#культурныйкод
31 августа 1872 года родилась Матильда Кшесинская — одна из самых известных балерин в истории России. Читайте о невероятной судьбе «заслуженной артистки императорских театров» и звезды «Русских сезонов» в материале Михаила Борисова.
«В день выпускного спектакля решилась судьба всей моей жизни», — пишет в «Воспоминаниях» Матильда Кшесинская. 23 марта 1890 года на сцене Михайловского театра 18-летняя выпускница Императорского Театрального училища исполнила па-де-де из «Тщетной предосторожности» на музыку итальянской песни «Стелла конфидента». Танец Матильде дозволялось выбрать самостоятельно как одной из первых учениц училища, и она взяла за образец увиденный недавно па-де-де итальянской балерины Вирджинии Цукки в паре с Павлом Гердтом. На выпускном Матильда танцевала в голубом костюме c букетом ландышей, она исполняла сложный танец с большим воздушным шарфом, в котором легко можно было запутаться. В зале присутствовала царская семья — император Александр III c императрицей Марией Федоровной, четыре брата государя, цесаревич Николай Александрович. После спектакля воспитанников училища собрали в репетиционном зале и начали представлять царской семье, но Александр III вдруг громко спросил: «А где же Кшесинская?». Матильду подвели к императору, она сделала поклон, и Александр III произнес: «Будьте украшением и славою нашего балета». Затем был обед, и Александр III усадил Матильду возле себя, а цесаревичу указал место рядом со словами: «Смотрите только, не флиртуйте слишком». С этих слов начался роман Матильды с Романовыми. Сначала с цесаревичем Николаем, будущим Николаем II. Затем была большая дружба с великим князем Сергеем Михайловичем, и, наконец, брак с князем Андреем Владимировичем.
Балетный критик Вадим Гаевский называет Кшесинскую «балериной-монархисткой» и пишет: «Кшесинская — это императорский балет… Не только потому, что балет Петербурга был тесно связан с монархией и петербургским двором, а потому, что в ее представлении сам был монархией, и она царствовала в нем самодержавно».
Маля — так называли Матильду в детстве близкие — родилась в большой семье «короля мазурки» Феликса Кшесинского и танцовщицы Юлии Доминской. От первого брака у Юлии Доминской было пятеро детей, во втором браке с Феликсом родилось еще четверо, Матильда — самая младшая. Феликс Кшесинский обучался классическим и характерным танцам с восьми лет, в четырнадцать танцевал мазурку перед императором Николаем I, в 1853 году он приехал из Варшавы в Петербург, выступал на сцене Александринского и Мариинского театров. «Мои родители очень любили своих детей и жили для них», — вспоминает Матильда.
Матильда родилась на «13 версте Петергофского шоссе», в Лигово, на даче, которую родители нанимали на лето. Одно из ярких детских впечатлений Матильды — отец берет ее на дневной спектакль «Конек-Горбунок», в котором сам принимает участие, и забывает в Большом (Каменном) театре. Явившись домой один, он слышит от супруги «Где же Маля?» — и мчится обратно в театр. Оказывается, Маля пряталась за креслом, дожидаясь вечернего представления. В театре ей очень понравилось. Другое детское воспоминание — отец смастерил модель Большого театра, у модели можно крутить ручку и менять декорации. Самый большой праздник в детства Мали — 31 августа — день рождения. Соседи в этот день приносили в дом подарки — корзинки с яйцами, ягодами, грибами. Вечером отец в честь дочери устраивал самодельный фейерверк.
В 1880 году восьмилетнюю Малю определили в Императорское Театральное училище приходящей ученицей, где она скучала на занятиях Льва Иванова — «Лев Иванов аккомпанировал нашим танцам на скрипке и, кажется, любил эту скрипку больше своих учениц». Затем Маля учила сложные движения в классе балерины Екатерины Вазем. Вазем делала Мале замечания: «Кшесинская, не морщите лоб, рано состаритесь». В 15 лет Кшесинская стала заниматься у Христиана Петровича Иогансона и встретила в нем «не только выдающегося учителя, но поэта, художника, вдохновенного творца». «Каждое его движение было значительно, выражало мысль, отражало состояние души, — и все это он стремился передать нам». Будучи уже молодой актрисой, Матильда продолжала брать у него уроки.
В подростковом возрасте, когда Маля переживала сомнения в правильности выбранного пути, ей довелось увидеть на сцене уже немолодую танцовщицу Вирджинию Цукки. Выступления Цукки на петербургской сцене производили на Матильду «впечатление потрясающее, незабываемое… я впервые начала понимать, как надо танцевать, чтобы иметь право называться артисткой, балериной… У Цукки были необыкновенно выразительные движения рук и изгиб спины… Цукки была моим гением танца, вдохновившим и направившим на верный путь». Однажды при встрече Цукки подарила Матильде цветок, и Кшесинская много лет его хранила в банке со спиртом и сожалела, когда, уезжая из России, была вынуждена оставить его в Петербурге.
Еще до официального выпуска из училища Кшесинская дебютировала на сцене Красносельского театра в 1890 году в бенефисном спектакле. Ее партнером был Николай Легат. Танцевали «Тщетную предосторожность». По поводу дебюта в газетах появились отзывы: «Грациозная, хорошенькая, c веселой детской улыбкою, она обнаружила серьезные хореографические способности». После выпускного Матильду Кшесинскую зачислили в труппу Мариинского театра и она стала — Кшесинской 2-й. Первой называли ее старшую сестру Юлию — Кшесинская 1-я.
В первом сезоне 1890–1891 года Матильда выступала 22 раза в балетах и 21 — в операх. Молодой балерине доверяли и сольные партии — в «Спящей красавице» Кшесинская исполняла партию феи Кандид в прологе, затем в разных актах — герцогиню и Красную шапочку. В газетах писали: «Госпожа Кшесинская удивила знатоков балета смелостью своих туров, настоящим стальным носком. Вот почти готовая балерина, если только театральная администрация даст возможность молодой артистке выдвигаться».
1 ноября 1891 года Кшесинская заменила уехавшую из России итальянку Карлотту Брианца и исполнила свою первую большую партию в балете Минкуса «Калькабрино». Журнал «Артист» написал: «Г-жа Кшесинская талантлива, молода и хороша собою и вполне законченно владеет всем запасом хореографических средств итальянских танцовщиц: силою корпуса, твердостью и отчетливостью пуантов, чисто делает глиссады, свободно делает два и даже три тура на носке». В парижском журнале Le Monde Artiste опубликовали восторженный отзыв: «Мадемуазель Кшесинская, дебютировавшая в качестве прима-балерины, выступила блистательно. Этот успех обрадовал русских, поскольку он был одержан воспитанницей русской национальной школы, взявшей от итальянской лишь необходимые элементы для модернизации классического танца».
17 января 1893 года Матильда впервые исполнила свою коронную в будущем партию Авроры в «Спящей красавице». На страницах «Петербургской газеты» критик Николай Безобразов восторженно хвалил балерину: «Г-жа Кшесинская проявила массу огня, силы, смелости в двойных турах, апломб, крепкие пуанты». В этот год в Петербург приехала итальянка Пьерина Леньяни, она обладала фантастической техникой, и между балеринами началось соревнование за первенство. Матильда была невероятно амбициозна, честолюбива и трудоспособна. «Кшесинская все свое время отдавала работе. Усиленно тренировалась часами, никуда не выезжала и никого не принимала, ложилась спать в 10 вечера, каждое утро взвешивалась, всегда готовая ограничить себя в еде, хотя ее диета и без того была достаточно строгой. Перед спектаклем она оставалась в постели 24 часа, лишь в полдень съедала легкий завтрак. В шесть часов она была уже в театре, чтобы иметь в своем распоряжении два часа для экзерсиса и грима», — вспоминала другая выдающаяся балерина рубежа ХIХ–ХХ веков — Тамара Карсавина.
Статус прима-балерины Матильда Кшесинская получила только в 1896 году. Она стала первой русской танцовщицей, исполнившей трюк из 32 фуэте в «Лебедином озере». На «Лебединое…» у нее была монополия. Лучшие партии в репертуаре Кшесинской — Эсмеральда в «Эсмеральде» Пуни, Лиза в «Тщетной предосторожности», Аспичия в «Дочери фараона» Пуни. Кшесинская танцевала фею Драже в «Щелкунчике», Терезу в «Привале кавалерии». Публика обожала Кшесинскую, часто не отпускала со сцены, и балерина бисировала по шесть раз. На сцене Кшесинская выступала в настоящих украшениях, после спектаклей гоняла по столице на рысаках. Она очень любила скорость, каталась на велосипедах, обожала автомобили.
В 1896 году к празднованию коронации Николая II две труппы — Большого и Мариинского — объединились и готовили балет «Прелестная жемчужина». Участие в спектакле Кшесинской посчитали бестактным по отношению к императрице Александре Федоровне и не пригласили. Кшесинская была оскорблена и устроила скандал директору Императорских театров Сергею Волконскому. Дело кончилось тем, что благодаря заступничеству великого князя Владимира Александровича специально для Кшесинской Мариус Петипа сочинил в уже готовый балет еще одно па-де-де, а композитор Рикардо Дриго дописал музыку. Кшесинская исполнила с триумфом партию Желтой жемчужины.
В 1900 году у Кшесинской был бенефис в честь десятилетия на сцене, на обеде после спектакля она познакомилась с великим князем Андреем Владимировичем, двоюродным братом Николая II, осенью 1901 года Матильда и Андрей Владимирович отправились в путешествие по Италии и Франции. 18 июня 1902 года у Матильды родился сын Владимир. Через два месяца после родов Кшесинская вернулась на сцену. В Мариинском театре начиналась эпоха Михаила Фокина, Кшесинская стала первой партнершей Вацлава Нижинского, танцовщика нового поколения, покровительствовала ему, Сергей Дягилев устроил для Кшесинской гастроли в Англии. В Лондоне Кшесинская за пять недель выступила девять раз. В первом выходе она исполняла па-де-де из «Спящей красавицы», затем — «Карнавал» Фокина и, наконец, «Лебединое озеро». Партнером был Нижинский. Публика пришла в восторг от блеска академического танца.
Балетный критик Аким Волынский в 1912 году в «Биржевых ведомостях» назвал Матильду «черноглазой дьяволицей балета». «Артистка показывает настоящие чудеса хореографической техники, — писал Волынский. — Она играет себя, свой гений, капризный и могучий, с оттенком греховной личной гордыни... От вычурно кричащих линий ее демонического искусства веет иногда морозным холодком. Но временами богатая техника артистки кажется чудом настоящего и притом высокого искусства, — в такие минуты публика разражается неистовыми аплодисментами, воплями сумасшедшего восторга. А черноглазая дьяволица балета без конца повторяет, под браво всего зала, свои невиданные фигуры, свой ослепительно прекрасный диагональный танец через всю сцену».
В 1915 году Михаил Фокин поставил несколько коротких балетов для благотворительного спектакля. В «Эросе» на музыку Струнной серенады Чайковского главные роли исполняли Кшесинская и окончивший училище в 1911 году молодой танцор Петр Владимиров. Кшесинская увлеклась красивым молодым танцовщиком. В 1916 году, для того чтобы танцевать с ним в паре, она выступила в «Жизели». Это была творческая неудача — романтический балет получился надуманным и претенциозным.
В 1917 году после падения царского режима, столичные газеты печатали разоблачения придворной балерины под заголовками «16 пудов серебра из палаццо Кшесинской», народ распевал частушки: «Ты, Кшесинская, пляши, Вензеля ногой пиши. Мне, мальчишке, вензеля, Тебе, девчонке, векселя». Последний раз Кшесинская выступила в столице 17 мая 1917 года. На сцене Петроградской консерватории она танцевала в парче и золотом кокошнике «Русскую» на музыку Чайковского. Танцевала на пуантах и «со слезами на глазах». В июле балерина покинула Петроград, в феврале 1920-го — Россию, отправившись на лайнере «Семирамида» из Новороссийска в Константинополь.
В следующий раз «Русский танец» Матильда Кшесинская исполнила на сцене Ковент-Гардена в 1936 году на гала-концерте, устроенном в ее честь. Кшесинской было 64 года, и это был последний выход на сцену примы Мариинского театра. Публика вызывала Матильду на поклоны восемнадцать раз.
В 1958 году балетная труппа Большого театра приехала в Париж, и Матильда Кшесинская пошла в Оперу, как она писала «посмотреть русских». «Я плакала от счастья, — продолжала в мемуарах Кшесинская, — это был тот же балет, который я видела более сорока лет назад, обладатель того же духа и тех же традиций… Россия способна, как никто, сочетать технику и вдохновение».
Матильда Кшесинская прожила большую жизнь, она скончалась 6 декабря 1971 года и похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. На скромной белой плите высечена надпись: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская».