Подписчики на канале неоднократно задавали мне вопрос о том, как учатся мои дети, если мы живем на две страны и часто путешествуем. Решила поделиться нашим опытом. Тем более, что дата соответствует.
Всех родителей школьников с праздником!
Итак, немного вводных
(вдруг статья все-таки попадет в широкие рекомендации и ее прочитают люди, с нашей кочевой семьей совсем не знакомые).
Из-за работы мужа мы довольно часто меняем локации временного проживания, в разное время обитали в Черногории, Турции, Польше и Штатах. Раньше, чтобы приехать с детьми "к папе в командировку" или сорваться в путешествие посреди года, я просто писала заявление в школу о том, ребенок будет отсутствовать на занятиях такое-то время, и что ответственность за освоение школьной программы в этот период я беру на себя. Дети учились хорошо, и школа шла нам на встречу довольно легко. Читала ужасы на Дзене о том, как несчастных дитяток с родителями в отпуска злобные учителя пытались не отпустить. Но это из разряда рассказов про тещ и соль. На самом деле максимум, что вам грозит - это недовольно поднятые брови классного руководителя или закатывание глаз от завуча.
Потом "папины проекты" стали длиннее, и самым логичным и простым для нашей семьи стал перевод детей на дистанционное обучение.
О формальных основаниях
Наш способ учиться называется "семейным обучением". Абсолютно официальная форма получения образования, прописанная в законе "Об образовании в РФ". Для того, чтобы перейти на эту форму обучения достаточно один раз поставить в известность районный отдел образования. Отказ родителям в переводе на семейное обучение будет незаконным. Ну, и я, честно говоря, о случаях отказа не слышала. Но вот если забыть оповестить инстанцию, то родителей могут привлечь к административной ответственности за ненадлежащее исполнение своих родительских обязанностей.
В общем, все несложно. Российское законодательство очень прогрессивно в этом плане, только всяким мизулиным об этом не говорите, пожалуйста, пусть лучше геями занимаются.
О способах семейного обучения
Дальше у родителей есть две основных возможности: учить детей самим или довериться он-лайн платформам или репетиторам. Я попробовала учить старшую дочь сама, когда мы были в США. В принципе, для начальной школы - нормальный вариант. Вернулись в свою школу мы с опережением программы. Но повторить этот опыт я бы не хотела. Поняла, что я - однозначно не папа Тепляков. Поэтому мы выбрали он-лайн платформу, на которой наши дети занимаются. Преподаватели нравятся, программа интересная, темп учебы комфортный, время начала занятий - на выбор, для удобства обучения в разных часовых поясах.
Можно выбрать и формат: лекции в записи, онйлайн уроки в режиме реального времени с активным чатом, мини-группы, индивидуальные занятия с репетитором.
В нашей школе мини-группы, если брать целый курс по всем предметам, стоят неподъемно дорого. По соотношению цена/качество/удобство мы выбрали онлайн уроки и репетиторов для подготовки к ОГЭ для старшей дочки.
Дополнительно дети занимаются английским и программированием.
Об аттестации
Нельзя просто так взять - и перестать ходить в школу. Вернее, можно. Но аттестацию проходить все равно придется. И для аттестации ребенок должен быть прикреплен к школе. У нашей онлайн платформы (я думаю, аналогично у подавляющего большинства дистанционных школ) есть школы-партнеры, которые принимают аттестацию. Аттестовываются дети по триместрам. Так же онлайн. Исключение составляет итоговая аттестация в 9 и 11 классах, которую придется проходить очно. У нас старшая дочь как раз пошла в 9 класс. Для аттестации мы выбрали московскую школу-партнера. Важно учитывать, что школ-партнеров, которые берут экстернов для сдачи итоговых экзаменов немного. У нас на выбор были Москва, Санкт-Петербург, Ростов и Анапа.
Можно попробовать прикрепиться и к школе по месту жительства. Но, помня те самые брови и закатывание глаз, что-то не захотелось.
О плюсах
- Мы можем жить той жизнью, которой живем, и это главный плюс. Можем планировать поездки на удобное время.
- Дети чувствуют свободу. У них не развивается умение ходить строем, уж не знаю, действительно ли это плюс в данных условиях или нет.
- Учиться дочкам, по их словам, комфортнее, чем в обычной школе. Конечно, ведь на первом уроке можно поваляться в постели, на втором позавтракать, а третий посмотреть в записи со скоростью х2.
- У детей нет неприятия к учебе, в обычной школе им учиться не нравилось.
- Дети не тратят время на то, что им не нужно и заведомо неинтересно.
- Над ними не довлеют стереотипы, от которых трещит по швам традиционная школа.
- У нас нет школьных чатов. Поэтому 135 сообщений о том, сколько скинуться на новогодний подарок и что лучше подарить: блокнот или глобус, мне не приходит. Скучаю (на самом деле, нет).
Никто не скажет: "А голову ты дома забыл?", потому что ты и так дома, а значит голова как минимум неподалеку.
О минусах
- Мы платим за то, что можем получить абсолютно бесплатно - за среднее общее образование, гарантированное и обязательное для всех в РФ.
- Основной дистанционной программы недостаточно, и, скорее всего, все равно придется дополнительно еще заниматься с репетиторами, хотя бы в старшей школе. Это нужно понимать при планировании расходов.
- Дисциплина. Поддерживать ее сложно. Входя в новый учебный год с мотивацией, через какое-то время мы (да, и я, как родитель тоже) скатываемся в лень и желание халтурить. Всё, как и в обычной школе. Большую часть времени ребенок находится на контроле родителей и самоконтроле. Контролировать и погружаться в процесс приходится больше, чем в обычной школе.
- Стереотипы и сомнения, которые будут терзать вас как родителя постоянно, будут приходить к вам ночами и стоять в уголочке, многозначительно вздыхая. Вы будете сомневаться в сделанном выборе и переживать за будущее своих детей. Всё в точности, как в обычной школе.
- Большую часть времени вы и ваши дети находятся в свободном плавании. Это серьезная нагрузка и проверка личных качеств.
О стереотипах
Их много, и с ними мы сталкиваемся время от времени в самых неоднозначных вариантах. Помню, пришли на медосмотр, а доктор-кардиолог, узнав, что дети на дистанционке, спрашивает:
Что с вами не так?
Это "что с вами не так" будет периодически просачиваться в разных ситуациях. Главное, понимать для себя, что это - ваш совместный с детьми выбор, а значит с вами напротив, все так.
Разновидностью "что с вами не так" является стереотип о том, что вне школы учатся только дети с особыми показаниями по здоровью. Ноги у этого убеждения растут из непонимания разницы между домашней и семейной формами обучения. Еще раз: семейную форму обучения может выбрать любой родитель в РФ, не зависимо от здоровья, а вот домашнее обучение назначается именно по медицинским показаниям.
Следующий стереотип - "А как же социализация?".
И здесь важно понимать, насколько вообще ваш ребенок нуждается в социализации. У меня дети - интроверты, им проще. Ребенок-экстраверт должен быть обязательно дозагружен общением на каких-то дополнительных офлайн секциях и кружках.
Да, реального общения меньше, чем в школе, но это в нашей ситуации скорее плюс. Как говорит старшая дочь: "Мне не нужно общение с тридцатью случайными людьми, с которыми у нас нет общих интересов". А мне спокойнее, что дочка не социализируется с пивом на лавочке или за гаражами, как делают это некоторые ее даже вполне благополучные бывшие одноклассники (9 класс).
У моих детей до перехода на дистант основное общение было в хореографической студии, а не в школе. С подругами оттуда они до сих пор поддерживают связь, встречаются, когда мы в России. Интенсивность реального общения снизилась, но качество выросло. Это не общение ни о чем, а именно встречи по интересам, из которых отсеялись случайные люди.
Ну, а в основном, большинство современных подростков живут онлайн.
У младшей дочки образовалась своя компания по интересам в Черногории. Компания интернациональная получилась, девчонки из России, Белоруссии, Казахстана и Украины. В качестве предводителя - Паша из Челябинска, самый младший и энергичный участник компании. Главный спасатель черепах и укротитель безногих ящериц.
Познакомились дети в Тик Токе, а потом общение перешло в офлайн.
Следующий стереотип: "Качественно учиться онлайн - нельзя". Оценки после перехода на дистант у младшей снизились, у старшей остались на уровне обычной школы. Учатся дети без троек. Связаны ли результаты младшей с переходом на дистант или с возрастными особенностями (надоело быть отличницей) - пока не пойму. Конечно, все точки над i в вопросе о качестве покажет итоговая аттестация и поступление в ВУЗ. Но ведь и в обычной школе так. Да и... Не про качество образования сейчас современная школа, давайте будем честными.
"А как же воспитательная функция школы?"
С воспитанием и привитием нормальных общечеловеческих ценностей мы справляемся сами. Свои "уроки о главном" наши дети получают в семье. В том числе, учатся здоровому, а не показному или навязанному патриотизму. Как говорит моя дочь: "Россия - прекрасная страна. Не любить ее может только тот, кто нигде больше не был".
Ну, и ещё одно действительно важное. Понимание того, что семья - это одна из главных вещей в жизни. Большая семья, с бабушками, дедушками, двоюродными братьями, сёстрами, общение с которыми - не каждодневная рутина, а ценность, ради которой стоит преодолевать пространство и время.
И последний стереотип. Деление на "своих" и "чужих".
С прямым негативом мы не сталкивались, но вот один бывший одноклассник написал старшей дочке: "Когда ты ушла из школы, я сначала подумал, что ты предатель". Уж не знаю, что конкретно подразумевал в то время 12-летний подросток под словом "предатель", но разговоры в школе на темы "А как это?", "А почему так?", "А куда?" велись. И, что характерно, не только среди учеников. Но это скорее больше от непонимания того, что так жить и учиться - тоже можно. И это нормально.
Вот как-то так. Если остались вопросы, задавайте в комментариях, постараюсь ответить.
А вот статья о первом нашем опыте дистанционного образования. Это самая заря моего канала в Дзен: