Дорогие читатели! В заметке "Продолжение летней прогулки по Красному Бору на правом берегу Днепра - в деревне 10-го века" мы обещали вернутся в Гнёздовский лес и рассказать вам о старинных кладах и других самых значимых находках археологических экспедиций. И мы в него возвращаемся!
Сегодня расскажем о случайной находке первого клада, о пусть не "золотой", но "лихорадке", охватившей Гнёздово в 19-м веке, и о событиях 20-го столетия. Надеемся, будет интересно!
Приглашаем на экскурсии по Смоленску и Смоленщине!
1868 год сулил Смоленску многое - началось строительство Риго-Орловской железной дороги, обещавшей городу торговую выгоду. Несколько сотен грабарей из смоленских уездов строили железнодорожное полотно. У сельца Гнёздова, вблизи речки Свинки, работа шла своим чередом, как вдруг... внезапно из-под лопаты одного из рабочих посыпалось множество серебряных монет с надписями, похожими на вязь; и диковинных украшений - гривен, браслетов, подвесок с изображениями странных людей и животных. Спрятать находку у рабочих не получилось, и через короткое время ею уже любовались в столицах.
В сельце Гнёздово осталась легенда о "золотом баране", зарытом где-то в окрестностях. Но находки продолжались снова и снова, и, наконец, в 1874 году археолог М. Ф. Кусцинский по инициативе графа А. С. Уварова, одного из основателей Русского археологического общества, произвел раскопки.
Первые 14 курганов принесли великолепные вещи - меч, наконечник копья, бронзовые украшения, горшки и очаровательный хоросанский светильник в форме женской головки. Выяснилось, что вдоль Днепра в районе Гнёздова раскинулись тысячи курганов различного размера, а рядом с ними - древнее городище.
Смоленская "археологическая лихорадка" началась.
Раскапывать Гнёздовские курганы стало делом модным, уж очень легко можно было получить значительные коллекции древностей с минимальными затратами. Из ярких личностей, изучавших, точнее сказать, копавших Гнёздовские курганы, наиболее известны княгиня М. К. Тенишева и Н. К. Рерих.
Помощь княгине в раскопках оказывал профессор В. И. Сизов, и вскоре музей Тенишевой пополнился значительной коллекцией предметов из Гнёздова. Правда, на почве смоленских древностей они и поссорились. Сизов, по отзыву современника, являл собою "образец русской научной и художественной богемы". Самозабвенно любя археологию, обижался, когда его лишали предмета страсти. Яблоком раздора двух выдающихся людей стала пряжка с эмалью из совместных раскопок.
Строго говоря, один из основателей Исторического музея в Москве профессор В. И. Сизов проводил раскопки Гнёздовских курганов ещё до Тенишевой, с 1881 года в течении 20 лет, раскопал более трехсот курганов, и Исторический музей получил великолепную коллекцию оружия, украшений и предметов быта.
Раскопками Гнёздовских курганов занималась и другая неординарная женщина-смолянка, этнограф и археолог Е. Н. Клетнова, составившая интересное научное наследие. Ей, как и М. К. Тенишевой, пришлось покинуть Россию в послереволюционные годы.
Среди тех, кто причастен к раскопкам Гнёздовских курганов, хочется вспомнить и А. Р. Беляева, будущего известного писателя-фантаста. В юности, будучи членом "Общества изучения Смоленской губернии", он раскопал несколько курганов и подарил находки из них Смоленскому историко-археологическому городскому музею.
https://nasledie.admin-smolensk.ru/
У исследователей возник закономерный вопрос: "что за место Гнёздово?" Характер находок говорил о торговом характере поселения, а месторасположение - о прямой связи с торговым путем "из Варяг в Греки".
Исследователи сделали вывод, что на этом месте в 9-10 веках находился Смоленск, перенесенный в начале 11 века вверх по Днепру.
Сизов опубликовал свои материалы в 1902 году в монографии "Гнёздовский могильник близ Смоленска" и тогда казалось, что все загадки Гнёздово разгаданы.
Но в 1909 году в первом выпуске "Смоленской старины" появилась статья Г. К. Богуславского "О результатах изучения Гнёздовского могильника". В ней автор высказал мнение, что Гнёздовские курганы - это только языческое кладбище древнего Смоленска, на которое смоляне привозили по Днепру хоронить своих умерших граждан, и ни о каком поселении, тем более городе, в Гнёздове не может идти речь.
На статью не обратили серьезного внимания. Но тогда никто и не мог подумать, что через сорок лет она станет одной из причин, затормозивших изучение Гнёздовских поселений...
В начале 1920-х годов благодаря археологу А. Н. Лявданскому были сделаны новые открытия, Гнёздовские памятники были впервые подробно описаны. Выяснилось, что в центре комплекса располагалось городище, за ним - древний посад , а за ним - огромнейший некрополь. Всего в Гнёздове было около шести тысяч курганов, их комплекс раскинулся на 5 километров. Исследователи поняли, что у Гнёздово в мире аналогов нет.
С 1949 года начался новый этап в изучении Гнёздова: экспедиция Московского университета и Смоленского областного музея начала проводить под руководством Д. А. Авдусина исследования Гнёздовских курганов. Успех раскопок 1949 года был ошеломляющим. Самой значимой стала находка корчаги-амфоры середины X века с древнейшей русской надписью "гороухща" (или "гороушна"). Тогда было бесспорно одно: это самая древняя славянская надпись, найденная в древнерусских землях.
К несчастью надпись использовали знаменем борьбы с норманской теорией создания русского государства. Во имя победы над которой пришлось пожертвовать древним городом. Вот тут-то и пригодилась дореволюционная статья Богуславского, обращаясь к которой, Д. А. Авдусин объявил, что Гнёздово - это языческое кладбище Смоленска, откуда привозили хоронить его жителей, а в самом Гнёздове нет никаких поселений и, кроме курганов, здесь изучать нечего. И вообще, здесь похоронены только славяне, а скандинавские захоронения единичны.
Но шло время. Шаг за шагом, усилиями археологов И. И. Ляпушкина, Е. А. Шмидта, В. А. Булкина и других возвращался на страницы научных изданий древний город и его загадки.
Теорий много. Гнёздово неохотно раскрывает свои тайны, хотя периодически отдает исследователям свои сокровища. В 1993 году на Гнёздовском селище экспедиция МГУ под руководством Т. А. Пушкиной нашла самый крупный клад за всю историю изучения комплекса.
nasledie.admin-smolensk.ru/
На территории Гнёздова ныне создан археологический музей - заповедник, наполненный стуком лопат археологов и голосами любознательных туристов.
Экскурсии в Красный Бор.
Тайны Гнездовского леса 3 часа
Загадки Красного Бора 3\4 часа
Путешествие из 9 века 4\5\6 часов
Большое загородное путешествие 6\7\8 часов