Удивительно, но именно успехи СССР в освоении эфирного пространства и международное сотрудничество в этой области привели просвещенное фантазерство к кризису. "О чем могут писать теперь просвещенные фантазеры, когда люди свободно разгуливают по Луне?" вопрошал в одной из своих статей Искандер Самарский. Сам писатель во второй половине пятидесятых годов отошел от детской литературы. Его увлекла новая тема, получившая с легкой руки Ивана Ефремова название "археонавтика".
Речь идет о возможности взаимодействия наших далеких предков с пришельцами из мирового пространства. Еще в 1952 году специалисты по атомной энергетике из Французской Сопредельной Республики открыли в Западной Африке, в местности Окло, природный атомный реактор. Известный российский археолог Борис Борисович Пиотровский (1908-1990), комплексная экспедиция под руководством которого проводила раскопки неподалеку, выдвинул гипотезу, которую подхватили газеты и каналы стереовидения всего мира.
Пиотровский предположил, что "атомный реактор в Окло" не естественного, а искусственного происхождения и создан он был для снабжения энергией пояса исполинских древних городов, руины которых только-только начали раскапывать. Великий археолог пошутил, но миллионы сторонников "археонавтики" восприняли его слова всерьез и планету охватила лихорадка поиска следов древних пришельцев. Масла в огонь подлило сообщение экипажа эфиролета "Аэлита", которым руководил ученый и эфиронавт Иосиф Самуилович Шкловский (1916-1985), во время марсианской экспедиции 1964 года, подтвердившее искусственное происхождение спутников Марса.
Просвещенные фантазеры, которые увидели в археонавтике выход из жанрового кризиса, наперебой кинулись сочинять истории о древних пришельцах. Фундаментальным произведением на эту тему стал роман Искандера Самарского "Гибель Фаэны". В нем писатель рассказал о трагической судьбе обитателей десятой планеты Солнечной системы, получившей название Фаэтон (Фаэна - по версии Самарского), которые не сумели решить политические проблемы и взорвали собственный мир атомным зарядами, превратив его в астероидное облако.
Лишь немногим фаэтам удалось спастись. Часть из них выбрала новым местом жительства Марс, часть - Венеру, а самые отчаянные - Землю. Именно эти фаэты и заложили великую цивилизацию Древнего Габона и построили реактор в Окло. Тему подхватил молодой, но амбициозный ПФ-писатель Кирилл Привалов (1934-2003). Он написал целый цикл приключенческо-фантастических повестей о девочке Аленке Огаревой, которая вместе со своим отцом Игорем и друзьями, юными археонавтологами, проводит раскопки на Земле, Венере, Марсе и в поясе астероидов, всюду отыскивая следы древних пришельцев.
Не смог пройти мимо археонавтики и Роберт Хайнлайн (1907-1988). Будучи гражданином САСШ, в 1934 году, по политическим мотивам, он эмигрировал в Конфедерацию Штатов Америки. В 1957 был избран сенатором Флориды и способствовал строительству первого в Северной Америке эфиродрома на мысе Канаверал, откуда в 1960 к Луне отправился атомный эфиролет "Просперити-13", чья драматическая эпопея взволновала все прогрессивное человечество. В 1963 КША подала заявку на вступление в состав СССР, которая через год была одобрена Верховным Советом. А в 1965 Роберт Энсон Хайнлайн был избран председателем ВС новообразованной Американской Сопредельной Республики.
В просвещенном фантазерстве сенатор Хайнлайн дебютировал в 1958 году, когда в англоязычной версии журнала "Удивительные истории" был напечатан роман "Сироты небесные" (Orphans of the Sky). История одичавшего экипажа межзвездного эфиролета "Авангард" привела читателей в восторг. Роман был немедленно переиздан на русском языке под названием "Пасынки Вселенной" и получил в 1960 престижную премию "Аэлита". Несмотря на огромную занятость, Хайнлайн продолжил творческую деятельность. И в 1961 вышел его роман "Чужие" (Аliens), блестяще экранизированный в 1986 году режиссерами Павлом Клушанцевым и Джеймсом Кэмероном (1954).
По сюжету романа часть экипажа злосчастного эфиролета "Авангард" покидает его и после долгих странствий в мировых пустынях опускается на планету в системе звезды Дзета Сетки, где обнаруживает эфиролет археонавтов, в трюмах которого натыкается на кладку гигантского ксеноморфа. Лишь вмешательство создателей инопланетного корабля, которые прибыли за ним, спасает землян от полного уничтожения, вылупившимися из яиц чудовищами. За первым романом последовали другие, на страницах которых люди, рука об руку с археонавтами, вычищают Вселенную от расплодившихся ксеноморфов.
В ином ключе решал проблему контакта с археонавтами российский просвещенный фантазер Сергей Вьюжин (1910-1994). В своей масштабной эпопее "Ни люди, ни боги" (1962-1970) он подробно рассказывает о контакте землян с расой археонавтов, которая начинается с конфликта, постепенно переходящего к установлению дипломатических связей и к крепкой дружбе. Первая книга цикла, роман "Враг мой", в котором рассказывается о том, как на пустынной планете вынуждены выживать вчерашние враги - земной эфиронавт Илья Давыдов и археонавт Шиген Джерриба, которого россиянин зовет по простому Жоркой.
В 1981 году режиссер Ричард Викторов (1929-1983) снял по этому роману синематографический фильм "Через тернии к звездам", но к началу семидесятых годов археонавтика перестала привлекать читателей и просвещенные фантазеры вынуждены были искать новые источники вдохновения. Обитателей эфирных поселений, созданных под руководством ученика и последователя Циолковского Джерарда О`Нила (1927-1992), трудно было удивить приключениями в мировых пространствах. Им куда интереснее было читать о Земле.
И группа молодых и амбициозных просвещенных фантазеров откликнулась на этот запрос, провозгласив своим творческим принципом "Главное - на Земле!", но о том, как они реализовали его мы расскажем в следующей главе.