Москва, 50-е годы. Архитекторы и строители отрабатывают разные варианты перехода к массовому жилищному строительству. Параллельно с людьми город осваивают крысы.
В ноябре 1952 года появиляется решение №60/8, которое сохранилось в Главархиве Москвы. Им утверждаются первые столичные «Общестроительные правила по защите жилых и общественных зданий гор. Москвы от грызунов». Отныне эти правила обязательны к исполнению для всех проектировщиков и строителей.
Моссовет предлагал выстраивать защиту от грызунов комплексно. Прежде всего, авторы тщательно проанализировали все научные данные о путях и способах проникновения грызунов в строения. Среди потенциально "крысоопасных" направлений и объектов были перечислены вводы труб и проводов, вентиляционные и отопительные каналы, водопроводные и канализационные трубы, оконные и дверные проемы, люки подвалов и первых этажей, шахты лифтов, лестничные марши и площадки, а также другие подобные места с отверстиями.
В первую очередь, позаботились о фундаменте здания. Он заглублялся в землю не менее чем на метр и имел сплошной цоколь над уровнем земли такой же метровой высоты. В местах ввода всех коммуникация внутрь зданий в каналах и тоннелях устраивались специальные бетонные диафрагмы. Все отверстия, расположенные на высоте до одного метра от земли, в обязательном порядке заделывались прочно закрепленной металлической сеткой с размером ячеек не более чем 10 миллиметров. В подвальных помещениях отныне допускалось изготовление полов исключительно из твердых материалов: бетонных, асфальтовых, плиточных. По новым правилам при возведении многоквартирных домов теперь нельзя использовать дерево.
Все оконные проемы подвалов стеклили или закрывали все той же металлической сеткой. Двери в подвальные помещения, складские люки и внутренние двери в обязательном порядке делали из стали или обивали кровельной сталью, а зазоры между дверями и дверной коробкой не превышали пяти миллиметров.
Нельзя было забывать и о перекрытиях, отделявших подвалы от первых этажей. Правилами выдвигалось требование герметичной изоляции путем установки сплошных железобетонных перекрытий монолитной или сборной конструкции с обязательной герметизацией всех вводов отопительных, водяных труб и кабель-каналов. Внутри всех вентиляционных каналов на уровне ввода на этажи должны были ставиться металлические сетки из проволоки, толщиной не меньше миллиметра и с диаметром ячеек пять на пять миллиметров. Все двери должны были максимально плотно прилегать к коробкам.
Особое внимание уделялось шахтам лифтов и лестничным пролетам как потенциально незащищенным участкам. Лифтовые шахты в обязательном порядке затягивали металлической сеткой с минимальным размером ячеек, наружные двери лифтов просто обязаны были быть металлическими и прилегать к коробке с зазором менее пять мм, едва ли не герметично.
Все лестничные площадки и марши должны были выполнять из такого же твердого материала, как и перекрытия, и не допускать на них пустот, особенно на цокольном и первом этажах. Пристальное внимание в новых домах уделяли мусоропроводам. Все клапаны (приемные отверстия) мусоропроводов должны были выполняться исключительно из металла и плотно закрываться. Конструкция мусоропроводов исключала возможность их самопроизвольного открытия или открытия изнутри трубы. Двери камер мусоропроводов также выполняли из металла или обивали их на всю высоту кровельной сталью.
Кроме того, для недопущения грызунов в дома архитекторам нужны были особые материалы. Правилами рекомендовалось впредь сокращать использование дерева и расширять применение материалов повышенной прочности: естественного и искусственного камня, железобетона, цементных растворов, всех видов облицовочных керамических и стеклянных плиток и металла. (с)