Найти тему
Записки кочевников

Как учатся дети современных кочевников. Рассказываю о нашем опыте дистанционного образования

Оглавление

Подписчики на канале неоднократно задавали мне вопрос о том, как учатся мои дети, если мы живем на две страны и часто путешествуем. Решила поделиться нашим опытом. Тем более, что дата соответствует.

Всех родителей школьников с праздником!

Букет - непременный атрибут 1 сентября
Букет - непременный атрибут 1 сентября

Итак, немного вводных

(вдруг статья все-таки попадет в широкие рекомендации и ее прочитают люди, с нашей кочевой семьей совсем не знакомые).

Из-за работы мужа мы довольно часто меняем локации временного проживания, в разное время обитали в Черногории, Турции, Польше и Штатах. Раньше, чтобы приехать с детьми "к папе в командировку" или сорваться в путешествие посреди года, я просто писала заявление в школу о том, ребенок будет отсутствовать на занятиях такое-то время, и что ответственность за освоение школьной программы в этот период я беру на себя. Дети учились хорошо, и школа шла нам на встречу довольно легко. Читала ужасы на Дзене о том, как несчастных дитяток с родителями в отпуска злобные учителя пытались не отпустить. Но это из разряда рассказов про тещ и соль. На самом деле максимум, что вам грозит - это недовольно поднятые брови классного руководителя или закатывание глаз от завуча.

А до школы вообще все просто было. И чемоданы было кому таскать
А до школы вообще все просто было. И чемоданы было кому таскать

Потом "папины проекты" стали длиннее, и самым логичным и простым для нашей семьи стал перевод детей на дистанционное обучение.

О формальных основаниях

Наш способ учиться называется "семейным обучением". Абсолютно официальная форма получения образования, прописанная в законе "Об образовании в РФ". Для того, чтобы перейти на эту форму обучения достаточно один раз поставить в известность районный отдел образования. Отказ родителям в переводе на семейное обучение будет незаконным. Ну, и я, честно говоря, о случаях отказа не слышала. Но вот если забыть оповестить инстанцию, то родителей могут привлечь к административной ответственности за ненадлежащее исполнение своих родительских обязанностей.

В общем, все несложно. Российское законодательство очень прогрессивно в этом плане, только всяким мизулиным об этом не говорите, пожалуйста, пусть лучше геями занимаются.

О способах семейного обучения

Дальше у родителей есть две основных возможности: учить детей самим или довериться он-лайн платформам или репетиторам. Я попробовала учить старшую дочь сама, когда мы были в США. В принципе, для начальной школы - нормальный вариант. Вернулись в свою школу мы с опережением программы. Но повторить этот опыт я бы не хотела. Поняла, что я - однозначно не папа Тепляков. Поэтому мы выбрали он-лайн платформу, на которой наши дети занимаются. Преподаватели нравятся, программа интересная, темп учебы комфортный, время начала занятий - на выбор, для удобства обучения в разных часовых поясах.

Хомскулер. В переводе с ненашенского ученик
Хомскулер. В переводе с ненашенского ученик

Можно выбрать и формат: лекции в записи, онйлайн уроки в режиме реального времени с активным чатом, мини-группы, индивидуальные занятия с репетитором.

В нашей школе мини-группы, если брать целый курс по всем предметам, стоят неподъемно дорого. По соотношению цена/качество/удобство мы выбрали онлайн уроки и репетиторов для подготовки к ОГЭ для старшей дочки.

Дополнительно дети занимаются английским и программированием.

Об аттестации

Нельзя просто так взять - и перестать ходить в школу. Вернее, можно. Но аттестацию проходить все равно придется. И для аттестации ребенок должен быть прикреплен к школе. У нашей онлайн платформы (я думаю, аналогично у подавляющего большинства дистанционных школ) есть школы-партнеры, которые принимают аттестацию. Аттестовываются дети по триместрам. Так же онлайн. Исключение составляет итоговая аттестация в 9 и 11 классах, которую придется проходить очно. У нас старшая дочь как раз пошла в 9 класс. Для аттестации мы выбрали московскую школу-партнера. Важно учитывать, что школ-партнеров, которые берут экстернов для сдачи итоговых экзаменов немного. У нас на выбор были Москва, Санкт-Петербург, Ростов и Анапа.

Можно попробовать прикрепиться и к школе по месту жительства. Но, помня те самые брови и закатывание глаз, что-то не захотелось.

О плюсах

  • Мы можем жить той жизнью, которой живем, и это главный плюс. Можем планировать поездки на удобное время.
  • Дети чувствуют свободу. У них не развивается умение ходить строем, уж не знаю, действительно ли это плюс в данных условиях или нет.
  • Учиться дочкам, по их словам, комфортнее, чем в обычной школе. Конечно, ведь на первом уроке можно поваляться в постели, на втором позавтракать, а третий посмотреть в записи со скоростью х2.
  • У детей нет неприятия к учебе, в обычной школе им учиться не нравилось.
  • Дети не тратят время на то, что им не нужно и заведомо неинтересно.
  • Над ними не довлеют стереотипы, от которых трещит по швам традиционная школа.
  • У нас нет школьных чатов. Поэтому 135 сообщений о том, сколько скинуться на новогодний подарок и что лучше подарить: блокнот или глобус, мне не приходит. Скучаю (на самом деле, нет).

Никто не скажет: "А голову ты дома забыл?", потому что ты и так дома, а значит голова как минимум неподалеку.

Помню, такую открытку в обычной школе сделали на День учителя. Символично.
Помню, такую открытку в обычной школе сделали на День учителя. Символично.

О минусах

  • Мы платим за то, что можем получить абсолютно бесплатно - за среднее общее образование, гарантированное и обязательное для всех в РФ.
  • Основной дистанционной программы недостаточно, и, скорее всего, все равно придется дополнительно еще заниматься с репетиторами, хотя бы в старшей школе. Это нужно понимать при планировании расходов.
  • Дисциплина. Поддерживать ее сложно. Входя в новый учебный год с мотивацией, через какое-то время мы (да, и я, как родитель тоже) скатываемся в лень и желание халтурить. Всё, как и в обычной школе. Большую часть времени ребенок находится на контроле родителей и самоконтроле. Контролировать и погружаться в процесс приходится больше, чем в обычной школе.
  • Стереотипы и сомнения, которые будут терзать вас как родителя постоянно, будут приходить к вам ночами и стоять в уголочке, многозначительно вздыхая. Вы будете сомневаться в сделанном выборе и переживать за будущее своих детей. Всё в точности, как в обычной школе.
  • Большую часть времени вы и ваши дети находятся в свободном плавании. Это серьезная нагрузка и проверка личных качеств.
Несчастные дети кочевников вынуждены спать где придется на вокзале. Ужас! Куда смотрят органы опеки!
Несчастные дети кочевников вынуждены спать где придется на вокзале. Ужас! Куда смотрят органы опеки!

О стереотипах

Их много, и с ними мы сталкиваемся время от времени в самых неоднозначных вариантах. Помню, пришли на медосмотр, а доктор-кардиолог, узнав, что дети на дистанционке, спрашивает:

Что с вами не так?

Это "что с вами не так" будет периодически просачиваться в разных ситуациях. Главное, понимать для себя, что это - ваш совместный с детьми выбор, а значит с вами напротив, все так.

Разновидностью "что с вами не так" является стереотип о том, что вне школы учатся только дети с особыми показаниями по здоровью. Ноги у этого убеждения растут из непонимания разницы между домашней и семейной формами обучения. Еще раз: семейную форму обучения может выбрать любой родитель в РФ, не зависимо от здоровья, а вот домашнее обучение назначается именно по медицинским показаниям.

Следующий стереотип - "А как же социализация?".

И здесь важно понимать, насколько вообще ваш ребенок нуждается в социализации. У меня дети - интроверты, им проще. Ребенок-экстраверт должен быть обязательно дозагружен общением на каких-то дополнительных офлайн секциях и кружках.

Да, реального общения меньше, чем в школе, но это в нашей ситуации скорее плюс. Как говорит старшая дочь: "Мне не нужно общение с тридцатью случайными людьми, с которыми у нас нет общих интересов". А мне спокойнее, что дочка не социализируется с пивом на лавочке или за гаражами, как делают это некоторые ее даже вполне благополучные бывшие одноклассники (9 класс).

У моих детей до перехода на дистант основное общение было в хореографической студии, а не в школе. С подругами оттуда они до сих пор поддерживают связь, встречаются, когда мы в России. Интенсивность реального общения снизилась, но качество выросло. Это не общение ни о чем, а именно встречи по интересам, из которых отсеялись случайные люди.

Ну, а в основном, большинство современных подростков живут онлайн.

У младшей дочки образовалась своя компания по интересам в Черногории. Компания интернациональная получилась, девчонки из России, Белоруссии, Казахстана и Украины. В качестве предводителя - Паша из Челябинска, самый младший и энергичный участник компании. Главный спасатель черепах и укротитель безногих ящериц.

Познакомились дети в Тик Токе, а потом общение перешло в офлайн.

Следующий стереотип: "Качественно учиться онлайн - нельзя". Оценки после перехода на дистант у младшей снизились, у старшей остались на уровне обычной школы. Учатся дети без троек. Связаны ли результаты младшей с переходом на дистант или с возрастными особенностями (надоело быть отличницей) - пока не пойму. Конечно, все точки над i в вопросе о качестве покажет итоговая аттестация и поступление в ВУЗ. Но ведь и в обычной школе так. Да и... Не про качество образования сейчас современная школа, давайте будем честными.

"А как же воспитательная функция школы?"

С воспитанием и привитием нормальных общечеловеческих ценностей мы справляемся сами. Свои "уроки о главном" наши дети получают в семье. В том числе, учатся здоровому, а не показному или навязанному патриотизму. Как говорит моя дочь: "Россия - прекрасная страна. Не любить ее может только тот, кто нигде больше не был".

Ну, и ещё одно действительно важное. Понимание того, что семья - это одна из главных вещей в жизни. Большая семья, с бабушками, дедушками, двоюродными братьями, сёстрами, общение с которыми - не каждодневная рутина, а ценность, ради которой стоит преодолевать пространство и время.

И последний стереотип. Деление на "своих" и "чужих".

С прямым негативом мы не сталкивались, но вот один бывший одноклассник написал старшей дочке: "Когда ты ушла из школы, я сначала подумал, что ты предатель". Уж не знаю, что конкретно подразумевал в то время 12-летний подросток под словом "предатель", но разговоры в школе на темы "А как это?", "А почему так?", "А куда?" велись. И, что характерно, не только среди учеников. Но это скорее больше от непонимания того, что так жить и учиться - тоже можно. И это нормально.

Вот как-то так. Если остались вопросы, задавайте в комментариях, постараюсь ответить.

А вот статья о первом нашем опыте дистанционного образования. Это самая заря моего канала в Дзен: