Еще шесть лет назад, когда коммерческие авиакомпании начали внедрять в своих авиапарках спутниковую услугу Wi-Fi следующего поколения, спутниковая связь была ограничена одной геостационарной орбитой. Спрос на высокоскоростную, надежную спутниковую связь с низкой задержкой вызвал своего рода «гонку вооружений» среди производителей терминалов по всему миру.
Новое поколение наземного оборудования способно поддерживать операции на нескольких орбитах — геостационарной (GEO), средней (MEO) и низкой околоземной орбите (LEO). Терминалы заметно отличаются от своих предшественников, выпущенных до 2020 года: они имеют гладкие плоские панели и низкопрофильный дизайн.
В этом году ThinKom Solutions, которая уже оборудовала многие самолеты своими терминалами ThinAir, продемонстрировала антенны, способные обеспечивать связь через спутники на нескольких орбитах. И это не единственный производитель оборудования, который ожидает, что будущее за многоорбитальными спутниковыми терминалами, которые будут работать с требуемой надежностью.
В ThinKom отмечают, что новая технология «полностью соответствует самым строгим нормативным требованиям… она способна очень быстро перемещать лучи и работать в очень широких каналах и диапазонах частот, что необходимо для поддержки нескольких созвездий».
В феврале этого года SES, ThinKom и Hughes завершили демонстрацию многоорбитальной услуги для поддержки правительственных воздушных миссий посредством использования бортового спутникового терминала ThinKom ThinAir Ka2517 на средней околоземной орбите (MEO) и геостационарной орбите (GEO) SES. спутниковые сети.
Для игроков спутниковой индустрии, имеющих прочные позиции на GEO, переход на многоорбитальные терминалы становится своего рода бизнес-необходимостью, поскольку такие клиенты, как правительство и военные, требуют сетей с более высокой отказоустойчивостью.
Тем не менее, одноорбитальные решения по-прежнему оптимальны для некоторых вариантов использования, например, для коммерческого морского транспорта, отмечают в аналитическом агентстве Valor Consultancy. Ожидается, что мультиорбитальные технологии будут широко использоваться в коммерческой и военной авиации, а также в морской и наземной мобильности, считают аналитики. В Valor Consultancy прогнозируют, что глобальные поставки плоских панельных антенн для мобильной связи (COTM) вырастут с уровня чуть ниже 3000 до примерно 100 000 единиц к 2030 году, при среднегодовом темпе роста 57 %.
Компания Cobham Satcom, которая разрабатывает и производит антенны активного слежения для спутников GEO, HEO, MEO и LEO, также сосредоточена на предоставлении многоорбитальных, многодиапазонных и многосетевых возможностей операторам, обслуживающим военные и коммерческие приложения. В марте 2023 года компания подписала контракт на поставку SES многоорбитальных терминалов тактического слежения и антенны слежения, устанавливаемой на транспортном средстве Explorer 8120, для поддержки ряда систем связи через спутниковую группировку O3b mPOWER. Хотя Cobham Satcom предлагает многоорбитальные антенны для поддержки приложений NGSO и GEO в морской и наземной связи, отсутствие функциональной совместимости между сетями, каждая из которых имеет свою собственную форму сигнала и модемы, является постоянной проблемой для отрасли, отмечают в компании. Консорциум по совместимости цифровых промежуточных частот (DIFI), в который входят многочисленные заинтересованные стороны спутниковой отрасли, усердно работает над стандартизацией.
Эксперты ждут, что наземное оборудование будет меняться по мере того, как отрасль движется к программно-определяемым приложениям, и это требует изменений. Будущее многоорбитальных терминалов действительно многообещающее, и они сыграют значительную роль в сфере спутниковой связи. При этом «одноорбитальные терминалы будут продолжать занимать свое место в течение многих лет, обслуживая конкретные случаи использования, когда дополнительная орбитальная поддержка не требуется», считают в SatixFy, компании которая разрабатывает системы спутниковой связи нового поколения на базе чипсетов собственной разработки. Например, в таких приложениях, как Интернет вещей, где экономическая эффективность является решающим фактором, одноорбитальные терминалы, вероятно, останутся преобладающими.
Выбор между многоорбитальными и одноорбитальными терминалами будет во многом зависеть от конкретных требований и бюджетных ограничений каждого приложения, обеспечивая сосуществование обоих типов терминалов для удовлетворения разнообразных потребностей отрасли».