В современном мире мы можем наблюдать отлаженные процессы производства, высокопродуктивные единые центры обслуживания, в которых стандартизация процессов находится на очень высоком уровне и многие из них работают достаточно эффективно. Но так происходит не у всех. Несмотря на прогресс и инновации, в достаточно многих компаниях, особенно начинающих или развивающихся, можно столкнуться с плохо организованными внутренними бизнес-процессами. Давайте посмотрим, о чем почти 250 лет назад писал Адам Смит - основоположник экономической науки, трудами которого пользуются экономисты всего мира, и порассуждаем, насколько актуальны в современном мире выводы его исследования, а также какие методы применяются в управлении и выстраивании бизнес-процессов в современных компаниях, которые на практике достигают экономической эффективности.
1. О разделении труда от Адама Смита
В конце 1776 года, в Лондоне была издана книга "Исследование о природе и причинах богатства народов" - труд шотландского экономиста и философа, который систематизировал знания и заложил основу для экономики как науки. Книга имела огромную популярность в то время и распространилась далеко за пределы Европы.
Первый том книги был посвящен разделению труда, приведу несколько цитат:
1. Выгода, получаемая от сбережения времени, обыкновенно затрачиваемого на переход от одного вида работы к другому, значительно больше, чем мы в состоянии с первого взгляда представить себе.
2. Рабочий обыкновенно делает небольшую передышку, переходя от одного вида работы к другому. Когда он принимается за новую работу, он редко проявляет сразу большое усердие и внимание.
3. Наконец, всем должно быть понятно, как облегчается и сокращается труд благодаря применению надлежащих машин. Нет необходимости приводить примеры.
4. Труд, необходимый для производства какого-нибудь законченного предмета, тоже почти всегда распределяется между большим количеством людей.
5. Люди скорее открывают более легкие и быстрые способы для достижения какого-нибудь результата, когда все внимание их умственных способностей направлено к одной лишь определенной цели, чем когда оно рассеивается на большое количество разных предметов.
6. В цивилизованном обществе он [человек] непрерывно нуждается в содействии и сотрудничестве множества людей..... Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно... Именно таким путем мы получаем друг от друга значительно большую часть услуг, в которых мы нуждаемся.
В качестве изначальной причины, из-за которой зародилось разделение труда, Адам Смит указывал общую склонность к обмену, покупке для получения необходимых товаров и услуг, иначе человеку приходилось бы самому добывать для себя все необходимое ему для жизни.
2. Научная организация труда (НОТ) и ее современные направления
Концепция разделения труда, которую впервые детально описал в своем труде Адам Смит, была принята и внедрена многими производственными компаниями в последующие столетия. А последователи и современные ученые усовершенствовали и доработали базовые принципы, адаптировав их к современной реальности.
С начала прошлого столетия огромную популярность получила "Научная организации труда" (НОТ) - процесс совершенствования организации труда на основе достижений науки и передового опыта, основоположником которой стал Ф.У.Тейлор (1856 - 1915), который в 1911 году написал на эту тему монографию «Принципы научного менеджмента».
Разделение и кооперация труда стали базой для организации любых процессов, появилось понимание не только важности разделения труда, но и специализации, стандартизации процессов, а также внедрения системы качества менеджмента и повышения эффективности рабочих процессов. Вот, например, как характеризуется разделение труда на предприятии сейчас:
Разделение труда на предприятии означает обособление отдельных частичных трудовых процессов с целью сокращения производственного цикла за счет одновременного выполнения различных работ и повышения производительности труда. Последнее достигается за счет приобретения производственных навыков рабочими благодаря специализации работ.
Задачами же, которые решает НОТ стали: совершенствование и улучшение форм разделения труда, организации рабочих мест, методов труда, применение нормирования, а также подготовка и обучение кадров. При этом, если в начале применения НОТ речь шла о переходе от ручного труда к индустриализации, то сейчас огромную роль занимает автоматизация и цифровизация процессов, внедрение инноваций и новых технологий.
Целью большинства современных направлений и инструментов НОТ (операционный менеджмент, реинжиниринг бизнес-процессов, бережливое производство, Six Sigma и другие) ставится повышение экономической эффективности. Рассмотрим два последних метода чуть более подробно.
3. Концепция "Бережливое производство"
Одними из самых популярных концепций при выстраивании бизнес-процессов в компаниях стали две концепции - Бережливое производство и Шесть Сигм. Обе предполагают постоянную оптимизацию процессов компании, исходя их ориентации на конечного потребителя продукции, однако имеют отличия.
Бережливое производство (от англ. lean production, lean manufacturing) — концепция рационализации бизнес-процессов, направленная на его ускорение и сглаживание путем выявления и исключения (оптимизации) процессов, которые не добавляют ценности продукту и являющихся причиной возникновения так называемых "скрытых потерь" деятельности компании.
Согласно концепции Бережливого производства организация процессов внутри компании ориентирована на планомерное сокращение процессов и операций, не добавляющих ценности для конечного потребителя. А виды потерь, которые устраняются, определяются как в технологических процессах, так и в подходах по организации труда и использованию ресурсов. Приведу виды потерь, с которыми борется эта концепция:
- потери из-за перепроизводства,
- потери времени из-за ожидания,
- потери при ненужной транспортировке,
- потери из-за лишних этапов обработки,
- потери из-за лишних запасов,
- потери из-за ненужных перемещений,
- потери из-за выпуска дефектной продукции,
- нереализованный творческий потенциал сотрудников,
- перегрузка рабочих, сотрудников или мощностей при работе с повышенной интенсивностью,
- неравномерность выполнения операции.
Если первые семь видов потерь были обозначены Тайити Оно (основоположником производственной системы Тойоты, на основе которой была сформулирована концепция бережливого производства), то последние три были добавлены учеными-исследователями, которые изучали работу данной концепции в дальнейшем ( Книга "Дао Тайота" и другие).
Цель применения на практике такой концепции - постоянное совершенствование бизнес-процессов и использования ресурсов компании, в том числе трудовых.
4. Концепция "Шесть сигма" (Six Sigma)
Концепция Six Sigma была разработана и впервые внедрена на практике в компании Моторола в 1986 году и подразумевает концентрацию на требованиях потребителя. Для проектирования и совершенствования бизнес-процессов используется пять шагов DMAIC (от англ. define, measure, analyze, improve, control):
- Определяются основные требования потребителя/ заказчика, цели, которые требуется достичь
- Проводится сбор данных и измерение текущих процессов, расчет возможностей процессов "как есть"
- Анализируются полученные результаты, идентифицируются проблемы, отклонения
- Разрабатываются способы внедрения улучшений в процессы
- Осуществляется контроль по итогам изменения процессов
Внедрение концепции Шесть Сигм на практике подразумевает задействованность менеджмента и вовлеченность всех работающих сотрудников, вместе ориентированных на повышение качества, удовлетворенности и лояльности конечных потребителей продукции. Ее применение выходит за пределы производственных процессов, данный метод используется и в проектном управлении и банковской сфере и многих других, которые занимаются обслуживанием различных клиентов.
Иногда концепции Бережливого производства и Шесть Сигм могут использоваться вместе, сочетая в себе действия, направленные на сокращение потерь, ускорение работы процессов, а также повышение качества и удовлетворенности потребителей продукции компании.
5. Почему компании могут работать неэффективно
На мой взгляд для того, чтобы правильно выстраивать бизнес-процессы, которые работают как часы с минимальным количеством потерь и затрачиваемых ресурсов, а труд использовался эффективно, должно одновременно присутствовать несколько факторов:
- Осознание и стремление руководства, что именно правильно выстроенные бизнес-процессы, соответствующие стратегии, целям и задачам - это залог успешно работающего бизнеса
- Высокая информированность и понимание практик ведения бизнеса: помимо теоретических знаний, важна насмотренность - "а как выстроены процессы в других компаниях?"- и сопоставление с применяемыми практиками внутри компании
- Наличие необходимых ресурсов для реализации нужных и правильных подходов в управлении
- Умение правильно расставлять приоритеты, которые должны работать на реализацию стратегии компании
- Высокая координация внутри компании и поддержание информированности сотрудников по реализуемым задачам и установленным целям
- Открытость к изменениям и готовность адаптации бизнес-процессов к новым задачам, вызовам и изменениям внешней среды
Отсутствие этих факторов способно негативно влиять на результаты деятельности компании. Конечно, бизнес можно вести самыми разными способами: если однажды была сформирована работающая бизнес-модель, которая приносит результаты, все возникает вопрос - "А зачем улучшать, если и так работает?".
Другой вопрос - а действительно ли компания успешна в полной мере и использует свои возможности правильно? На что ориентируется - краткосрочное извлечение прибыли или построение работающего бизнеса на долгосрочную перспективу, как долго сможет сохранять свои конкурентные преимущества, когда мир стремительно меняется вокруг?
И именно здесь на помощь приходят годами наработанные практики управления, выстраивания и оптимизации бизнес-процессов, в основе которых лежит научная организация труда и успешный опыт других компаний.
Понравилась статья - ставь лайк, подписывайся на канал, пиши комментарии!
Теперь также в Телеграм.