2 сентября 1908 г. родился Валентин Петрович Глушко – главный конструктор жидкостных ракетных двигателей, член Совета главных конструкторов, дважды Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР.
Валентин Глушко родился в Одессе. В 1919 г. поступил в Реальное училище Святого Павла, переименованное позднее в профтехшколу «Металл» имени Троцкого. В детстве Валентин ходил на уроки рисования и игры на скрипке, несколько лет учился в Одесской народной консерватории, а затем в Одесской музыкальной академии. Он также проявлял способности к изучению иностранных языков.
Примечательный факт — в 1917–1924 гг. в Одессе жил и учился в школе С.П. Королев. Валя Глушко и Сережа Королев ходили по одним одесским улицам и бульварам, но в детстве им познакомиться не довелось, потому что у них были разные увлечения. Королев интересовался авиацией, а Глушко — астрономией, после прочтения в 1921 г. научно-популярных книг Жюля Верна «С Земли на Луну» и «Вокруг Луны». Валентин начал посещать обсерваторию, изучал звездное небо, прочел все книги по астрономии в городской библиотеке.
В 1922 г. в 14-летнем возрасте Валентин Глушко создал одесский «Кружок молодых мироведов». Школьники изучали астрономию, вели наблюдения за Луной, Солнцем, Венерой и Марсом, описывали метеорные потоки и другие астрономические явления, проводили собрания, на которых делали доклады по астрономии.
Однажды В.П. Глушко прочитал краткую статью К.Э. Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами» и был потрясен идеями реактивного движения. В 1923 г. школьник Глушко решил написать автору публикации с просьбой выслать полный вариант статьи, а также сочинение «Вне Земли». К.Э. Циолковский выслал юноше статью и некоторые свои книги, пообещав, что в дальнейшем будет присылать ему все свои труды. Их переписка длилась семь лет. Глушко писал К.Э. Циолковскому, что «межпланетные сообщения являются моим идеалом и целью моей жизни, которую я хочу посвятить для этого великого дела».
В 1924 г. В.П. Глушко опубликовал свою первую статью «Завоевание Землей Луны», а в 1926 г. — «Станция вне Земли». Кроме того, он подготовил две книги: «История развития идеи межпланетных и межзвёздных путешествий» и «Проблема эксплуатации планет».
В 1925 г. Валентин Глушко поступил на физико-математический факультет Ленинградского государственного университета. Во время учебы познакомился с астрономом Я.И. Перельманом и профессором ЦАГИ В.П. Ветчинкиным.
В 1929 г. В.П. Глушко поступил на работу в Ленинградскую газодинамическую лабораторию (ГДЛ) под руководством Н.И. Тихомирова и стал руководителем подразделения по разработке электрических и жидкостных ракетных двигателей.
В 1930–1931 гг. в ГДЛ были разработаны и изготовлены первые в СССР жидкостные ракетные двигатели: ОРМ (опытный ракетный мотор), ОРМ-1 и ОРМ-2. В 1932 г. под руководством В.П. Глушко были разработаны экспериментальные двигатели от ОРМ-4 до ОРМ-22, а в 1933 г. — двигатели ОРМ-23 — ОРМ-52.
Двигатель ОРМ-50 предназначался для ракеты «05» конструкции московской ГИРД, где работал С.П. Королев. Валентин Петрович Глушко познакомился с Сергеем Павловичем Королевым на одном из совещаний у маршала М.Н. Тухачевского, когда решались организационные вопросы по объединению ГДЛ и ГИРД в московский Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). Приказ о создании РНИИ был подписан 21 сентября 1933 года, и в начале 1934 г. В.П. Глушко и другие сотрудники бывшей ГДЛ переехали в Москву, где продолжили заниматься разработкой жидкостных ракетных двигателей уже в РНИИ. В.П. Глушко был назначен начальником сектора «Азотнокислотные ЖРД» отдела № 2 этого института.
В 1934–1938 гг. подразделение РНИИ под руководством В.П. Глушко создало двигатели ОРМ-53 — ОРМ-102. Значимым достижением тех лет было создание двигателя ОРМ-65 на азотнокислотно-керосиновом топливе для ракетоплана РП-318 и крылатой ракеты 212 конструкции С.П. Королева.
В марте 1938 г. В.П. Глушко по ложному доносу был необоснованно арестован, и в августе 1939 г. осужден к заключению в исправительно-трудовом лагере сроком на 8 лет.
В заключении В.П. Глушко работал над созданием самолетных реактивных ускорителей при Казанском заводе № 16 (ОКБ-16). В ноябре 1942 г. в ОКБ-16 был переведен и С.П. Королев, арестованный в июне 1938 г. и также необоснованно осужденный. Он стал начальником группы по разработке реактивной установки. В конце 1943 г. первый отечественный жидкостный реактивный двигатель (ЖРД) РД-1 был принят в серийное производство.
За успешное выполнение работ по созданию РД-1 в 1944 г. В.П. Глушко и ряд ведущих сотрудников, в том числе С.П. Королев, были освобождены из заключения со снятием судимости.
В декабре 1944 г. В.П. Глушко был назначен главным конструктором Опытно-конструкторского бюро специальных двигателей (ОКБ-СД) в Казани.
В 1945-1946 гг. Валентин Петрович в составе группы советских специалистов-ракетчиков находился в командировке в Германии и изучал трофейную ракетную технику.
В 1946 г. В.П. Глушко был назначен главным конструктором ОКБ-456 (ныне — НПО «Энергомаш») с перебазированием коллектива ОКБ-СД из Казани в подмосковные Химки. Сначала здесь изготавливались двигатели РД-100 для первой советской боевой ракеты Р-1. Затем ОКБ-456 приступило к созданию двигателей нового поколения, мощных ЖРД на низкокипящих и высококипящих топливах, установленных практически на всех отечественных боевых ракетах и космических ракетах-носителях (РН), которые обеспечили вывод на орбиту первых ИСЗ, первых межпланетных станций и первых советских космонавтов.
Для первой советской межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, которая затем стала ракетой-носителем, в ОКБ-456 были созданы двигатели РД-107 и РД-108. В модернизированном виде они до сих пор используются на РН «Союз». В последующие годы под руководством В.П. Глушко были разработаны двигатели для РН «Космос», «Протон», «Циклон» и ряда других ракет.
В.П. Глушко являлся одним из главных руководителей ракетно-космической отрасли страны. Понимая всю ответственность за дальнейшее развитие космических исследований в СССР, Валентин Петрович считал своим долгом информировать правительство страны о проблемах в отрасли. 10 июля 1967 г. он написал письмо министру общего машиностроения СССР С.А. Афанасьеву, в котором критиковал деятельность ЦКБЭМ, отметил отставание СССР от США по программе исследований Луны и выступил в защиту проекта УР-700 — ЛК-700 главного конструктора В.Н. Челомея (РГАНТД. Ф. 330. Оп. 1. Д. 229).
В мае 1974 г. В.П. Глушко стал директором и генеральным конструктором НПО «Энергия», в состав которого вошли ЦКБЭМ (бывшее ОКБ-1) и КБ «Энергомаш» (ОКБ-456). В конце того же года под руководством Глушко была разработана Комплексная ракетно-космическая программа на период 1975-1990 гг. В течение 15 лет предполагалось создать семейство ракет-носителей РЛА-120, −130, −140, −150, многоразовую транспортную космическую систему (МТКС) с крылатой многоразовой первой ступенью, постоянную орбитальную станцию (ПОС) на полярной орбите, а также пилотируемый лунный экспедиционный комплекс (ЛЭК). Эта программа была амбициозной и намного предвосхитила свое время.
Хотя полностью реализовать Комплексную программу не удалось, НПО «Энергия» достигла выдающихся результатов — были созданы орбитальные станции второго поколения «Салют-6» и «Салют-7», орбитальный комплекс «Мир», РН «Энергия» с самыми мощными в мире ЖРД и многоразовый корабль «Буран».
На запуск «Бурана» в ноябре 1988 г. Валентин Петрович приехать не смог, он был тяжело болен. Умер 10 января 1989 г. в возрасте 80 лет. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
В.П. Глушко является автором более 400 научных работ, статей и изобретений. Он внес неоценимый вклад в написание истории советской космонавтики. Под его редакцией были опубликованы три издания энциклопедии «Космонавтика», которая стала настольной книгой как для специалистов, так и для любителей космонавтики. Валентин Петрович тщательно следил за достоверностью фактов, описываемых исторических событий. В качестве примера можно привести письмо В.П. Глушко и Ю.А. Мозжорина заведующему отделом пропаганды ЦК КПСС Б.И. Стукалину о роли А.Г. Костикова в создании реактивной установки «Катюша» (РГАНТД. Ф. 330. Оп. 1. Д. 230).
С.Х. Шамсутдинов