Согласно исследованию Национальной инспекции общественной безопасности, с начала 2023 года в стране произошло более 1000 дорожно-транспортных происшествий. По данным Всемирной торговой организации, Молдова занимает 9-е место в Европе и СНГ с 78,1% смертности в результате несчастных случаев на миллион жителей. В том, что в Молдове смертность от ДТП в 4 раза выше, чем в среднем по Европе виноваты и общество, и власти.
Вина на водителях
В подавляющем большинстве причиной ДТП является превышение скорости. На втором месте — управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Другими словами, проблема кроется в человеческой безответственности. Людям плевать на жизни окружающих. Пока водители будут думать подобным образом, в Молдове увеличится число таких искалеченных в ДТП людей, как Марчела Палади. Из-за водителя-лихача молодая девушка осталась без ног. Ей пришлось собирать деньги по всей стране, чтобы провести операцию. Девушка до сих пор чувствует фантомные боли и не может привыкнуть к протезам. По словам Палади, после ДТП лишь 20% из тех людей, которые остановились, столпившись возле нее, пытались помочь. Один из водителей, проезжая мимо, цинично снимал на телефон происходящее. Полиция пыталась замять дело, а сам виновник разгуливал на свободе и с пренебрежением реагировал на сложившуюся ситуацию.
Вина на органах правопорядка и судьях
Полицейские часто закрывают глаза на превышение скорости, если им положить в карман несколько сотен долларов. Одни не ловят нарушителей, другие не констатируют грамотно вину, третьи выносят смягчающие приговоры. Бывает, что и сами полицейские убивают людей на дорогах. К примеру, на этой неделе 22-летняя сотрудница Гениспектората полиции, сев пьяной за руль, спровоцировала аварию в Сынжере. Погибла 30-летняя женщина, ее 6-летнаяя дочь - в больнице со множественными травмами. Ещё одна пострадавшая в этом дорожном инциденте девушка находится в тяжёлом состоянии. В апреле в Кишинёве полицейский автомобиль Dacia Logan врезался в машину скорой помощи. Официально виновником ДТП сделали водителя «скорой». В полиции работают честные люди, но наряду с ними есть много взяточников и лихачей. Коррупция существует не только на дорогах, но и в образовательных учреждениях. Самые хитрые граждане покупают права или платят экзаменаторам для «ускорения процесса сдачи экзамена на права».
Вина на пешеходах
Нам всем не хочется этого признавать, но мы нарушаем ПДД. Нельзя переходить на красный, нельзя во время движения по переходу проезжей части дороги смотреть в смартфон, нельзя переходить по проезжей части дороги в неположенном месте, или в положенной ее части - по диагонали. Правил не так много, но люди умудряются их нарушать. То же самое касается родителей. Детей надо учить правилам поведения на дорогах. В социальных сетях часто публикуют видеозаписи, на которых первоклассники перебегают дорогу там, где это не положено. Часто такие видео заканчиваются трагедией. От детей необходимо прятать ключи от автомобилей. В Каменке 14-летний подросток хотел покрасоваться перед девочками отцовским «БМВ». В результате, он и его брат-близнец погибли после спровоцированного ими ДТП. Молодые люди должны понимать опасность подобного поведения.
Вина на власти
Изменения в Кодексе о правонарушениях, введение нормативных актов и прочие бюрократические «реформы» не помогут решить проблему. Нужна работа по всем фронтам. Молдова – страна вина и винограда. Алкоголь - на каждом шагу. Поэтому властям следует вводить жёсткие наказания за вождение в состоянии алкогольного опьянения. Общество должно порицать пьяных людей за рулём. Необходимо снизить максимальную скорость движения до 45 км/ч - 32 км/ч. Непопулярное будет решение, но оно поможет спасти много жизней. Надо усилить правоприменение – то есть контроль за исполнением правил дорожного движения, от штрафов на основании записей с камер наблюдения до действий полиции. Министерству инфраструктуры вместе с МВД необходимо создавать грамотное дорожное проектирование, организацию движения, барьеры и ограды. Министерство образования должно снизить количество уроков по интеграции и "западной инклюзивности", и наконец нормально взяться за уроки ПДД в школах. Детская смертность на дорогах растёт. Мы убиваем будущее поколение.
Самое главное требование — власти должны показать правильный пример поведения на дорогах. Сейчас из основных примеров для подражания мы имеем PAS-овского примара из Брынзен, который стал участником ДТП, сев за руль пьяным. Или сына руководителя аппарата премьер-министра Речана, который в июле сбил насмерть мужчину. Рыба гниёт с головы. Пока власти не начнут наводить порядок на дорогах, наше общество не изменится.