это единственный путь в Кизилташ, начинаем спуск в ущелье Хаджи-Палом.
Водопад в верховьях ущелья встречает нас сухой стеной. Ни капли воды. Дальше, в русле ручья, будут небольшие лужицы. На южных склонах заметно суше и жарче. Здесь больше чувствуется приближение осени. Сохнут и опадают листья с деревьев, жухнут травы, начинают краснеть листья скумпии. Проходим знакомую поляну с трехствольным деревом и партизанским памятником, за ним еще один – более ранний, послевоенного времени. Дорога удобна и хорошо знакома, но одолевают мушки-кровососки. На северных склонах Главной гряды их не было, а на южных целые стайки назойливых насекомых.
С облегчением входим в монастырские ворота. По традиции всех путников здесь встречают монастырские коты. Пушистые обитатели провожают нас к роднику. Приятно в конце большого пути напиться ледяной родниковой воды!
По узкой тропе, сквозь можжевелово-дубовые заросли, спускаемся в Кизилташ, в который раз убеждаясь, что даже хорошо знакомый маршрут всегда дарит новые открытия, ощущения и переживания.
Вера Полякова
Фото: автор, Святослав Каверин
«Крымские новости» обратная связь: crimeanews20@yandex.ru
P.S. Благодарим, что прочитали нашу статью, поддержите нас лайком, поделитесь впечатлениями и подпишитесь на канал "Крымские новости".
#СтарыйКрым #Казарат #СурбХач #СурбСтепанос #ТуарАлан #ФренкМезер #тавры #армяне #Кизилташ #лес #горы #путешествия#ЛеснаяГлушь #Крым #МонастырскийРучей #природа