Найти тему
музыка | filumjazz

Аквариум - "Табу" 1982

Для субкультуры "ленинградского рока" этот магнитоальбом во многом знаковый. В это время уже сошлись все звёзды, сделавшие музыку ленинградцев культурным явлением. Одну из самых важных ролей в этом всём сыграла фигура Андрея Тропилло и его любительской студии звукозаписи. Во многом электрическое звучание Ленинградского рока придумывалось в стенах этой студии. В своих воспоминаниях Тропилло подчёркивал, что он не просто фиксировал музыку, а старался помогать создавать звучание подпольным группам. Для этой цели он приглашал музыкантов из профессиональной музыкальной среды — таким образом мы можем видеть среди участников записей на его студии джазового пианиста Сергея Курёхина, джазового саксофониста Игоря Бутмана, профессионального рок-гитариста Александра Ляпина и многих других. Некоторые из музыкантов впоследствии начали всерьёз сотрудничать с молодыми рокерами, но это случилось уже потом, а на момент записи первого электрического альбома Аквариума у коллектива не было ни барабанщика, ни соло-гитариста, ни, тем-более, клавишника. Не было и электрических аранжировок песен. Все создавалось прямо во время сессий записи.

Аквариум - "Табу"
Аквариум - "Табу"

Вообще-то рок существовал в СССР к этому моменту более 10 лет и андеграундный в том числе. Разрешённый рок существовал в прокрустовом ложе движения ВИА и имел достаточно многочисленные записи на фирме Мелодия. Но вот андеграундному року везло гораздо меньше: за редчайшим исключением он не записывался вообще. Благодаря целенаправленной и системной работе Тропилло по записи ленинградских подпольных, а с созданием рок-клуба официально "любительских" коллективов, мы сейчас имеем представление об эпохе. А ведь современники имели возможность благодаря этому видеть альтернативный взгляд на рок-музыку и желание этим заниматься и, главное, расти.

А расти было куда. Большинство подпольщиков того времени исполняли рок в
акустике и могли только мечтать об "электричестве". Большой проблемой был ограниченный доступ к эстрадным инструментам. Вторым сдерживающим фактором развития "электричества" были многочисленные сложности с устройством подпольных концертов. Намного легче было проводить квартирники в малых акустических составах. Но музыканты, играя на акустических дворовых гитарах всегда делали это так, как будто играют на "подключенных" инструментах. Тем ценнее слушать первые по-настоящему "электрические" опыты, пусть они во многом ещё сырые и не очень стройные.

Борис Гребенщиков — голос и гитары
Сергей Курёхин — препарированное пианино (Курёхин втыкал кнопки в молоточки пианино), (1-7, 9, 10) перкуссия (8)
Александр Ляпин — электрогитара (1-9)
Владимир Грищенко — бас (2-7, 9)
Пётр Трощенков — барабаны (1-9)
Всеволод Гаккель — виолончель, (1,9, 10), бас (1)
Игорь Бутман — саксофон (3, 6, 8, 9)
Михаил Васильев-Файнштейн — перкуссия,(3), бас (8)
Андрей Романов — флейта (10)

Если понравилось, не забудьте подписаться!

#filumjazz