Книга — не только источник знаний, но и источник денег в умелых руках издателя. А может ли автор заработать на своем литературном труде?
Реально ли получать доход с писательства?
По статистике Российской книжной палаты, в 2022 году самым издаваемым автором стал «король ужасов» Стивен Кинг — в стране выпустили 1,3 млн экземпляров его произведений. Вторая строчка у классика русской литературы Федора Достоевского (чуть более 916 тыс.), третья — у мастера детективной прозы Агаты Кристи (848 тыс.). В первой десятке из ныне живущих российских авторов отметилась только Дарья Донцова, которая расположилась на шестом месте с результатом в 543,5 тыс. изданных экземпляров.
О чем это говорит? Может, о том, что нет смысла заниматься писательством в России, ведь зарабатывают на книгах лишь единицы? Так думают многие причастные к литературной деятельности люди. Так выгодно ли писать книги в нашей стране? Спойлер: Да. Но вам придется столкнуться с целой россыпью подводных камней.
Игорь Манн, самый известный маркетолог России, автор статей и книг о финансах и экономике:
«К сожалению, авторы в российских издательствах не зарабатывают. Заработок на написании книги — это исключительная история. Основную прибыль получает издательство, затем магазины. Читатель извлекает пользу, а автор пишет “за спасибо”».
В чем секрет Стивена Кинга?
Стивен Кинг в своем бестселлере «Как писать книги», посвященном литературному ремеслу, рассказал о вдохновении, привычках и жизненном опыте, которые сделали его таким плодовитым автором — он создал более восьми десятков произведений. При этом популярность к американскому писателю пришла не сразу. Первым изданным романом стал «Кэрри», хотя до его выхода у «короля ужасов» уже были готовы «Бегущий человек», «Долгая прогулка» и «Ярость», от которых отказались издательства.
Перед публикацией в 1974 году автор получил уйму отказных писем от издательств. Но Кинг писал, совершенствовал свой стиль, и в итоге получил за «Кэрри» баснословный гонорар. Многие посчитали это простой удачей, потому что не знали, какая огромная работа стоит за этим успехом.
Можно ли заработать автору книги в России?
Хороший заработок на написании книг в России возможен только в том случае, если вы — автор уровня Стивена Кинга или Дарьи Донцовой, то есть попадаете в существующие тренды. Кроме того, необходимо обладать высочайшим мастерством, упорством и стойкостью к отказам, а также умерить свое эго, чтобы писать то, что нужно издателям. Ну и немного удачи не помешает.
Британский писатель Артур Конан Дойл «убил» своего популярного литературного героя в рассказе «Последнее дело Шерлока Холмса», чем вызвал поток гневных писем от читателей и недовольство со стороны издателя. В итоге гениального сыщика пришлось «воскресить», чего автор в принципе делать не хотел. Далеко не каждый писатель согласится на такой шаг.
Поэтому прежде, чем погрузиться в писательство, подумайте хорошенько, потому что вам придется писать не то, что хотите вы, а то, что хочет аудитория.
Чтобы стать мастером своего дела — в литературе, спорте, музыке или бизнесе — понадобится не менее 10 тысяч часов. Такую закономерность выявил доктор К. Андерс Эрикссон и его команда из Университета штата Флорида. Но если вы писатель, этого времени может быть недостаточно для достижения мастерства. В литературе такая практика может занять полжизни и все равно не гарантирует, что вы научитесь создавать таких героев и сюжеты, которые будут постоянно попадать в тренд и приносить доход.
Например, в моей практике был опыт, когда мы решили хайпануть: написали микрокнигу на актуальную тему, что привело к взрыву продаж. Но это напомнило торговлю цветами на 8 марта — в праздники спрос зашкаливает, а потом наступает затишье.
Если прочитанное вас не пугает, ответьте себе на простой вопрос: готовы ли вы не получать денег за ваши книги годами? Если ответ «нет» или «не знаю» — лучше не идти в писательское ремесло.
Да, заработать на собственной книге в России реально, но очень сложно — это факт. Зато вы можете получать хороший доход с помощью книги как инструмента для заработка.
Как заработать писательством: книга как инструмент, а не товар
Когда вы пытаетесь получить доход от своей книги, то воспринимаете ее как некий конечный товар, который должен заинтересовать читателя и хорошо продаваться на рынке. Но сегодня успех и деньги чаще всего приходят к тем авторам, которые используют книгу в качестве инструмента для заработка: через создание и продвижение личного бренда или через продажи связанных с книгой продуктов или услуг.
Цели могут быть разными:
- продать определенные инфопродукты — вебинары, консультаций, курсов и других офлайн- и онлайн-мероприятий;
- привлечь квалифицированных сотрудников за меньшие деньги;
- привлечь новых клиентов с более высоким чеком;
- увеличить средний чек и так далее.
Так книга начинает работать как сразу несколько инструментов в одном.
Представьте, что вы покупаете дорогой автомобиль. Перед покупкой не лишним будет узнать о его производителе, почитать отзывы о модели, сделать тест-драйв. То же правило работает и с дорогостоящим инфопродуктом. Перед покупкой вам важно прикоснуться к нему, понять, что внутри и насколько оно вам действительно нужно. Книга позволяет это сделать потенциальному клиенту бизнес-тренера, семейного психолога или другого специалиста. А самому автору — помогает системно прогревать аудиторию и повышать уровень доверия.
В качестве примера приведу произведение Романа Жилина и Илоны Дрожь «Что обо мне подумают, если у меня есть мечта». На данный момент продано порядка пяти тысяч экземпляров этого калейдоскопа мотивирующих историй, в которых рассказывается о простых людях, добившихся успеха без связей. Основная цель авторов не в доходе от самой книги, а в продаже своих инфопродуктов. Книга помогает продавать их дороже и в больших объемах.
Отмечу, что за продажу книги авторы получили более 4 млн рублей, но с ее помощью они впоследствии могут заработать гораздо больше. Причем доход будет постоянно расти, поскольку книга — это продавец-консультант и эксперт, который способен стимулировать покупки в режиме 24/7. В итоге автору уже не надо платить за лиды — они приходят к нему сами в лице читателей — то есть книга работает как реклама. И это касается не только инфобизнеса.
Сколько можно заработать с помощью книги в России?
Так сколько зарабатывают писатели книг в России? Точного ответа на этот вопрос нет: доход литераторов зависит от множества факторов — жанра, качества произведения, условий контракта с издательством, рыночной конкуренции — и варьируется от нуля до десятков миллионов рублей.
Вывод: если вы реально задумались о том, как выпустить книгу и заработать, будьте готовы мириться с возможным поражением и временем, потраченным впустую. Если ваша ключевая задача — монетизация, а не писательство, то подумайте, как использовать книгу с наибольшей выгодой.
АВТОР: Александр Корнев
Основатель литературного агентства Writer’s way