Руководит палехскими иконописцами Андрей Ополовников. По специальности он — художник лаковой миниатюры. Художественное училище окончил в Палехе — в небольшом посёлке, известном на весь мир своими мастерами-иконописцами. Костяк художественной бригады сложился в 2008 году. Сегодня в ней — 12 человек, все родом из Палеха. Каждый занят своим делом: одни пишут фигуры святых, другие — орнамент, третьи отвечают за архитектуру, пейзажи, работу с золотом.
— У большинства из нас в роду были иконописцы и художники, — поясняет Андрей Ополовников. — Например, у нашего мастера Александра Блохина прадед был иконописцем, а дядя расписывал храмы Московского патриархата. Как и наши предки, все мы — верующие. А как иначе? Заниматься делом, в которое ты не веришь, не вкладываешь себя, — бессмысленно и неинтересно. Перед началом любой работы молимся, как положено христианам.
Качество работы зависит от строительных лесов
В творческой копилке мастеров — храмы в Магадане, Саратове, Сочи, Москве, Ивановской и Тамбовской областях, Удмуртии... Когда корреспонденты «Коммуны» навестили мастеров, они работали в воронежском храме иконы Божией Матери «Всецарица» около полугода. Трудились с 8 утра до 9 часов вечера вахтовым методом. Три — четыре недели — в Воронеже, потом на неделю-другую отправляются домой. В столице Черноземья жили в квартире, которую предоставил заказчик.
— На экране — эскиз будущего оформления пространства, — объясняет корреспонденту «Коммуны» Андрей Ополовников. — Перед тем как его создать, мы снимаем размер стен, «загоняем» их в программу и начинаем прорисовывать орнаменты. Затем согласовываем их с настоятелем храма. Получив одобрение, переводим изображение на стену при помощи проектора. Таким образом мы можем исключить ошибки, которые появились бы, если бы мы просто перерисовывали эскиз. Но ещё в 1999 году эскизы переносили вручную при помощи картонных трафаретов, потом припорохом переводили — контуры орнамента засыпали красящим порошком, чтобы он отпечатался на стене. А в храмах XVII века, например, при прорисовке контуров по сырой штукатурке использовали графью — иголку, вставленную в деревянный череночек.
Иконописцы не считают, сколько раз в день им приходится подниматься по строительным лесам на высоту 25 метров от уровня пола в храме. Причём не с пустыми руками. Каждый берёт с собой корзину, куда складывает краски и палитру для их смешивания, банку с водой для хранения и мытья кистей. Когда колера заканчиваются, спускаются вниз. Потом опять наверх. Кстати, высоты мастера боятся. Правда, это чувство сохраняется первые несколько дней после начала работы. Затем страх уступает место привычке.
Строительные леса предоставляет иконописцам заказчик. От прочности материалов, из которых они собраны, от мастерства сборки зависит и качество работы иконописцев.
— Балансируя на жёрдочке на высоте около 30 метров, трудно изобразить что-то красивое, — улыбается Андрей Ополовников. — Поэтому наличие качественных строительных лесов — одно из важных условий работы.
«Во время работы постоянно совещаемся»
По словам мастера, сложности возникают при работе постоянно.
— Взять, к примеру, купол: из-за искривлённого свода рисунок изнутри воспринимается иначе, чем при взгляде на него с пола, — продолжает Ополовников. — Здесь важно учитывать перспективу. При работе в алтаре Благовещенского собора мы постоянно звонили нашему товарищу, который стоял внизу. Он говорил нам, что надо исправить, а что оставить как есть. Много сил ушло тогда на орнаментальную арку. Её видно из храма, поэтому она должна быть продолжением арки иконостаса. Вообще мы постоянно совещаемся, вносим правки в работу, чтобы всё воспринималось единым целым.
Сюжеты в храме располагаются по определённым канонам. В алтаре про православной традиции изображаются евхаристические композиции. По стенам — евангельские сюжеты, в приделах (пристройка к храму для размещения дополнительного алтаря с престолом для богослужений) — жития местных чтимых святых. Например, в храме посвященом Божьей Матери «Всецарица» художники должны изобразить больше сюжетов, связанных с Богородицей. По этой же причине в орнаменты и композиции стараются ввести больше синего цвета, потому как он считается цветом Богородицы.
— При изображении Богородицы и Христа мы ориентируемся на каноническую живопись, — подключается к разговору иконописец Александр Роговский. — Нас часто спрашивают: с кого мы пишем лики святых? Могут ли они быть похожи, например, на наших родственников? Нет, однозначно. В иконописи это не принято.
А золото — не настоящее
В своей работе современные иконописцы используют в основном финские краски.
— Это в старину настенная живопись писалась яичной темперой, — рассказывает Александр Роговский. — Темпера в переводе с итальянского означает «смешивать, смягчать». Брали земляные и минеральные пигменты разных цветов, смешивали с яичным желтком. Потом на каменных плитах курантом (это такой цилиндрический каменный пестик) растирали в единую красящую пасту. Дальше разводили квасом или эмульсией и писали по сырой штукатурке. Такую технику палешане даже в советское время использовали.
Сейчас мастера покупают краску, составляют в колор-студии базовые цвета, которые потом смешивают по своему усмотрению. Кисти и валики приобретают в художественных и строительных магазинах. Что касается золота, то в оформлении храма «Всецарица» его нет, в отличие от Благовещенского собора.
— Там мы брали тонкие листы раскатанного золота, прокладывали их пергаментом, — рассказывает мастер-золотильщик Сергей Усачёв. — Потом этот слоёный пирог отбивали резиновыми молотками. Когда оно становилось тоньше, его обрезали и подавали в листочках. Но это всё очень дорого. В храме «Всецарица» используем так называемое типографское золото. Оно представляет собой плёнку, на которую нанесено полимерное напыление. От настоящего золота на вид не отличить, к тому же оно в разы дешевле. Не менее важно, что со временем оно не зеленеет.
Через год, когда работа в этом храме подойдёт к концу, палешане по уже сложившейся традиции устроят «разбор полётов».
— Когда храм расписан, он выглядит очень здорово, — говорит Андрей Ополовников. — Полностью заполненное пространство излучает магнетизм. Первые минуты, когда мы это видим, восхищаемся вместе со всеми. А потом начинаем придираться: вот здесь надо было так, тут — иначе. Этот момент неудачен, а другой отлично получился. Такое копание полезно — оно помогает совершенствоваться.
СПРАВКА «КОММУНЫ»
Чем отличается палехская икона?
Палех стал центром иконописного промысла ещё в XVII веке. Палехские иконы отличаются сложной композицией и обилием деталей. Для них характерны сочетание лазурно-голубых, пурпурно-розовых, бирюзово-зелёных тонов, своеобразная лепка объёма цветовыми пробелами более холодных оттенков. Здесь можно встретить горки, разнообразные деревья, фантастические кустарники и причудливые палаты. Палехскими иконами восхищались Николай Некрасов, Николай Лесков, Антон Чехов. Две иконы– «Двунадесятые праздники» и «Богоматерь» - были отосланы Гёте. Палешане занимались ещё росписью и реставрацией церквей и соборов, Грановитой палаты Московского Кремля, Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря.
Автор: Тамара Гашимова (газета «Коммуна»)